Летопись «ста народов». Ее ведет челябинский историк, предок которого кормил хлебом пугачевцев

29 Ноября 2021 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Людмила Ковалева
Летопись «ста народов». Ее ведет челябинский историк, предок которого кормил хлебом пугачевцев


Южный Урал называют «землей ста народов», где особенно ярко высветилась национальная идея единства наций «великорусского мира». Здесь в дружбе и добрососедстве живут представители самых разных национальностей и вероисповеданий. Где же исторические корни этого единения? Об этом мы беседуем с лауреатом премии губернатора Челябинской области в сфере государственной национальной политики в 2021 году, доцентом ЮУрГУ, заместителем директора Объединенного государственного архива Челябинской области Николаем Антипиным.

Храмы и судьбы

— Какую цель вы ставите в своем конкурсном проекте?

— Я поставил перед собой задачу исследовать истоки российской государственности, в основание которой, как известно, были заложены самодержавие, православие и народность. И хотя с того времени многое изменилось, на смену государевой власти пришла демократия, многое из этого остается актуальным и в наши дни. Один из принципов державы — веротерпимость, уважение к другим религиозным взглядам. Это, к примеру, всегда отличало Русскую православную церковь, которая во многом и заложила основы нашей культуры. Этому посвящена наша книга «Православные храмы Челябинска: история и современность», в которой мы с историком Иваном Купцовым (он соавтор второй части — о современных приходах) при поддержке Челябинской епархии исследуем истоки духовности российской нации.

— А чем вызван интерес к этой теме?

— Мои предки были крестьянами и жили в Шадринском уезде в селах Теченское и Теренкульское (ныне они в Красноармейском районе), и храм всегда был средоточием культурной и духовной жизни. В Русской Тече церковь не сохранилась, ее разрушили в годы борьбы с «опиумом для народа», а в теренкульской разместили клуб. Эти храмы строили мои предки, поэтому мне было интересно изучить их историю. На станицах альманаха «Календарь знаменательных и памятных дат», ежегодно издаваемого челябинской публичной библиотекой, сначала вышли статьи об этих приходах, а затем я задумал цикл статей о сельских храмах Южного Урала. Это церкви в селах Алабуга, Ваганово, Кичигино, Чудиново и других, здания которых многие годы простояли в разрухе и запустении, а сейчас восстанавливаются.

IMG_6846.JPG
Фото предоставлено автором

Также я уже много лет назад начал составлять справочник православных храмов Челябинского уезда. Это всегда проверенные факты, почерпнутые из архивных источников, «клировых ведомостей» приходов. До революции на Южном Урале было около 400 церквей, 152 прихода находилось в Челябинском уезде. Их нужно возрождать, чтобы наши дети и внуки воспитывались в уважении к традиционным духовно-нравственным ценностям, знали вековые обычаи своего народа и могли передать их будущим поколениям.

В своих статьях я рассказываю не только о храмах, но и о судьбах их настоятелей, нередко трагических, поскольку многих батюшек в годы массовых политических репрессий расстреляли или сослали в лагеря. Такая же судьба постигла мусульманских мулл и муфтиев, иудаистских раввинов, и сегодня нужно знать правду о драматическом периоде нашей истории, чтобы подобные ошибки прошлого не повторялись никогда.

Ковали Победу вместе

— Единение наших народов в борьбе с общим врагом особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны…

— Это так. Неслучайно эта тема стала еще одним направлением моего проекта. Она связана с моей преподавательской работой в ЮУрГУ. В нашем университете с 2020 года проходят научно-практические конференции о трудовом вкладе народов Урала и Центральной Азии в победу над фашизмом. Так, на эту тему недавно прошла конференция «Труд во имя Победы», с участием ученых России, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Туркмении. В годы войны на эвакуированных заводах Южного Урала трудились рабочие, призванные в трудармию из этих республик, внесшие свой вклад в Победу. Они работали на Танкограде-ЧТЗ, строили Челябинский металлургический завод (нынешний ЧМК), который запустили в разгар войны, в 1943-м.

86c7f93bdfe4c1171f719acf410af8d7.jpg
Фото из фондов ОГАЧО

— А интересуются ли потомки трудармейцев их героическим трудом в тылу?

— В архив поступают запросы от жителей стран Центральной Азии, которые хотят узнать о судьбе своих предков, трудившихся в годы Великой Отечественной на оборонных предприятиях Южного Урала. Мы разыскиваем исторические документы, помогаем создать генеалогическое «памятное древо» семейной истории. К слову, мы также проводим конференцию «Генеалогия и архивы» (недавно она получила всероссийский статус), изучаем родословную южноуральцев самых разных национальностей. Также по итогам научных встреч составляем сборники статей на эту тему, которые рассылаем по библиотекам, историко-научным центрам стран СНГ.

С имперских лет

— У вас немало и других научных трудов об исторических корнях нашего народного единства?

