От бронепоезда до «Ласточки»

25 Ноября 2020 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены Центром исторического наследия ЮУЖД
От бронепоезда до «Ласточки»


Предыдущий «Музейный гид» был посвящен Центру исторического наследия Южно-Уральской железной дороги. Он открылся в Челябинске 1 октября недалеко от вокзала. Сегодня мы продолжаем путешествовать по прошлому железной дороги.

Центр исторического наследия ЮУЖД — это не просто хранилище раритетов, документов и фотографий, а научный, учебный, культурный центр. Здесь собираются свидетельства прошлого, популяризируются славные страницы истории, проходит профориентация подрастающего поколения, теперь это и важное звено корпоративной культуры и имиджа «Российских железных дорог». Экспозиция выполнена по последнему слову музейных технологий, где уникальные экспонаты соседствуют с интерактивными макетами, инсталляциями, весь музей с первого до четвертого этажа опоясывает огромный видеоэкран длиной 86 метров.

Этапы большого пути

Если первый раздел экспозиции открывает историю железных дорог Южного Урала конца XIX — начала XX века, то второй и третий разделы посвящены истории Южно-Уральской железной дороги, ее становлению, развитию и современности.
Формирование железнодорожной сети происходило постепенно: сначала в 1888-1892 годах железная дорога пересекла Южный Урал с запада на восток, затем началось строительство Транссиба, появились ветки на Екатеринбург — в 1896 году, на Троицк и Кустанай — в 1911-1912 годах, от Троицка до станции Карталы — в 1915-1916 годах, к 1916 году завершено возведение Западно-Уральской железной дороги. Революция и Гражданская война затормозили развитие сети. В 1930-1940-х годах построены ветки от станции Карталы до Магнитогорска, Орска, Акмолинска, от Челябинска до Каменска-Уральского.

Все эти линии, ветки и участки в 1934 году вошли в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги. Сегодня линии ЮУЖД пролегают по территориям Курганской, Оренбургской, Самарской, Свердловской, Челябинской областей, Башкортостана и Северного Казахстана. В экспозиции музея наглядно представлены этапы формирования дороги: схемы, планы и карты, здесь же галерея портретов начальников дороги.

Вспомним, что в первом разделе экспозиции реконструирован рабочий кабинет дежурного по станции начала XX века, другой кабинет — 1930-е годы. Тут массивный резной стол под зеленым сукном, на нем уже электрическая лампа, телефон вместо телеграфного аппарата, печатная машинка, письменный прибор, в углу огромные напольные часы с боем, на стене портрет императора заменило фото Иосифа Сталина.

650-434-max (1).jpg

Герои фронта и тыла

В предвоенные годы ЮУЖД начала ускоренно развиваться, локомотивный парк пополнился мощными паровозами (серий ИС, СО, ФД, их макеты представлены в витринах), велись строительство и реконструкция железнодорожных путей, расширялись старые и строились новые депо, удлинялись станционные пути. Реконструкция позволила к 1940 году в 2,4 раза увеличить грузооборот и в 2 раза — производительность труда железнодорожников.

Обстановку предвоенного времени представляет жилая комната семьи железнодорожников, в ней все, как и у других семей: комод с патефоном, металлическая кровать, ковер на стене, буфет с посудой, домотканые половики на полу, связь с железной дорогой передает китель дежурного по станции, оставленный на стуле, и форменное железнодорожное женское платье (и такие были!).

Война стала испытанием для железной дороги. На плечи железнодорожников легла ответственная задача эвакуации в короткие сроки промышленных предприятий, оборудования, населения из западных регионов страны на Урал и дальше на восток. Это время стало и периодом активного развития ЮУЖД, например, были реконструированы многие железнодорожные узлы и станции, построены новые.

За годы войны 21 работник ЮУЖД стал Героем Советского Союза. В витринах представлены предметы военного времени: награды, фляжки, планшеты, грамоты и фотографии. Интересен комплект женской солдатской формы, его редко встретишь в музеях, он отличается от мужской лишь одним — вместо брюк юбка, а гимнастерка, сапоги, пилотка, ремень такие же.

