Хирург от бога. Челябинские врачи вспоминают главного акушера-гинеколога региона Инну Каточкову

16 Октября 2021 Автор: Елена Подольская Фото: из личного архива
Хирург от бога. Челябинские врачи вспоминают главного акушера-гинеколога региона Инну Каточкову


Почти 10 лет назад не стало Инны Каточковой, более 30 лет возглавлявшей акушерско-гинекологическую службу Челябинской области. Об уникальном докторе, талантливом организаторе здравоохранения, хирурге от бога, которая в сотнях сложных случаев спасала в операционной сразу по две жизни — мамы и малыша, рассказывают ее коллеги и ученики.

Инна Михайловна родилась в 1944 года в Пензенской области, в семье военврача, полковника медицинской службы. Инна с раннего детства видела себя медицинским работником, чтобы быть как родители и помогать больным.

Легка на подъем

Валерия Ободзинская, врач акушер-гинеколог, организатор в системе здравоохранения, заслуженный врач РФ:

— С Инной Михайловной мы ровесницы. После окончания школы в 1961 году я, несмотря на свою золотую медаль, не поступила в институт сразу, а Инна поступила. Поэтому учились мы с разницей в один курс. Она была дочкой секретаря парторганизации института, красотка невозможная, стройная как березка. Вскоре с ней познакомился наш однокурсник Толя Романюго, ребята поженились, у уже на третьем курсе у них появился сын.

После института мы с мужем отрабатывали в области. Тогда ведь никого по распределению не оставляли в городе, не помогали никакие связи. Инна работала на скорой помощи и на полставки, чтобы приобрести специальность, трудилась здесь, в роддоме по улице Тимирязева. Здесь была и я на специализации. Так мы и пересекались.

А потом они отработали в Тунисе, вернулись, и в 1982 году на всесоюзном съезде Инну Михайловну представили врачебному сообществу как главного акушера-гинеколога области.

Потом я работала заместителем главного врача 5-й больницы по родовспоможению, и с Инной Михайловной мы были, что называется, в одной упряжке. С самыми тяжелыми случаями к ней обращались, и, видит бог, ни разу она не отказала в помощи. Часто не было подходящего транспорта, и, бывало, за ней выезжали среди ночи в УАЗе. Если было нужно, добирались в любую точку области.

Роддом на Тимирязева Инна Михайловна страшно любила. Это ее альма-матер, здесь складывалась вся ее профессиональная жизнь.

Своей профессии она отдала всю жизнь. За службу переживала всем сердцем. Несмотря на собранность и даже жесткость в каких-то ситуациях, всегда была легка на подъем, ответственна, бралась за разрешение самых сложных с профессиональной точки зрения случаев.

IMG-20211013-WA0011.jpg

При участии Каточковой в Челябинске создаются специализированные родильные дома для беременных с сахарным диабетом, с сердечно-сосудистой патологией, по приему преждевременных родов. В них направляют самых трудных пациенток со всей области. Это позволило за короткое время значительно снизить материнскую и младенческую смертность. А многих женщин Инна Михайловна буквально своими руками вытаскивала с того света. Коллеги вспоминают: вместе с бригадой санитарной авиации она в любое время суток выезжала в глубинку к самым тяжелым пациенткам, в больнице успевала только надеть стерильные перчатки и халат, тут же включалась в операцию по спасению жизни.

Не стала чиновником

Ирина Печерицына, операционная сестра:

— Мне посчастливилось работать с Инной Михайловой в операционной. Я как-то подсчитала, что через меня с 1987 года прошло 10 тысяч женщин с детьми. А сколько пациенток было у Инны Михайловны, вообще не сосчитать!
Женщины к нам поступали, как правило, сложные, с хроническими заболеваниями, осложняющими беременность. Многих привозили в тяжелом состоянии. В таких ситуациях счет идет на минуты. Бывало, что мы разворачивали операционную за 3 минуты, Инна Михайловна за 14 минут делала кесарево сечение, на 3-й минуте операции уже извлекая ребенка.

