Курьер на день. Как зарабатывают доставщики еды

29 Августа 2021 Автор: Анастасия Сазонова Фото: Дмитрий Куткин («Вечерний Челябинск»), Людмила Ковалева
Курьер на день. Как зарабатывают доставщики еды

В плащах и с коробами за спиной. Эти цветные человечки наводнили город. Пешком или на велосипедах, в трамвае или троллейбусе, они спешат к нам по первому клику. Пока не остыла пицца или не согрелся салат.

На несколько часов автор этих строк тоже стала курьером. Ну не совсем чтобы настоящим. Я была помощницей настоящего доставщика еды. Боже, как это звучит…

Утро, прощай!

«Мой сон резко прерывается звоном будильника, и очередной день беготни по городу начинается. Буквально подрываюсь с кровати, беря с собой телефон. Уже в ванной, пока чищу зубы, включаю приложение и выхожу на линию. Лучше мои четыре часа начнутся сейчас, ведь я хочу быстрее отпахать смену. Жуя наскоро сделанный бутерброд, беру первый заказ.

Кто утром питается в «Макдоналдсе»? Меня, как человека, который каждый день видит фастфуд, уже от него воротит. Но, конечно же, пусть все заказывают еду, ведь это мой заработок. Не нужно готовить самому, не нужно даже выходить из дома. Сиди да нажимай на кнопки, а я все принесу», — это было первое, что мне рассказал о своих трудовых буднях один молодой человек, работающий в доставке еды (назовем его Иваном).

Именно с ним я проведу этот жаркий во всех смыслах день. Попробую узнать, каково это — работать этим человеком в плаще и с рюкзаком. Ведь мы видим их каждый день и много раз, но вряд ли задумываемся, что скрывается «под костюмом».

С коробом налегке

доставка_Ковалева_c-6179_Алое-поле,-доставка-еды,-курьер.jpg

Иван достаточно быстро собирается, не забывая главные атрибуты доставщика. Их выдают при приеме на работу под личный контроль (штрафы за порчу или утерю здесь большие, например, пропажа рюкзака обойдется в 1000 рублей). К слову, на собеседовании вас обязательно спросят о гражданстве и наличии санитарной книжки, ведь работа-то с едой связана.

«Вообще в доставку чаще всего идет молодежь, которая по каким-то причинам не может найти работу, студенты, но я пару раз видел и совсем детей. И все они хотят именно заработать, а не просто набраться опыта. Деньги здесь небольшие, физическую нагрузку уж точно не окупают. Но если выберешь не 4 часа, как я сегодня, а 6 или даже 12, то пару тысяч за день получить сможешь, а это неплохое подспорье к той же стипендии. Не могу сказать точно, сколько выходит за месяц, потому что каждый раз по-разному, это зависит от количества смен и часов беготни по городу. Но обычно зарплаты хватает только на еду, транспорт, то есть буквально на первоочередные нужды. Зато по крайней мере мы стараемся добыть себе средства на жизнь честным трудом».

Кстати, вам наверняка интересно, тяжело ли ходить с таким коробом за спиной. Вы удивитесь, но он довольно легкий, хотя на первый взгляд и не скажешь. Пустой весит кило с небольшим, а вместе с заказом максимум килограмма два с половиной (проверено на личном опыте).

«Очень везет тем доставщикам, у которых есть личный автомобиль или хотя бы велосипед, потому что сил и времени затрачивается меньше. Но у меня нет ни того, ни другого, поэтому до всех мест добираюсь на своих двоих. Знаешь, сколько пар кроссовок уже в хлам? Больше, чем ты можешь себе представить».

Первый заказ

доставка_Куткин_217447953_.jpg

Как и сказал Иван, первый заказ оказался из «Макдоналдса». И почему все так любят этот фастфуд? Доходим до ближайшего «Мака» и ждем заказ. Нам, к сожалению, можно взять только один за раз, потому что доставщиков очень много. Они часто сталкиваются друг с другом на улицах, в кафе и даже в подъездах. А согласитесь, как бы было удобно: взял сразу 2, 3 или даже 4 заказа и неси себе до места. Но нет ведь.

Берем пакет и ставим в рюкзак. Все по стандарту: пара бургеров, наггетсы и картошка фри. Последнюю располагаем между коробками с бургерами, чтобы ничего не рассыпалось.

«Мы сами распоряжаемся местом в рюкзаке: можем ставить как душе угодно. Но кому понравится рассыпанная еда? Мне самому было бы неприятно получить товар в ненадлежащем виде», — говорит Иван.

И вот начинаются 40 минут, за которые нужно успеть добраться до места на своих двоих. Этот адрес находится недалеко, но иногда сотрудникам приходится ездить на общественном транспорте, чтобы успеть доставить заказ вовремя, иначе штраф в 40 рублей. Кстати, все подобные расходы оплачиваются из своего кармана, что, естественно, невыгодно. То есть один час работы стоит рублей 70-80 (зависит от хорошей репутации сотрудника) плюс за доставленный вовремя заказ получаем 40 рублей (в час пик 50-60), из которых тратим 23 на троллейбус (маршрутки, очевидно, не по карману). Но все равно гораздо лучше потратиться на транспорт, чем получить штраф, ведь это означает еще меньшую зарплату.