— Этой темой я занимаюсь уже много лет. Так, в книгах, в подготовке которых я принимал участие, «Южный Урал. Первая мировая война», «Южный Урал: от колесницы до мирного атома», «Край, заслуживший свои победы» нашли отражение эти темы. А всего подготовил как автор и составитель около 30 историко-краеведческих книг, где немало места отведено взаимоотношениям народов нашего региона, поиску объединяющей их национальной идеи.

— Некоторые историки считают, что она начала формироваться еще до революции.

Senh2cm6oug.jpg
Фото предоставлено автором

— К примеру, мне довелось стать составителем сборника «Император Александр II и Южный Урал», где царь-освободитель предстает с неожиданной «человеческой» стороны. Он побывал на Южном Урале, заботился о наделении казаков, в том числе и «нагайбакского корня», землей за счет государства (на каждого сына выдавали 30 десятин), об условиях труда мастеровых. Неслучайно памятник Александру II решено открыть в Челябинске у храма Александра Невского.

Его внук Николай II тоже приезжал в наши края: еще будучи цесаревичем, в 1891 году, возвращаясь с Дальнего Востока, побывал в Троицке, Верхнеуральске, встречался с казаками. А в разгар Русско-японской войны в 1904 году посетил Златоуст, где ковали оружие, на войну отправили два полка. И представители разных народностей и сословий были патриотически настроены, восторженно приветствовал его.

За землю и волю

— Но были и бунты, народные восстания, где вместе с русскими казаками «за землю и волю» воевали башкиры, татары, киргиз-кайсаки…

— По легенде, Емельян Пугачев на горе у озера Тургояк встречался с Салаватом Юлаевым, башкирская конница которого сражалась в его войсках. Говорят также, что на дне озера Инышко Пугачевым якобы спрятан клад из награбленного в помещичьих усадьбах золота. Но это ничем не подтверждено. Зато, согласно сохранившимся документам, в наших краях один из сподвижников Пугачева, Иван Грязнов, брал приступом челябинский острог, сжег крепости Златоуста, Сатки, Чебаркуля.

фото_Людмилы_Ковалевой_2178.JPG

Как я выяснил по архивным записям, мой прадед в восьмом колене, глава крестьянской общины села Теренкуль Леонтий Кокшаров тоже посодействовал восставшим: под угрозой смерти снабжал их хлебом. После разгрома пугачевской вольницы ему припомнили невольную «измену». Но строго наказывать не стали, поскольку на это старосте пришлось пойти, чтобы не сожгли село. Он отделался тем, что повторно присягнул на верность императрице Екатерине II.
Конечно, с властями у башкир случались конфликты, но русские купцы и заводчики старались их не обижать, а землю не отбирали, а покупали за звонкую монету.

Вышли в люди

— Как известно, детей башкирских и киргизских (казахских) мурз в империи всячески привечали.

— Подобных примеров масса. Так, сын султана из соседнего Костанайского улуса Казахстана и один из потомков Чингизхана, Чокан Валиханов, в будущем выдающийся ученый, исследователь истории и культуры Средней Азии, учился в Омском кадетском корпусе, дослужился до важного чина в Министерстве иностранных дел.

В наших краях имперские власти тоже всегда поддерживали талантливую молодежь нерусской национальности. Так, по одной из версий, знаменитый адвокат, уроженец Троицка Федор Плевако был незаконнорожденным сыном таможенного чиновника, сосланного в Оренбургскую губернию за участие в польском восстании, и киргиз-кайсакской крепостной. О нем в нашем сборнике «Генеалогия и архивы» недавно опубликовал статью юрист из Приднестровья Леонид Бенедиктович.

фото_Людмилы_Ковалевой_2133.JPG

— С Южного Урала «вышли в люди» немало и других прославленных земляков.

— Тоже родом из Троицка знаменитый баснописец Иван Крылов, а в Верхнеуральске провел детские годы скульптор Эрнст Неизвестный. Возле Катавского завода, на территории Челябинской области, исследователь Петр Симон Паллас отмечает волость Шайтан-Кудей — родовые земли башкирского национального героя Салавата Юлаева.

Словом, у нас, южноуральцев, общие корни, общая история и современность. Нас многое объединяет, и познание обычаев и традиций соседей, взаимообогащение национальных культур делает нашу жизнь ярче, насыщеннее. В этом единении самобытного, на мой взгляд, и можно усмотреть проявления национальной идеи, над поиском которой сегодня бьются ученые и политики.
Вчера | 10:55
В Челябинской области покажут фильм о селах Горного Урала

Можно ли возродить села горнозаводского края.

19.01.2022 | 15:31
Омикрон-штамм. На Южном Урале готовятся к пятой волне коронавируса

В Челябинской области готовятся к новой волне коронавируса, вызванной штаммом омикрон. В территориях сейчас мобилизуют все ресурсы — от амбулаторного звена до пула автоволонтеров.

Вчера | 17:08
Алексей Текслер поручил ускорить социальную догазификацию

По решению губернатора на Южном Урале расширили категории получателей областной выплаты на покупку и монтаж газового оборудования.

Вчера | 16:49
Челябинские ученые создают новую IT-систему для «умного города»

 Этот масштабный проект запущен в рамках совместного гранта губернатора и РФФИ.

Новости   
Спецпроекты