650-434-max.jpg

Задание Родины

В годы Великой Отечественной войны южноуральские железнодорожники, помимо основной работы, выполняли непосредственные заказы фронта. Так, в конце 1941 года они получили срочное задание Государственного комитета обороны — построить пять бронепоездов. Два из них изготовили челябинцы, еще два — оренбуржцы и один — петропавловцы. Для экспозиции центра был изготовлен макет бронепоезда.

Строители бронепоездов объявили себя военно-трудовыми подразделениями, выдвинув девиз: «В труде как в бою». Задача перед ними стояла непростая: отсутствовал опыт в строительстве, не хватало материалов, люди трудились по 14 и более часов. Деньги на строительство бронепоездов собирали всем миром, на эти цели в том числе были направлены средства, заработанные в ходе субботников и воскресников. Так, 11 и 14 января 1942 года на субботники и воскресники вышли свыше 10 тысяч железнодорожников и членов их семей. Весь заработок они передали на строительство бронепоездов и поездов-бань.

Броню поставлял Магнитогорский металлургический комбинат. Работы по строительству бронепоезда № 1, названного «Челябинский железнодорожник», были закончены к 24 декабря 1941 года, а 27 декабря 1941 года был готов бронепоезд № 2, получивший имя «Южноуральский железнодорожник». Коллектив строителей бронепоездов дополнительно оборудовал еще два вагона-кухни и два вагона для бойцов.

650-434-max (2).jpg

Управляя «Ласточкой»

Вторая половина XX века в экспозиции Центра исторического наследия ЮУЖД наполнена реалистичными и детализированными реконструкциями. Экспозиция музея позволяет окунуться в недавнее прошлое, еще живое в памяти многих. Например, вспомнить, как ездили в электричках (здесь воссоздан фрагмент настоящего салона электропоезда 1970-1980-х годов с деревянными лавками), или поездку до Москвы в фирменном поезде № 13 «Южный Урал» (настоящее купе, в котором все так, как было раньше: занавески, скатерть, ковер, белоснежное постельное белье, подстаканники, проводники в форменной одежде…) В вагоне-ресторане — накрахмаленные скатерти, здесь можно было выпить не только чай и кофе, но и спиртное, предлагалась и черная икра.

В 1965 году было запущено новое здание Челябинского железнодорожного вокзала, которое и сегодня поражает своей архитектурой. На макете можно разглядеть все детали привокзальной площади, устройство вокзала и прилегающей территории. В 1971 году успехи в развитии ЮУЖД были отмечены орденом Октябрьской Революции, о чем свидетельствует подлинная грамота.

И сегодня активное развитие продолжается. 5 ноября между Челябинском и Магнитогорском запущен скоростной электропоезд «Ласточка», а в музее можно посидеть в интерактивной кабине такой «Ласточки» и попробовать себя в роли машиниста.

Адрес музея: г. Челябинск, ул. Железнодорожная, 11
Режим работы: среда-воскресенье с 10:00 до 18:00. Касса до 17:00
Телефоны: 268-65-65, 268-33-21
E-mail: ego_kazakov@mail.ru

Вчера | 11:25
Металлургический район: 75 лет славы и доблести

Во Дворце культуры ПАО «ЧМК» 22 февраля состоялось торжественное мероприятие, посвященное дню образования Металлургического района города Челябинска «День района».

04.03.2021 | 17:21
Наука женского рода. Что думают женщины-ученые Южного Урала?

В Челябинской области наукой занимается около 3 тысяч женщин. 447 представительниц прекрасного пола имеют ученую степень, и эта цифра растет с каждым годом.

01.03.2021 | 11:43
Со своей колокольни. Цветная история Каслинского завода

В 1909 году фотограф Сергей Прокудин-Горский побывал на Каслинском заводе. Он забрался на высокую колокольню Успенской церкви, откуда получилось сделать шесть цветных фотографий. В кадр попал поселок с Вознесенской церковью и госпиталем, усадьбы с огородами и заводские цеха.

08.02.2021 | 11:55
Добавил красок. Каким был Южный Урал сто лет назад

«ЮП» открывает новую рубрику «Кадры века». Мы расскажем об истории самых интересных снимков нашего региона начала XX века.

Новости   
Спецпроекты