«Иногда нам везет, и заказчики дают чаевые за быстрый заказ, за старания или просто так. Это редкость, но все же такое случается. Тогда у тебя еще плюс 50-100 рублей, что просто отлично».

И вот мы на месте. Домофон работает, а лифт нет, поэтому приходится подниматься пешком на 9-й этаж. По пути надеваем маски и перчатки, ведь в мире продолжается эпидемия COVID-19. Кроме этих требований доставка никак не изменилась.

«Бывает, что покупатели просят поставить пакет на пол и отойти, но чаще всего им достаточно моей личной защиты». В данный же момент люди просто здороваются, забирают пакет и закрывают дверь. Это самая частая ситуация.

Картошка счет любит
доставка_Куткин_217554206_.jpg

«Спасибо, что не нахамили. Иногда заказчики принимаются рассматривать содержимое и возмущаться качеством доставки. Хотя я всегда стараюсь быть аккуратным. Даже не пробую еду, как это делают некоторые доставщики».

Это, кстати, очень распространенное явление: если надкусанный бургер или 5 наггетсов вместо 6 заметить легко, то количество картошинок фри никто считать не будет (да и никто не знает, сколько их вообще там должно быть). И некоторые сотрудники грешат мелким воровством. К слову, заказчики никогда не платят за товар доставщику. Вся оплата производится в приложении онлайн с помощью банковской карты.

«Я считаю, это хорошо, что мы не имеем дело с деньгами. А то, может, некоторые и туда запустят свои ручонки». Доставить этот заказ мы успели, прошло только 25 минут. Заходим в приложение, а следующего заказа пока не предвидится. Это все потому, что сотрудников много, буквально больше, чем заказов, поэтому и приходится ждать. Ладно, делаем себе перерыв. Кстати, он только один за весь день, причем независимо от часов работы, и всего 20 минут на все дела. Понятное дело, что за такое малое количество времени практически ничего не успеваешь.

«Если говорить о личных нуждах, то чаще всего мы успеваем их устранять в процессе ожидания приготовления заказа в каком-нибудь кафе, а перекусить вообще можно по пути к покупателю той же булочкой».

Второй заход
доставка_Куткин_217873090_.jpg

После снова неоднократно обновляем приложение и, наконец, берем новый заказ. На этот раз из кафе на Кировке, а доставить надо аж в Парковый. «Жаль, что по районам мы не распределяемся, придется добираться на транспорте. Но выхода нет, вдруг следующий заказ придется ждать еще дольше. Чувствую, что это мой последний на сегодня».

Доходим до кафе, забираем еду и идем на остановку, ехать придется долго. По приезде не с первого раза находим дом и звоним в домофон. Никто не отвечает. Снова звоним, и снова тишина. Пишем в приложении о том, что никого нет, и минут 10 ждем ответ.

«И это еще быстро, потому что в чат пишет много доставщиков и заявки не успевают обрабатываться». Нам же отвечают, что покупатель ушел в магазин. Это тоже частая ситуация: люди думают, что успеют куда-то сходить, что-то сделать, а доставщик уже приходит, и ему ничего не остается, как ждать. Вот и мы стоим около подъезда с рюкзаком за спиной, который лучше не ставить на землю, если не хочешь потом его собственноручно мыть. Еще через 15 минут приходит мужчина с полными сумками продуктов, поднимаемся за ним по лестнице до квартиры, отдаем товар и уходим. На этот заказ и правда ушло много времени, и 4 часа работы подошли к концу. Да, всего два заказа. «Но иногда эти два заказа получается осуществить и за 8 часов из-за большого количества доставщиков разных компаний. Сегодня оказалось без чаевых, но и без ругани, что хорошо. Хоть и было долгое ожидание, но что поделать, ведь люди всякие бывают».

Снова садимся на транспорт и едем домой, по пути выключаем приложение. Дома Иван оставит плащ и рюкзак где-нибудь в коридоре и завалится спать. На завтра он взял побольше часов. Надо зарабатывать.

Поделиться

Вчера | 15:27
Открытие челябинских биологов поможет понять природу аутизма

По их мнению, правильное питание поможет сдержать развитие болезни.

24.06.2022 | 16:23
Разговоры о воде. Челябинск стал площадкой Первого экологического водного форума

В центре внимания оказались вопросы, связанные с состоянием соленых и пресных озер региона, реабилитацией водных объектов в черте крупных городов, сохранением биологического разнообразия и развитием экологического туризма на местных озерах и т.д. 

03.05.2022 | 13:22
Снять всё. Можно ли заработать на жизнь фотографиями

На дворе уже весна 2022 года, а я продолжаю примерять на себя все новые и новые профессии. На этот раз пробую себя в роли фотографа.

30.12.2021 | 15:34
Дед Мороза заказывали? Как челябинская журналистка работала Снегурочкой

Журналистка «Южноуральской панорамы» вновь примерила на себя новую профессию. На этот раз она попробовала себя в роли внучки главного новогоднего волшебника.

Новости   
Спецпроекты