Классом едины. Готовы ли южноуральские школы принять «особых» детей

26 Января 2021 Автор: Юлия Махлеева Фото: Людмила Ковалева
Классом едины. Готовы ли южноуральские школы принять «особых» детей


В школах Челябинской области растиражируют ресурсные классы. Теперь особые дети смогут учиться с обычными сверстниками.

Однако переход на инклюзивное образование потребует как переобучения педагогов, так и закупку оборудования и принятие ряда правовых актов. Поэтому в ближайшее время областные власти планируют внести поправки в региональный закон «Об образовании» и изменить нормы финансирования школ.

Шаги к инклюзии

В Челябинской области насчитывается порядка 3,5 тысячи детей в возрасте от нуля до 18 лет, которые имеют тяжелые и множественные нарушения в развитии. Это в том числе ребятишки с диагнозами «аутизм» и «синдром Дауна». Большинство таких детей обучается в коррекционных школах. Сегодня в регионе работает порядка 50 таких учебных заведений. Однако многие эксперты считают, что будущее стоит за инклюзивным образованием. Это когда дети с ментальными нарушениями обучаются в обычных школах, тем самым приобретая ежедневную социальную практику. Большой шаг на пути к инклюзии Южный Урал сделал в 2019 году. Впервые в челябинской общеобразовательной школе № 109 открылся ресурсный класс, в котором дети с нарушениями интеллекта стали обучаться вместе с обычными учениками. Это стало возможным благодаря инициативе челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце».

«Особые дети, которые обучаются с обычными сверстниками, быстрее и лучше осваивают нормы социального взаимодействия. В будущем это помогает им овладеть профессией и стать самостоятельными при поддержке педагогов. Технология ресурсного класса оказалась очень востребованной. За последние полгода к нам обратились родители и педагоги из Снежинска, Миасса, Агаповского района с просьбой запустить такие же проекты, а также пять челябинских школ из разных районов города», — рассказывает председатель челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце», член совета по делам инвалидов при губернаторе Челябинской области Елизавета Кириллова во время пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс».

Безусловно, открытие даже одного ресурсного класса — это дорогостоящее дело. Так, 109-я школа на эти цели потратила более 2,8 млн рублей. Это были средства президентского гранта. Но для тиражирования этой практики потребуется стабильное финансирование. И его готово обеспечить правительство Челябинской области. Как сообщила первый заместитель министра образования и науки области Елена Коузова, в региональный закон «Об образовании» будут внесены соответствующие изменения, также будут пересмотрены нормативы финансирования школ, в которых такие классы появятся.

«Все, что связано со здоровьем и обучением детей, это ответственность не только родителей, но и власти. Апробация, которая прошла на базе 109-й школы, позволяет говорить, что технология открытия ресурсных классов прижилась и способна тиражироваться. Конечно, для их открытия понадобится немалая сумма: необходимо будет обучить педагогов, закупить оборудование, а также провести большую психологическую работу с коллективом школы и родителями учеников, чтобы они были готовы к тому, что в их школе будут учиться особые дети. На это потребуется время. Тем не менее мы планируем, что с сентября этого года еще несколько ресурсных классов откроется в нашем регионе. Они будут получать стабильное финансирование», — заявила Елена Коузова.

ресурсные-классы_Ковалева_118691263_система-безопасности,-видеонаблюдение.jpg

Поделимся опытом

При разработке нормативно-правовых актов Челябинский области может пригодиться опыт других регионов. К примеру, в Воронежской области инклюзивное образование стали внедрять 10 лет назад, а сейчас хороший пример показывает Волгоградская область. Кроме того, Всероссийская организация родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) представила свои наработки по расчету финансово-нормативных актов на комиссии по делам детей-инвалидов при президенте РФ.

«ВОРДИ готова включиться в работу по расчету финансовых нормативов в регионах. Сейчас Министерством просвещения России предусмотрена организация пяти пилотных регионов, в которых будет реализован такой подход. Челябинская область может стать одним из них, — отметила федеральный куратор направления «Образование» Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Ольга Квициния-Седых. — Также мы планируем открыть в 17 регионах ресурсные классы, и площадка Елизаветы Кирилловой выбрана в качестве федеральной. Многие регионы будут приезжать и перенимать опыт именно у Челябинской области».

Пока же из числа общеобразовательных организаций помимо 109-й школы с особыми детьми работает челябинская школа № 73. Уполномоченный по правам ребенка Евгения Майорова отметила, что побывала там и увидела положительную динамику в развитии особенных детей, после того как они сменили коррекционный класс на обычный.

Другой вопрос, готовы ли родители обычных детей, чтобы их класс стал инклюзивным. По мнению директора школы № 109 Светланы Аникиной, нельзя перегружать общеобразовательные классы различными вариантами развития детей.

ресурсные-классы_Ковалева_k-0912.jpg

«Мы пошли по такому пути, что за каждым классом закрепляется один особенный ребенок. Это не перегружает учителя и не создает дискомфортной ситуации в классе, не нарушает права детей. Кроме того, если ученикам не говорить, что к ним пришли особые дети, то они их воспринимают как обычных сверстников. Мы не разводим детей, а включаем их в класс нормы, — пояснят Светлана Аникина. — Всего у нас учится 70 детей с задержкой развития и 4 ребенка с тяжелыми ментальными особенностями. С ними занимаются учителя, тьюторы, логопеды, дефектологи, психологи».

Результаты обучения в ресурсном классе действительно впечатляют. Сегодня особенным ученикам под силу посещать 50 % занятий с обычными детьми, в остальное время они учатся по индивидуальным программам.


Поделиться

Вчера | 10:40
Уральский инженер «душит» вражеские дроны

У радиомеханика Дамира из Челябинской области на СВО своя миссия: боец невидимого фронта разрабатывает и собирает в своей мастерской портативные станции радиоэлектронной борьбы.

09.10.2024 | 11:02
В интересах детей. Какие авторские проекты предлагает детский омбудсмен

Что толкает подростков на преступления и как этого избежать, как бороться и реально помогать «трудным» родителям, что такое «Социальный театр для НЕтрудных детей»?

27.06.2023 | 14:54
Энергия будущего. В Челябинской области прощались со школой на «Атомном выпускном»

В Челябинск, в Центральный парк культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина, 24 июня съехались выпускники со всей области. Перед ребятами выступили известные музыканты, для них работали бесплатные аттракционы и теплые шатры с горячим чаем.

26.06.2023 | 16:35
Доброе «УТРО». На Южном Урале проходит масштабный форум для молодежи

В этом году Челябинской области выпала честь принимать молодежный форум «УТРО». На шесть дней на курорте под Миассом собралось около 500 юношей и девушек, педагогов и наставников из 30 регионов России, ЛДНР, а также Казахстана и Беларуси. Главной темой в этом году станет патриотическое воспитание и новые вызовы для России.

Новости   
Спецпроекты