Угрозы из сети. Что надо знать, чтобы не стать жертвой кибермошенников

COVID-19 спровоцировал рост махинаций с использованием IT-технологий.

По его словам, росту преступности с использованием IT-технологий способствует усиливающаяся популярность различных интернет-сервисов, создание мошенниками новых, более изобретательных схем, доверчивость и невнимательность южноуральцев.

«Когда людям звонят и сообщают, что с их сбережениями что-то происходит, многие не бросают трубку, чтобы перезвонить в банк, а продолжают действовать по указке злоумышленников. Позже потерпевшие поясняют, что речь была четко поставлена, говорили без запинок, то есть мошенники входят в доверие и стараются добиться своей цели», — отмечает спикер.
В Челябинской области самыми распространенными видами кибермошенничества являются звонки на мобильные телефоны от лжесотрудников банков, просьбы о переводе денег, поступающие со взломанных аккаунтов в соцсетях, звонки на стационарные телефоны от «родственников» или «друзей» с просьбой помочь в сложной ситуации.
«Многие уже сталкивались с тем, что им звонят неизвестные, представляются сотрудниками банков, называют имя, отчество и фамилию человека и сообщают, что с его банковской карты или расчетного счета кто-то пытается снять деньги. Либо спрашивают, не осуществлялись ли какие-то переводы на определенную сумму. После чего указывают: нужно снять все средства со счета или карты и перевести их через банкомат на некий «резервный» счет. Мошенники уверяют, что таким образом можно избежать хищения. И советуют все это время оставаться на связи, чтобы человек не позвонил родственникам или в банк», — говорит Шафигин.

Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Иногда лжебанкиры сообщают, будто на имя потенциальной жертвы оформлена заявка на кредит в размере 600 тыс. рублей. И, чтобы уберечь свои деньги, надо пойти в банк и взять кредит на указанную сумму. «Так южноуральцы берут кредит в банке и переводят деньги на так называемые «резервные» счета», — добавляет он.
Также аферисты пользуются фейковыми страницами интернет-магазинов и сайтами бесплатных объявлений. «Выкладывают фиктивное объявление, люди начинают звонить, интересоваться, — рассказывает Вадим Шафигин. — Злоумышленник говорит, дескать, есть второй покупатель, но если вы внесете предоплату, тогда этот товар точно будет вашим. Также мошенники могут связаться с реальным продавцом, разместившим объявление, выразить готовность внести предоплату (например, под тем предлогом, что находятся в другом регионе), выманить реквизиты банковской карты продавца и перевести деньги на свой счет».
ГУ МВД России по Челябинской области напоминает, что нельзя никому сообщать данные о банковских картах (пароль, CVV/CVC код и т.д). Запрос такой информации должен мгновенно насторожить, отмечают в полиции. По словам Вадима Шафигина, правильнее всего будет сбросить сомнительный звонок и обратиться в свой банк (номер указан на обратной стороне карты).

Когда родственники или друзья просят денег взаймы (как это часто происходит в самых популярных соцсетях), то нужно перезвонить им и уточнить, действительно ли они это сделали.
А чтобы избежать хищения средств во время интернет-шопинга, правоохранительные органы советуют ознакомиться с отзывами и проверить добросовестность продавцов. Нередко покупатель обращается к отзывам с опозданием, когда деньги уже перечислены, а товар так и не пришел.
Если же деньги переведены мошенникам, эксперты советуют незамедлительно заблокировать банковскую карту и обратиться в любое ближайшее отделение полиции. К заявлению можно приложить скриншоты, чеки, реквизиты мошенников — всю информацию, которая поможет полицейским установить личности подозреваемых. Главное, сделать это как можно быстрее.
Ранее «ЮП сообщала, что Челябинск вошел в топ-15 городов по активности телефонных мошенников.
В феврале этого года аферисты лишили 83-летнего челябинца 1,6 млн рублей. А намедни житель Усть-Катава с подачи лжесотрудника Сбербанка взял в кредит 17 тысяч рублей.

Банк России предложил изменить статью Уголовного кодекса (УК), чтобы телефонные аферисты не смогли избежать соответствующего наказания, передает РИА «Новости».
По данным агентства, количество грабежей, совершаемых при помощи социальной инженерии, в 2020 году возросло почти в два раза по сравнению с предыдущим годом.
Сейчас в соответствии с УК такие виды мошенничества могу быть квалифицированы по разным статьям, что создает сложность в доведении дела до суда. В этой связи ЦБ предлагает дополнить часть 6 статьи 159 («Мошенничество») таким образом, чтобы телефонные аферы попадали под санкции, предусмотренные этой статьей.
Тем не менее эксперты сомневаются в необходимости корректировать УК. По их мнению, основной проблемой в данном контексте является то, что следственные органы не имеют достаточного опыта для расследования подобных преступлений.
Поделиться