У Инны Михайловны были волшебные руки, а еще ее отличало удивительное спокойствие во время операции. Ее стойкость характера и нередко даже жесткость в операционной помогала нам выходить победителями из самых сложных ситуаций, спасая и женщину, и ребенка.

При всей своей резкости в работе Инна Михайловна очень по-доброму относилась к пациенткам. С мамочками общалась корректно, с теплотой.

Коллектив Инна Михайловна подбирала под стать себе. Брала в команду специалистов с горящими взором, нацеленных на высокопрофессиональную работу и, что немаловажно, не испытывающих раздражения к своей ежедневной работе с пациентками. Говорила она немного, по делу, а весь ее характер проявлялся в работе.

Любые новые методики она привозила в Челябинск. Старалась тут же внедрить их в службу. Возглавляя акушерско-гинекологическую службу региона, являясь организатором здравоохранения, Инна Михайловна не прекращала медицинскую практику, не стала чиновником. Уверена, что ее запомнят прежде всего как врача высочайшего класса, настоящего и неравнодушного.

IMG-20211013-WA0015.jpg

По инициативе Инны Каточковой в Магнитогорске открылась и работает первая клиника, специализирующаяся на сохранении репродуктивного здоровья подростков.

«Если не я, то кто?»

Ирина Огошкова, врач-педиатр, организатор здравоохранения, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ:

— Первое мое знакомство с Инной Михайловной как с главным акушером-гинекологом Челябинской области состоялось в Красногорской больнице в 1980 году, куда она приехала с проверкой, а я работала там после окончания Челябинского медицинского института. Впечатления сразу были сильными. Я к тому моменту уже знала, как проходят проверки. Но на этот раз все было иначе. Инна Михайловна сразу пошла в прачечную и стала расспрашивать сотрудников, как обрабатывается белье новорожденных и мамочек из родильного отделения. То есть она знала всю систему с самых азов, понимала все болевые точки, ведь в те времена стафилококковая инфекция у новорожденных, маститы у женщин — это был бич роддомов. Когда проверяющая увидела, что у нас все правильно организовано, то похвалила меня, молодого специалиста.

Из района я вернулась в Челябинск, стала работать в областной детской клинической больнице, пройдя путь от врача-ординатора до начмеда. С Инной Михайловной соприкасаться стали и в работе, и в личной жизни, ездили с ней на коллегии, выездные проверки. Словом, тесно подружились.

Для меня все годы, которые я работала с Инной Михайловной, стали огромной школой высочайшего профессионализма, школой жизни, взаимодействия с сотрудниками, пациентами, их родственниками, выстраивания с ними взаимоотношений.
Инна Михайловна Каточкова была известным доктором не только в области, России, но и за рубежом (много лет работала с мужем Анатолием Михайловичем в Тунисе, где пользовалась высочайшим авторитетом среди местных коллег и населения). И всегда, когда я приезжала в другие регионы, первым делом коллеги спрашивали, как поживает наша Инна Михайловна.

Ее уважали прежде всего за профессионализм. Когда страну захватила волна СПИДа, она была первой, кто прооперировал женщину с ВИЧ-инфекцией. Причем оперировала в обычных перчатках, не кольчужных (противопорезных. — Прим. ред.), как сейчас. Для врача это был смертельный риск.

Инна Михайловна пользовалась авторитетом не только в профессиональных кругах, но и населения, у глав районов, в правительстве. И это неудивительно: она без раздумий бралась за самые сложные и непонятные случаи с пациентками. Лучше нее в операционной специалиста не было.

