У Красной скалы. Что на Урале прозвали Русской Швейцарией
В 1910 году фотограф Сергей Прокудин-Горский создал целую галерею цветных снимков Южного Урала. Его покорили живописные пейзажи гор и органично вписанные в них железные дороги, заводские поселки и производства. Побывав в Аша-Балашовском заводе, фотограф отправился дальше на восток и остановился в Миньярском заводе.
- Врата Урала. Как появился город у Казарменного гребня
- Со своей колокольни. Цветная история Каслинского завода
Первое, на что обратил внимание фотограф, выйдя из своего вагона на станции Миньяр, — это Красная скала, утес высотой 60-80 метров и протяженностью 750 метров. У его подножия проходит железная дорога, и недалеко от нее есть станция. Скала сложена из белых и розовых известняков (аргиллитов), в ней четко прослеживается слоистость осадочных пород, а вертикально через весь гребень проходят расщелины. Когда-то это было дно океана, ставшее затем горой, проходивший здесь ледник срезал часть горы, образовал скалу и сформировал широкую долину, которую заняла река Сим. Теперь эта скала признана памятником природы.
Журналист Виктор Весновский в своем «Путеводителе по Уралу», изданном в 1904 году, писал об этих местах: «Станция Миньяр расположена в весьма живописном ущелье. Налево высокие горы: Красная, Зеленая, Белая, а направо р. Сим, образующая близ вокзала крутой изгиб. Породы, составляющие окрестные горы, имеют различные цвета, отчего и произошли их названия. По всей линии дороги это одна из самых красивых местностей. Здесь настоящая Русская Швейцария».
Взгляд с высоты
Сергей Прокудин-Горский не отказал себе в удовольствии забраться на Красную скалу и полюбоваться окрестностями. Здесь у него получилось сделать семь цветных фотографий. В кадр попали аккуратные станционные строения вдоль железной дороги, часть их и сегодня сохранилась в первозданном виде. Самаро-Златоустовская железная дорога прошла через Миньярский завод в 1890 году, тогда же был построен и мост через реку Сим, на снимке около него видна сторожевая будка.
Подойдя к краю скалы, Сергей Михайлович сфотографировал панораму Симской долины. Синяя лента реки теснится между гор, на ее берегах строения жителей поселка, на переднем плане — огороженное кладбище с часовней в центре, а дальше множество одноэтажных домов под тесовыми крышами, лишь изредка в кадре заметны красные пятна железных кровель.
У подножия Красной скалы черные и белые точки, скорее всего, это пасутся коровы или лошади. Просторные луга и голые зеленые склоны дальних гор — это свидетельство деятельности местного железоделательного завода. Сам завод не попал в объектив, но следы вырубки лесов говорят о том, что у углежогов здесь было много работы.
Вид на Миньярский завод. Железнодорожный мост через р. Сим. С.М. Прокудин-Горский,1910г.
Завод за кадром
Неизвестно почему, но в Миньяре Сергей Прокудин-Горский не снимал завод, в кадре — природа и живые окрестные ландшафты.
История завода началась в 1771 году, когда указом берг-коллегии купцам Ивану Мясникову и Ивану Твердышеву было разрешено «построить в Миньяре мельницу на шести станах и пристань, где делать коломенки и для клажи железа амбары…» Так на реке Миньяр появился железоделательный завод, а при нем возник поселок, получивший свое название от реки.
По-тюркски «миньяр» означает «много обрывов». Здесь появилась плотина с прудом, цеха, была прорублена дорога к соседнему Симскому заводу. Пугачевское восстание на несколько лет приостановило возведение предприятия, которое завершилось в 1784 году: были задуты кричные горны, пущены молоты для ковки железа, выдано первое кричное железо. Рабочими завода стали привезенные купцами крепостные крестьяне из Симбирской и Нижегородской губерний, а также с Усть-Катавского и Симского заводов.
Строительство Самаро-Златоустовской железной дороги подтолкнуло развитие предприятия. В 1900-х годах здесь действовало 8 прокатных станов, 9 паровых молотов, 13 сварочных и калильных печей.
Станция Миньяр. Река Сим. Снимок с Красной скалы. С.М. Прокудин-Горский, 1910 г.
Радуга на склоне
Спустившись с Красной скалы, Сергей Прокудин-Горский перебрался на другой берег Сима к Отводному камню (в район современной улицы 9 Января) и сделал два снимка этой скалы. На первый план попал деревянный пешеходно-гужевой мост, там и сейчас на этом месте стоит мост, но уже железобетонный (современная улица 9 Мая). Вдали — станционные строения, а главный герой панорамы — скала — возвышается над рекой. На снимок попала целая груда загадочных по назначению белых кругов, сваленных у железной дороги вдоль берега, некоторые из них даже укатились в воду.
Не уходя с этого места, фотограф развернулся в сторону заводского поселка и сделал три фотографии, из которых также может получиться хорошая панорама. На первом снимке — грунтовая дорога, уходящая под железнодорожный мост в сторону поселка, это современная улица Вокзальная.
В центре снимка — железнодорожный мост через Сим, а за ним пестрое полотно из крыш домов. День был солнечный, кучевые облака ходили по небу, поэтому на склоне одной из гор разлилось радужное пятно (ведь технология требовала неподвижности объектов съемки, движущиеся тени превращались в разноцветье).
Долина реки Сим у Миньярского завода. Красная скала. С.М. Прокудин-Горский, 1910 г.
Ротонда среди гор
Среди крыш заводского поселка выделяется белоснежный храм — архитектурная изюминка Миньяра, церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь была построена в 1797-1819 годах на средства Ирины Бекетовой, владелицы завода. План и фасад «сочинил» московский архитектор Малютин: он выполнен в стиле зрелого классицизма, украшен колоннадой, его ядро составляет ротонда (цилиндрическая постройка, увенчанная куполом). На двухъярусной колокольне было пять колоколов, один из них большой «благовест».
В 1929 году церковь закрыли, колокола и кресты сбросили. В здании разместилась школа фабрично-заводского ученичества, в 1930-х — 1960-х годах клуб, затем лыжная база. С 1970 года храм стоял бесхозным. В 1991 году после ремонта части трапезной в приделе во имя святителя Николая Чудотворца стали проводиться службы, в 1993 году все здание возвращено верующим. Сегодня из убранства интерьеров храма сохранились остатки масляной живописи на внутренних стенах и фрагменты гипсовых профилей.
Жаль, что Сергей Прокудин-Горский не подъехал ближе к храму и не сфотографировал его. Скорее всего фотограф не посещал завод, а лишь ограничился осмотром станции и окрестностей, забрался на скалу, сфотографировал поселок, докуда дотянулся его объектив, и вернулся в свой вагон, чтобы успеть к вечеру добраться до Симского завода.
Поделиться