Пастырь из Китая. Отмечаем век со дня рождения одного из настоятелей Свято-Симеоновского собора

20 Сентября 2021 Автор: Варвара Сорокина Фото: пресс-служба Челябинской епархии
Пастырь из Китая. Отмечаем век со дня рождения одного из настоятелей Свято-Симеоновского собора


24 сентября 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения одного из настоятелей Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерея Анатолия Мухина. Семь лет, с 1977-го по 1983 год, этот уникальный священник управлял духовенством храма, был благочинным церквей Челябинской епархии. За безупречную службу он был награжден почти всеми церковными наградами, в том числе и митрой. Под его управлением в Симеоновской церкви провели серьезный ремонт.

Русская община в Китае

Анатолий Николаевич Мухин родился 24 сентября 1921 года в Китае, в городе Харбине. Он потомственный священник в седьмом поколении. Его отец Николай Мухин, протоиерей, эмигрировал в Маньчжурию во время гражданской войны в 1919 году.

— Дедушка мне рассказывал, что когда брат на брата пошел и люди в кожанках зашли к ним домой и угрожали, что крест попам вырежут на спине, решили эмигрировать, — рассказывает Светлана Усольцева, дочь протоиерея Анатолия Мухина. — В это время бабушка работала преподавателем в начальной школе, а дедушка был настоятелем церкви в Пермской губернии. Жили в Китае большой русской колонией, которая состояла из очень интеллигентных людей: адвокатов, врачей, учителей. Воспитывали моего отца в русских традициях.

В Маньчжурии Анатолий Мухин окончил классическую русскую гимназию с золотой медалью, затем богословский факультет института святого князя Владимира в Харбине, защитил диссертацию, получил ученую степень кандидата богословия. Работал бухгалтером в издательстве религиозной литературы в Харбине с 1939-го по 1941 год. Был яхтсменом в молодежном обществе, окончил курсы водителей. В 1941 году женился на Александре Георгиевне Лонцкой, вскоре был рукоположен в сан дьякона и служил в Ильинской церкви. Затем был переведен в Софийскую церковь. Одновременно с 1946-го по 1949 год занимал должность бухгалтера в Харбинском епархиальном совете Восточно-Азиатского экзархата Московского Патриархата. После чего был переведен бухгалтером в Софийское благотворительное похоронное бюро того же экзархата. С 1950-го по 1952 год занимал должность председателя Ревизионной комиссии 4-го Пристанского местного отделения общества граждан СССР в Харбине. С 1921-го по 1946 год был без гражданства.

Непростое время

— После смерти Сталина в 1953 году папа, мама и две старшие сестры (я родилась уже здесь, в Миассе) сели на поезд и покинули Китай, — продолжает рассказ Светлана Анатольевна. — Мама вспоминала, что, когда пересекли границу Китая на русской стороне, женщины повыскакивали из теплушек и целовали землю. А когда родителей сопровождала конная милиция на целину, то папа сказал маме: «Что мы наделали? Куда я девочек привез?» Родители были очень напуганы, старались, чтобы любая информация не просочилась из семьи. В первое время отец Анатолий работал трактористом в Омской области. В 1954 году знакомые, с которыми подружился еще в Китае, позвали Мухиных в Челябинск. В 1955 году епископ Товия рукоположил отца Анатолия в сан иерея. Служил четыре года в Миассе, в Троицкой церкви, затем с 1959 года по 1963-й — в Свято-Симеоновском храме Челябинска (с 1960 года временно исполнял обязанности настоятеля). С 1963-го по 1967 год работал водителем скорой помощи, так как из-за тяжелых отношений с челябинским уполномоченным совета по делам религий был вынужден уйти за штат. Был настоятелем Никольской церкви Верхнеуральска, Димитриевской — в Троицке, Петропавловской — в Коркино. В 1968 году епископом Свердловским и Курганским Климентом был возведен в сан протоиерея. С 1977-го по 1983 год служил настоятелем Свято-Симеоновской церкви.

— Где бы папа ни служил, всячески пытался украсить храм, особенно к большим праздникам, — вспоминает Светлана Усольцева. — В то время здесь в храмах ничего не было. Огромное количество женщин, одетых в 1960-е годы в плюшевые черные полушубки, создавали мрачное впечатление. Вот папа и хотел разбавить серость яркими красками. Он всегда говорил, что храм — это место, где человек отдыхает не только душой, но и глазами напитывается прекрасным, возвышенным. Сколько высокопоставленных коммунистов он тайно крестил! А сколько предложений получал, от которых потом седых волос добавлялось: высокопоставленные лица предлагали отречься от веры в телевизионном эфире. За это сулили устроить безбедную жизнь. Остается только удивляться, какой силой духа он обладал, как не сломался под давлением того времени!

В 1984 году отец Анатолий был назначен настоятелем храма в Коркино, а в конце 1992 года стал настоятелем Свято-Троицкого храма в Челябинске. Последнюю литургию отец Анатолий отслужил 7 января 1997 года. 20 июня 2000 года, на 80-м году жизни, отошел к Господу.

