Вязь истории. Как сохранить многонациональную Россию

10 Марта 2021 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Вязь истории. Как сохранить многонациональную Россию


Ей нельзя отказать в истинном патриотизме и гражданской позиции. Поэтому именно она, Луиза Алмаева, получила почетное звание лауреата премии губернатора Челябинской области в сфере государственной национальной политики за 2020 год.

История на арабском

Отвечая на вопрос, с какого времени она помнит проявление интереса к национальным вопросам, она, как ни странно, называет точную дату. После окончания Челябинского пединститута она поступила в аспирантуру, где ее шефом стал заведующий кафедрой истории КПСС ЧГПИ Николай Лисовский.
Однажды он спросил ее: «Ты же у меня татарка?» «Да», — ответила она. «Вот и хорошо! Будем с тобой писать о национальной политике».

Это был 1970 год. И они сформулировали тему диссертации: «Национальная политика на Южном Урале в первые годы Советской власти». Диссертацию защищала в Казани, и она прошла на ура. При этом многие казанцы удивлялись: какая, дескать, может быть национальная политика в «сугубо русской» Челябинской области? Между тем она перерыла материалы, которые под пылью десятилетий никем не были тронуты. Долгие часы она проводила в архивах Челябинска и Уфы, Екатеринбурга и Оренбурга, Москвы и Ленинграда, общалась с жителями Южного Урала татарской и башкирской национальности. Все более очевидным для нее становилась актуальность выбранной ею темы.

премия_Шишкоедов_DSC0187.jpg

Многие документы, касавшиеся периода с 1917 по 1922 год, были написаны арабским шрифтом. Естественно, что именно по этой причине их и не могла прочитать большая часть исследователей. В татаро-башкирской библиотеке ей дали самоучитель. Освоить чтение было не так сложно, поскольку арабским был только шрифт, а язык-то татарский, который она превосходно знала, обучаясь в татарском классе начальной школы. Таким образом, она стала первооткрывателем многих документов. Иногда в архив они ходили вместе с мамой, читавшей на арабском гораздо быстрее ее. И когда она готовилась к защите, полушутя говорила: «Мам, давай я тебя в соавторы запишу!»

Какой главный вывод в работе был сделан? Во-первых, национальная политика в первые годы Советской власти в Челябинской области все-таки проводилась. Да еще как! Тогдашние руководители губернии после революции, искренне поверившие в коммунистические идеалы, действительно полагали, что надо обязательно сохранять и развивать национальные язык и культуру. Открывались национальные школы, в домах культуры выступали татарские и башкирские коллективы художественной самодеятельности. И все это было естественным, если вспомнить, что тогда провозглашалось право нации на самоопределение. Это уже позднее, особенно в 30-х годах, начались репрессии против целых народов, стали закрывать национальные школы, техникумы. Достаточно вспомнить Троицк, где людей отчуждали от родного языка, национальной культуры…

За пять лет до рождения Луизы, в роковом 1937 году ее отца исключили из партии с формулировкой «из-за отсутствия бдительности». Он писал письма Сталину, но они оседали уже на уровне райкома партии.

«Такие люди, как мой отец, свято верили в идеалы партии, — вспоминает Луиза Махмутовна. — Иначе зачем бы моего старшего брата назвал Мэлс (имя, составленное по первым буквам: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), мою сестру — Розой в честь немецкой революционерки Розы Люксембург, а меня назвали Луизой в честь парижской коммунарки Луизы Мишель. Представляете, какая вера была! Между прочим именно он, Махмут Алмаев, в 1930 году основал газету Кунашакского района «Колхозсы» (в переводе с башкирского «Колхозник»), будущую «Знамя труда», став и первым ее редактором.
Сегодня можно по-разному относиться к этим людям, которые, быть может, вызывают даже недоумение своей наивностью. Но я продолжаю уважать это поколение именно за преданность, за веру. А то, что они стали жертвами, это уже не их вина, а вина того времени».

премия_Луиза-Алмаева_официальный-сайт-ЧОУНБ_1341730517787245989.jpg
Фото: официальный сайт ЧОУНБ

Языком Эзопа

После защиты диссертации ее воспринимали чуть ли не как единственного специалиста на Южном Урале по национальной политике.

Она читала лекции по этой теме. Языком Эзопа старалась довести правильно толкование тезиса о том, что национальный вопрос решен полностью, окончательно и бесповоротно. Кстати, именно по этой причине и не готовились национальные кадры.

