Челябинские врачи удалили опухоль беременной и спасли жизнь малышу

9 Марта 2021 Автор: Лия Захарова Фото: предоставлено Челябинским центром онкологии и ядерной медицины
Челябинские врачи удалили опухоль беременной и спасли жизнь малышу


Уникальный случай произошел в Челябинском центре онкологии и ядерной медицины.

На 27-й неделе беременности пациентке пришлось удалить злокачественную опухоль, после чего она доносила и родила ребенка в срок. Мама и малыш чувствуют себя прекрасно, а врачи, онкологи и акушеры-гинекологи, празднуют очередную победу над болезнью.

Исключить риски

Ничего не предвещало беды. Елена, жительница Челябинска (имя изменено по просьбе самой пациентки), встала на учет по беременности как положено. Вся семья и сама мамочка готовились к появлению уже второго малыша. На сроке в 16 недель во время УЗИ брюшной полости специалисты как случайную находку обнаружили новообразование на почке. Биопсия подтвердила подозрения — рак. «Первые ощущения — шок, боязнь за ребенка, — вспоминает Елена, и голос у нее начинает дрожать. — Было очень много консилиумов, даже предложение прервать беременность, врачи говорили, что рак и ребенок несовместимы». При этом сама беременность протекала очень хорошо, без отклонений по всем результатам и по всем скринингам. Ребенок развивался идеально, и ни разу не возникало никаких предпосылок госпитализировать Елену на сохранение.

«Во время беременности на почки возлагается достаточно большая нагрузка, — подчеркивает заведующий отделением Челябинского областного перинатального центра, главный акушер-гинеколог минздрава Челябинской области Алексей Шерстобитов. — Увеличивается объем циркулирующей крови, и почки работают, по сути, за двоих — за маму и будущего малыша. Поэтому акушеры-гинекологи боятся любой почечной патологии. Если орган не справится со своей функцией, то это грозит достаточно грозными осложнениями. Перестраховщики в этом плане мы огромные! У нас сразу ком в голове, чем все может закончиться. Когда это сочетается еще и с онкологической патологией, когда опухолевый процесс может начать расти, то риски возрастают многократно. И тогда избежать операции, даже во время беременности, не удается».

Однако онкологи Челябинского областного центра онкологии и ядерной медицины решили рискнуть и пролонгировать беременность как можно пациентка_Киприянов.jpgдольше. «Если брать по отдельности онкологическую проблему и отвлечься от самой истории, то в принципе локализованный рак почки I-II стадии подлежит хирургическому лечению, и оно считается радикальным методом, — поясняет врач-онколог, хирург онкоурологического отделения ЧОКЦОиЯМ Евгений Киприянов. — По результатам пациент может войти в ремиссию на неопределенно долгий срок. Другими словами, избавиться от недуга. Кроме того, опухоли почки на начальной стадии растут и развиваются крайне медленно. Эта ситуация была абсолютно нестандартной. Нужно было решать проблему в совокупности: не только удалить рак почки, но и доносить беременность до такого срока, чтобы малыш родился жизнеспособным. Мы предприняли попытку динамического наблюдения».

До 26 недель беременности опухоль вела себя спокойно. Елена ежемесячно проходила контрольное УЗИ, пока очередное не показало незначительное увеличение размеров новообразования. Тогда было принято непростое решение оперировать пациентку во время беременности. Риски были крайне велики, это понимали все. В назначенный день в операционной собрались сразу четыре бригады врачей: хирургическая онкологов-урологов, анестезиологов-реаниматологов, акушеров-гинекологов, неонатологов и детских реаниматологов Областного перинатального центра. Эту «кучу людей» Елена увидела только краем глаза, даже подумать ни о чем не успела, как погрузилась в сон.

Спасение по стандарту

«Сама операция достаточно тиражируемая, стандартная, — добавляет Евгений Александрович, — такого рода резекции почки мы проводим в нашем онкоцентре ежедневно. В данном случае она состоялась благодаря многим составляющим моментам. Размеры новообразования (около 6 см) были пограничными, при которых еще можно было выполнить органосохранную операцию (поэтому и проводился ежемесячный контроль УЗИ, чтобы не выйти за границы этих данных). Онкоцентр как специализированное учреждение третьего уровня обладает многофакторными и междисциплинарными возможностями. Современное техническое оснащение оперблока, наличие и владение электрохирургическим инструментарием, обеспеченность высококлассным шовным материалом, оснащение и квалификация анестезиологической и реанимационной службы позволили выполнить это хирургическое вмешательство». На самом техническом исполнении беременность никак не сказывалась. «Разве что места для маневра было поменьше за счет увеличенной матки», — смеется онкохирург.

А вот акушерам-гинекологам и детским реаниматологом было тревожно до самого конца. Вела беременность, а потом и присутствовала на операции у Елены врач акушер-гинеколог ОПЦ Ирина Киприянова. «Мы понимали, что случиться может всякое, и пришли со всем своим инструментом и оборудованием, чтобы быть готовыми к досрочному родоразрешению и реанимации малыша, — добавляет Ирина Игоревна. — Всю операцию прождали с Алексеем Васильевичем и были так рады, что остались не у дел, вообще не понадобились. Это был один из лучших дней, когда мы, наконец-то, ничего не делали».