Воспитывал примером

Отец Анатолий своих трех дочерей не принуждал молиться, поститься. Говорил: придет время, дойдете до всего сами. Поймете, что необходимо ежедневное общение с Богом через молитву. Но сам его пример свидетельствовал о глубокой вере. Дома батюшка принимал людей с их бедами, выслушивал, наставлял в их духовном пути. Тщательно готовился к проповедям, записывал их. Его супруга Александра Георгиевна поддерживала мужа во всем, занималась воспитанием дочерей, домашним хозяйством, хотя прекрасно знала бухгалтерию и делопроизводство. Когда готовились переезжать в Советский Союз, выучилась на хирургическую медсестру. В храме на службах всегда скромно стояла в толпе народа, не афишировала, что является матушкой.

«Мама и папа очень любили друг друга, ценили, оберегали, — делится Светлана Анатольевна. — Взаимопонимание у родителей было такое, что понимали друг друга без слов, по одному взгляду. Когда мама умерла в 1998 году, папа сразу стал угасать. Пережил ее всего на полтора года. Похоронены родители на Успенском кладбище Челябинска».

Параллельная вселенная 

Шестаков-Игорь,-протоерей.jpgПротоиерей Игорь Шестаков, секретарь Челябинской епархии, с теплотой и благодарностью вспоминает митрофорного протоиерея Анатолия Мухина:

— С отцом Анатолием Мухиным мы служили в Свято-Троицком храме Челябинска в 1990-х годах. Это был священник, обладавший другим опытом, духовным и житейским. Ведь он родился и вырос за границей. Обстоятельства его жизни в Харбине были чрезвычайно интересны. Там был совершенно другой церковный мир, не такой, как в Советской России, где Церковь переживала гонения. Для меня открылась какая-то параллельная вселенная по сравнению с тем, что было в СССР. Естественно, когда они покинули Китай и оказались здесь, все, что происходило в Советском Союзе, они так до конца и не приняли. Они не скрывали своих монархических пристрастий, всегда говорили с уважением и пиететом о царской семье, тогда, когда было вообще не принято вслух об этом распространяться.

Кроме того, я видел, что у него другой литургический опыт. Большая библиотека, которую он привез с собой, открывала окно в мир духовного и научного наследия дореволюционной России. У меня есть несколько книг из его библиотеки, которые он мне подарил. Эти книги напечатаны в Китае в 1930-е годы.

Отец Анатолий рассказывал о встречах с интересными людьми. Харбин посещали и певец Федор Шаляпин, и писатель Борис Зайцев, и многие другие деятели русской эмиграции. Были интересны его рассказы просто о жизни русских людей в Китае. Много рассказывал о традициях, обычаях, о том, как проходили праздники, как совершались богослужения, о знаменитом купце-миллионере чаеторговце Илье Чистякове, который был ктитором и благодетелем собора святой Софии в Харбине.

Наши священники, которых мы называли китайцами, священники-эмигранты — это интереснейший пласт жизни Челябинской епархии. Здорово, что они были у нас. Общение с ними оставило след на нас, на духовенстве. Мы имели счастье с ними общаться, потому что они передавали то, чего не могли нам передать наши собратья, которые родились, выросли, состоялись здесь, в других условиях. Они были носителями настоящего русского менталитета. Отец Анатолий преподавал в Челябинском духовном училище библейскую историю. Студенты очень любили его лекции, так как он помимо основной темы рассказывал и о харбинских профессорах. В частности, о церковном историке Евгении Николаевиче Сумарокове, который жил в Харбине. У меня есть два тома его лекций по истории Русской Церкви, которые были изданы в Харбине. Это подарок отца Анатолия, я им очень дорожу».

Поделиться

Вчера | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

Вчера | 16:03
Бизнес на обочине. На М5 закрыли проезд к незаконным строениям

Южноуральские дорожники ликвидировали доступы к самостроям и незаконным придорожным объектам вдоль федеральной магистрали.

06.03.2024 | 10:27
Как и кто создает мозаичные панно для собора Рождества Христова в Челябинске

Первоначальный замысел росписей собора Рождества Христова принадлежит Евгению Максимову, руководителю мастерской монументальной живописи в Москве, преподавателю Московского художественного института имени Василия Сурикова. Эскизы выполняет художник-иконописец Алексей Вронский.

29.01.2024 | 13:03
Чудо в Макеевке. Челябинская епархия исполнила мечту мальчика из Ясиноватой

В последние дни уходящего 2023 года митрополит Челябинский и Миасский Алексий в резиденции губернатора Челябинской области снял открытку с «Елки желаний», в которой о своей мечте написал 10-летний Павел Зуб из города Ясиноватая Донецкой народной республики. Мальчик попросил шведскую стенку для занятий спортом.

Новости   
Спецпроекты