IMG-20211013-WA0013.jpg

Инну Михайловну всегда отличало стремление внедрять в работу новые технологии. Палаты совместного пребывания мамы и новорожденного в роддомах — это ее инициатива и достижение. Когда все это начиналось, нам удалось убедить областные власти, и были выделены немалые деньги, на которые стали перестраивать роддома по новому принципу. Нужно сказать, это был болезненный процесс. С одной стороны, сопротивлялись мамы, особенно сельские женщины, которые в роддоме могли хоть как-то отдохнуть. С другой — наш персонал был против, потому что мамы, по понятным соображениям, зовут медсестру на любой писк ребенка.

Вместе с Инной Михайловной мы организовывали работу первых перинатальных центров в Челябинске и Златоусте. Это на самом деле стоило больших усилий. Раньше в роддомах больные дети не лежали, и новый формат работы, по оценке Роспотребнадзора, нарушал все существующие нормы. Но все-таки мы убедили, что новая организация работы родильных домов идет на пользу и новорожденным, и их мамам.

Инна Михайловна всегда была легка на подъем. Особенно если помощь требовалась «тяжелой» женщине. И днем, и ночью, и в жару, и в холод она по первому зову летела в тот район, где ждали доктора. Кончено, она была и строгой, ее боялись. Если что-то не так, устраивала разбор полетов так, что мало никому не казалось. Но и защищала свою службу, в обиду акушеров-гинекологов никогда не давала.

Если ставила специалиста на должность районного или городского главного акушера-гинеколога, то полностью за него отвечала. В то время все главные акушеры-гинекологи в районах владели сложными методиками операций, имели высшую квалификационную категорию.
Проводя занятия со студентами, я любила приводить цитату из трилогии «Дорогой мой человек» Юрия Германа: «Если не я, то кто?». Так вот Инна Михайловна жила именно по этому принципу, несла ответственность, казалось, за все и за всех в своей очень трудной профессии. Ее уход — это огромная, невосполнимая потеря для всего врачебного профессионального сообщества. Но у Инны Михайловны, к счастью, осталось много учеников, которые сегодня продолжают ее дело.

«Мадам русская»

Юрий Шумаков, главный внештатный специалист по ультразвуковой пренатальной диагностике минздрава Челябинской области, заслуженный врач РФ:

— Практически 28 лет ваш покорный слуга проработал под руководством Инны Михайловны Каточковой. У нее был редкий дар, умение и смелость принимать решение, которое приводило к спасению жизни пациента. Длительное время, уже когда Инна Михайловна работала в областном отделе здравоохранения, она ни на минуту не оставляла практического акушерства, стояла за операционным столом, держала руку на пульсе такого сложного учреждения, как областной родильный дом, в дальнейшем областная акушерско-гинекологическая больница и областной перинатальный центр.

Инна Михайловна и была первой в своей непростой и очень важной профессии — врач акушер-гинеколог. После окончания лечебного факультета Челябинского мединститута в 1968 году она попала по распределению на работу в городскую станцию скорой помощи, где ее с благодарностью помнят до сих пор. Но мечта понемногу сбывалась. Уже работая на скорой помощи, Инна подрабатывала акушером-гинекологом, а в 1969 году устроилась на работу в знаменитую акушерско-гинекологическую больницу по улице Тимирязева, 17. Здесь находилась база кафедры акушерства и гинекологии с прекрасными специалистами, ядро которой состояло из профессионалов эвакуированного в войну Киевского медицинского института. Весь медперсонал был вышколен и подготовлен к оказанию качественной акушерской помощи. И вот в таком интересном коллективе молодой доктор через два года работы была удостоена высокого доверия — назначена на заведование родильным отделением больницы. Эту должность доктор занимала в течение трех лет. Работа была крайне интересной и позволила Инне отточить мастерство ведения и приема родов.

IMG-20211013-WA0014.jpg

Вместе с мужем Анатолием Романюгой они поработали и за границей. Для этого необходимо было окончить специальную ординатуру по акушерству и гинекологии в Свердловском медицинском институте, куда они и поступили в 1973 году. После успешного и отличного ее окончания оба в 1975 году были зачислены на курсы международного здравоохранения в Москву. В те далекие годы наши прекрасно обученные специалисты работали в развивающихся странах по международной программе обмена. Анатолий Михайлович и Инна Михайловна готовились к работе в одной из африканских стран — Тунисе. А в клиниках Туниса работали в основном врачи Французской Республики. Они очень недоверчиво встретили специалистов из Советского Союза. Пришлось своим мастерством доказывать зарубежным коллегам, что и мы не лыком шиты. Так и произошло. Однажды возникла ситуация, когда в клинику доставили многодетную женщину с кровотечением. Нельзя было медлить ни минуты. Советский доктор взяла ответственность на себя, так как в тот момент других докторов в клинике не оказалось. Инна Михайловна встала за операционный стол и мастерски всего за 15 минут провела операцию кесарева сечения. Благодаря ее быстрой реакции и мастерству, удалось сохранить жизнь и матери, и ребенка.

Этот случай привел к признанию доктора из Страны Советов не только врачебным и средним медперсоналом клиники, но и чиновниками здравоохранения Туниса. И в дальнейшем Инну Михайловну с ее золотыми руками не раз привлекали в крайне сложных и нестандартных случаях акушерских осложнений.

В 1978 году она была награждена почетной грамотой МИД СССР, а ведущие деятели североафриканского государства стремились к тому, чтобы роды у их жен принимала «мадам русская». Перед отъездом из страны ей подарили королевский ковер ручной работы в благодарность за труд.

В областной роддом в Челябинске Инна Михайловна вернулась заместителем главного врача по лечебной части и главным специалистом акушером-гинекологом Челябинской области в областном отделе здравоохранения.

IMG-20211013-WA0016.jpg

На новой должности Инна Михайловна оказалась строгим и требовательным руководителем. Врачи областной акушерско-гинекологической больницы, да и все акушеры-гинекологи Челябинской области ее побаивались. Никто не имел желания оказаться на родсовете в роли провинившегося. К разборам всегда привлекались специалисты кафедры медицинского института, рецензии историй болезни и родов проводились на очень высоком уровне с привлечением, если было необходимо, любых смежных высококвалифицированных специалистов. Главный специалист по акушерству и гинекологии имела высокий авторитет в областном здравоохранении, среди главных врачей. Ей никогда не было отказа в экстренной консультации. Если была необходима экстренная перевозка пациентки, скорая стояла у дверей родильного дома буквально через пять, максимум десять минут. И как врач, и как организатор Инна Михайловна всегда была на высоте. Она стремилась, чтобы родное челябинское акушерство соответствовало передовым требованиям советского, а затем российского здравоохранения.

В службу, которой Инна Михайловна посвятила целую жизнь, она вложила душу и сердце. Коллеги уверяют: у нее было чутье на новые технологии. Инна Михайловна одной из первых подхватывала новые идеи и внедряла их в мощных промышленных городах региона. Поэтому главный акушер-гинеколог Челябинской области была авторитетом как на Урале, так и за его пределами. В нашу область приезжали акушеры-гинекологи из других регионов, перенимали опыт.

Мы вспоминаем жизнь этой великой женщины, патриота своей страны, энтузиаста выбранной профессии, посвятившей жизнь людям, будущим мамам. Хочется, чтобы молодые доктора, которым предстоит длинная дорога в выбранной профессии, знали своих предшественников, замечательных врачей, которые, служа профессии и своим пациентам, вспыхивали и сгорали, не жалея своих больших сердец.

Поделиться

Сегодня | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

Вчера | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

Сегодня | 15:31
В Челябинской области задержали подпольных оружейников

Нелегальные мастерские силовики обнаружили в 48 регионах страны.

Сегодня | 13:44
В Челябинской области животные стали чаще нападать на людей

В Роспотребнадзоре привели статистку опасных укусов.

Новости   
Спецпроекты