Послеоперационный период протекал как обычно, без каких-то особенностей. Елена идеально доносила беременность и на сроке в 39 недель родила ребенка. Контрольное исследование КТ, которое было выполнено спустя месяц после родов, подтвердило отсутствие злого недуга. Сама Елена и ее близкие — мама, муж и старший сын, наконец-то выдохнули свободно и радовались появлению в семье такого долгожданного и поистине дорогого чуда.

Важенин_c-5282.jpg«Несмотря на то что в онкологии мы говорим о стандартах лечения, о порядках, жизнь многообразна, и абсолютно идентичных ситуаций не бывает, и умный врач тем и отличается от ремесленника, что умеет различные ситуации приводить в некую систему, находить алгоритмы решения, в том числе и в нетрадиционном их сочетании, — подчеркивает главный врач ЧОКЦОиЯМ, академик РАН Андрей Важенин. — Мы довольны результатом, желаем успеха пациентке и потомству. Дай бог и нам возможности не потерять квалификацию и твердость руки, чтобы решать эти проблемы».

Специалисты отмечают: с улучшением качества диагностики, оказания онкологической помощи, ростом числа выживших онкопациентов и увеличением вновь выявленных случаев такие ситуации в медицинской практике будут встречаться все чаще и чаще. Важно, чтобы сам пациент шел на контакт с докторами, доверял им. «Нужно отметить, что на первом же расширенном консилиуме с участием онкологов перед нами предстал настоящий боец, — уверен Евгений Александрович. — Елена следовала всем нашим указаниям, целиком и полностью, абсолютно безоговорочно доверяла, была в постоянном контакте. Никаких вторых-десятых мнений не было. Все наши рекомендации выполнялись четко и в срок. И большое ей за это спасибо!»

Тактика лечения

Что могло послужить спусковым механизмом для возникновения опухоли, можно только догадываться. Случай казуистический, и назвать какие-то факторы, которые могли бы точно привести к развитию онкопатологии, невозможно. Их просто не существует. Повлияла ли на это беременность, тоже неизвестно. Поскольку рак почки был локализованным и проведено радикальное лечение, то никакого другого специального пациентке уже не требуется.

«Случай действительно неординарный, — соглашается с коллегой Алексей Васильевич. — Даже описанных в научной литературе не так много, когда на фоне рака почки или любого другого ЗНО беременность вынашивается. Тактика ведения таких пациенток в РФ, да и в мире в целом, значительно поменялась. Еще 10-12 лет назад речь шла бы однозначно о том, что беременность нужно закончить, а потом уже решать все вопросы. Теперь возможностей стало больше: в зависимости от того, какая опухоль и локализация, на каком сроке обнаружена, как протекает процесс, и других факторов пролонгировать беременность можно. На территории Челябинской области такое сочетание встречается в единичных случаях. Спасибо Елене, что она согласилась с нашим решением, доверилась. Очень часто пациенты начинают искать альтернативное мнение, которое совпадало бы с тем, о чем думают они. В данном случае пациентка согласилась и действовала с нами сообща. Ни разу не было к ней вопросов, ее роль в успехе огромна!»

«Сомнений у меня не было, — улыбается Елена. — С такими врачами вообще ничего не страшно. Я знала, что под контролем. На операцию шла очень спокойной. Почему-то я была уверена, что все закончится хорошо. Так оно и получилось». Она признается, само осознание, что у нее было онкологическое заболевание, пришло только после родов. Когда все закончилось благополучно, тогда мозг допустил эту информацию. В принципе в жизни Елены ничего не поменялось, добавились только обследования раз в три месяца, как и рекомендуют онкологи: УЗИ, КТ, рентген грудной клетки. Так и будет продолжать, говорит, сколько нужно: сделала и забыла.

На сегодняшний день мама и ребенок чувствуют себя прекрасно и надеются, что больше эта болячка их не потревожит.

Поделиться

Вчера | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

Вчера | 16:03
Бизнес на обочине. На М5 закрыли проезд к незаконным строениям

Южноуральские дорожники ликвидировали доступы к самостроям и незаконным придорожным объектам вдоль федеральной магистрали.

15.02.2024 | 12:30
Как археологи и библиотекари становятся операционными сестрами

Операция на сердце — сложный многофакторный процесс. В нем задействованы все службы Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии. На 36 хирургов в нем приходится 21 операционная сестра, и каждая высочайший профессионал и мастер своего дела.

25.01.2024 | 11:53
Подзарядка для сердца. Как оптимайзеры продлевают жизнь

В федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии специальные устройства для модуляции сердечных сокращений установлены семи южноуральцам. Это уже второе поколение девайсов, которые позволяют увеличить сократительную способность сердца, тем самым продлевают пациентам жизнь и повышают ее качество.

Новости   
Спецпроекты