По своей инициативе проводила социологические исследования, участники которого отвечали на вопрос о том, как они относятся к национальному вопросу. Сегодня и сказать-то страшно, какие открытия она делала для себя тогда!

«Начала писать докторскую, — продолжает рассказ Луиза Махмутовна. — Помимо вывода о том, что национальный вопрос решен окончательно и бесповоротно, в советской идеологии был сделан и второй вывод: когда был в основном построен социализм, то были сформированы и социалистические нации. А они развиваются на основе двух тенденций: дальнейшее развитие и расцвет социалистических наций, дальнейшее их сближение, и в конечном итоге исчезновение наций при коммунизме. И я начинаю с ужасом понимать, что именно наличие этих двух тенденций и приведут в будущем к межнациональным конфликтам. А это значит, что нужно было срочно дать возможность людям сохранять и развивать свои национальные язык и культуру!

Между тем был еще и третий лозунг: при развитом социализме происходит формирование новой общности — советского народа. И под этим лозунгом тихой сапой стали нивелировать самобытность каждого народа.

Если национальную политику советского времени охарактеризовать одним словом, то это будет звучать так: принуждение к дружбе народов».

Тогда темы докторских диссертаций по общественным наукам обязательно утверждались на уровне ЦК КПСС. И когда она написала половину работы, Лисовский сказал: «Пора ехать в Москву». Она отдала первую половину своей работы, в которой писала о возможных национальных конфликтах в будущем. На другой же день ее вызывают и спрашивают: «Вы что написали?! У нас же национальный вопрос давно решен! У нас дружба народов! Вы о каких конфликтах пишите?»

В результате ей порекомендовали писать на другую тему.

И она вернулась ни с чем. Лисовскому сказала: «Для корзины писать не буду». Он все понял, уговаривать не стал. Так она и осталась кандидатом наук.

премия_архивы_Шишкоедов_DSC3497-(3).jpg

«Наступил твой час!»

Между тем сценарий, прописанный в ее несостоявшейся докторской диссертации, стал сбываться в виде событий в Риге, в Якутии. И даже на Урале тоже было не так уж и спокойно.

А за окном наступила горбачевская перестройка. Эйфория зашкаливала, открывались архивы. Сколько правды узнали пытливые умы!

Демократизация вызывала рост национального самосознания. Алмаевой говорили: «Вот, наступил твой час!»

И неслучайно она стала научным консультантом по национальным вопросам в областной администрации. Первым в 1988 году в Челябинской области возникает татаро-башкирский культурный центр, среди его основателей — Луиза Алмаева. Она разрабатывает устав организации.

В 1996 году рождается Ассамблея народов Челябинской области, президентом которой единогласно избирают Алмаеву, еще через два года при ее активном участии создается Конгресс татар Челябинской области.

Тогда же ее приглашают в Москву, в «Белый дом», на заседание Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при правительстве РФ. Она выступает с докладом «Об опыте организации и деятельности Ассамблеи народов Челябинской области». С ней обсуждают идею создания Ассамблеи народов России. Четыре года она работает заместителем председателя совета Ассамблеи народов России Рамазана Абдулатипова.

«Сегодня под термином «российская нация» будет идти процесс отчуждения нерусских народов от своего языка и культуры, — рассуждает Луиза Махмутовна. — Если по переписи 2002 года в Челябинской области свой родной татарский язык знали 55 %, то по переписи 2010 года — уже 37 %. Чем грозит такая тенденция?

С большим прискорбием скажу, что в некотором будущем Россия может превратиться из многонационального в моноэтничное государство. Да, вы можете возразить, мол, ведь проводятся фестивали дружбы народов, развиваются фольклорные традиции... Все так! Но если не будет самого главного атрибута нации — языка, то и говорить будет не о чем. Вспомните Айтматова: человек без родины и ее истории — манкурт, он обречен на духовное и моральное вырождение. А начинается оно с забвения языка. Нет языка — нет нации».


Досье «ЮП»

Луиза Махмутовна Алмаева — член Общественной палаты Челябинской области, кандидат исторических наук, доцент политологии, почетный работник высшего профессионального образования РФ, научный консультант и член исполкома Конгресса татар Челябинской области, член совета Ассамблеи народов Челябинской области.

Поделиться

Вчера | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

Вчера | 10:26
В Челябинске очистят реку Миасс и Шершни

Уже исследованы наиболее донные отложения и водозаборы. Готовится программа, как работать с ними.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты