Идем в гору. Какие события в туриндустрии Южного Урала стали самыми яркими в 2021 году

31 Декабря 2021 Автор: Наталья Калентьева Фото: Людмила Ковалева
Идем в гору. Какие события в туриндустрии Южного Урала стали самыми яркими в 2021 году


Для развития внутреннего туризма в Челябинской области нынешний год стал буквально прорывным. С приходом нового руководства в сентябре 2019 года отрасль буквально начала раскачиваться и в этом году уже начала пожинать первые результаты новой политики. «ЮП» выбрала самые значимые события для индустрии отдыха и впечатлений.

Бренд-маршрут

В Челябинской области в этом году появился первый региональный брендовый маршрут. Он получил название «Челябинск: к нам прилетают даже метеориты!». Его созданием занималось Агентство международного сотрудничества Челябинской области совместно с туроператорами при поддержке министерства экономического развития региона. Проект был высоко оценен экспертным советом из представителей Ассоциации туроператоров (АТОР) и Федерального агентства по туризму, которые приезжали на Южный Урал не раз.

Маршрут представляет собой четырехдневное путешествие по наиболее интересным локациям горнозаводской зоны Челябинской области и включает в себя посещение Миасса, Златоуста, Сатки, а также южноуральской столицы. Проект южноуральцев был очень тепло принят экспертным советом: он набрал самый высокий балл из трех защищавшихся регионов — 735 (у остальных около 600). Первые туристы, а приехали они еще летом, были от него в восторге. Что, впрочем, неудивительно: локации «метеоритного» маршрута очень разнообразны и интересны.

Туризм_По-тропе_Ковалева_217583814_.jpg

По тропе и Каменной реке

Если в прошлые годы внутренний туризм хоть и развивался, но не привлекал внимания серьезных экспертов, то в этом году регион посетило множество высоких гостей, в том числе руководство Ростуризма. В рамках официального визита заместитель главы ведомства Евгения Чухнова побывала в национальном парке «Таганай», где ей презентовали новую экологическую тропу на Большую Каменную реку.

Представительница агентства по туризму призналась, что она в первый раз в Челябинской области и очень впечатлена уральской природой.

«Есть места, которые знают все, с жестким стереотипным рядом, такие как Краснодарский край, например. А есть места непопсовые, — говорит Евгения Чухнова, заместитель главы Ростуризма. — И если мы говорим про Московскую агломерацию (а это самый большой источник туристов), то москвичи жадны до нового, и Челябинская область это ощущение новизны может дать. Нас радует, что турист сейчас начинает осознавать, что отдых — это не только лето и не только лежать на пляже».

Кроме того, замглавы туристического ведомства подчеркнула, что южный Урал — то место, про которое всем надо рассказывать, и в рамках зимней кампании регион будут продвигать.

туризм-Каргаполов.jpg
Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)

Промышленная экскурсия

В конце октября этого года Челябинская область впервые приняла форум промышленного туризма. В рамках мероприятия представители более чем 20 регионов России обсуждали на Южном Урале перспективы промышленного туризма для разных промплощадок — от небольших крафтовых производств до индустриальных гигантов. Форум прошел в Магнитогорске и Челябинске при поддержке правительства Челябинской области, Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Магнитогорского металлургического комбината.

На Южном Урале этот сектор отрасли довольно развит. Спросом пользуются экскурсии на оружейные фабрики, ММК. На последнем, к слову, за три года побывало почти 17 тысяч туристов.

По мнению экспертов, Челябинская область является регионом-амбассадором в развитии промышленного туризма в России. Как итог, в Магнитогорске будет создан центр профкомпетенций по промышленному туризму на базе ММК. Он будет заниматься методологической поддержкой, а также собирать лучшие промышленные практики и работать с вузами и студентами.

По мнению вице-губернатора Егора Ковальчука, курирующего развитие туризма в регионе, промышленный туризм является одним из инструментов повышения инвестиционной привлекательности регионов.

«Конечно, мы понимаем, что количество экскурсий на производство и инвестпроектов в регионе не имеет прямой взаимосвязи, — говорит вице-губернатор. — Но сам факт открытия промышленной площадки для посещения рядовыми туристами создает образ социально ориентированного предприятия. Открытость, нацеленность на сотрудничество, готовность ответить даже на неудобные вопросы — все это работает на позитивный имидж не только конкретной организации, но и области в целом».

Туризм_С-приставкой-эко_Каргаполов_71348227_тропа-исследователей.jpg
Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)

С приставкой «эко»

В Челябинской области 2021 год прошел под знаком экотроп. С начала года в разных районах Южного Урала появились порядка 10 таких маршрутов как в заповедных уголках природы, так и в обычных неохраняемых природных территориях. Как отмечают эксперты, это новый тренд туристического направления, который прибавляет с каждым годом. Сегодня на экологический туризм делают ставку, называя его одним из динамично растущих секторов «экономики впечатлений». Новые маршруты появились в окрестностях Златоуста и непосредственно в городе крылатого коня («Косотур», «По местам Емельяна Пугачева», «К Большой Каменной реке»), Миассе («Рудник «Холмистый»), на Зюраткуле («Тайны озера»), в Еткульском районе («Кошкуль») и т.д.

Некоторые из них реализованы в рамках нацпроекта «Экология», другие — благодаря грантам президента РФ, губернатора Челябинской области и Ростуризма.

Кстати, еще одним проектом с приставкой «эко» стал эколого-просветительский центр, созданный при национальном парке «Зигальга». Здесь для школьников района, а также приезжающих туристов будут проходить «живые» уроки по изучению и сохранению природы.

_туризм-ковалева--.jpg

«Юраль!» на ура

Пожалуй, самым ярким локальным проектом этого года стал «Юраль!» — проект, направленный на продвижение внутреннего туризма. Он стартовал в середине декабря 2020 года и завершился 1 сентября 2021 года. Его смысл заключался в том, чтобы собрать как можно больше заданных организаторами локаций. Путешествовать по Челябинской области, при этом соревнуясь за подарки, — такой возможностью воспользовались 2676 южноуральцев, а также жителей Башкортостана, Свердловской области, Санкт-Петербурга, Москвы и даже Казахстана. Публикуя свои фотографии в соцсетях и набирая локации, самые активные из них смогли получить панамку, фирменное худи, рюкзак для пикника и палатку. Главным призом стал сертификат номиналом 50 тысяч рублей на тур по Южному Уралу. Победительницей первого сезона «Юраль!» стала жительница Миасса Марина Иванова, которая первой собрала все 50 локаций.

«Зимовать» проект будет активно. Участникам зимнего этапа «Юраль!», который стартовал 1 декабря 2021 года и завершится 1 февраля 2022 года, нужно будет набрать десять зимних локаций. Новый сезон проекта будет отличаться от предыдущего количеством локаций и их качеством. Акцент сделан на активный досуг. Так, в чек-листе зимнего «Юраль!» значатся подвижный отдых на горнолыжных курортах, купание в термальных источниках, посещение пещер и ферм с животными и даже семейное фото у новогодней елки.

Комментарии:

Ковальчук-Егор_вице-губернатор.jpgЕгор Ковальчук, вице-губернатор Челябинской области:

— Если говорить об итогах годах, то необходимо прежде всего вспомнить про брендовый маршрут, который был разработан и презентован в этом году. Также однозначно то, что мы заявились на все возможные мероприятия, связанные с мерами поддержки туристической отрасли. Отдельно я бы выделил визиты федеральных коллег из Агентства стратегических инициатив (АСИ), связанные с экологическим и промышленным туризмом. Конечно, определенное достижение — это проведение форума промышленного туризма, а также участие во всевозможных отраслевых выставках.

Самое главное — это выстраивание системы работы. Я считаю, что регион для себя понял ценность туризма. Со своей стороны мы с коллегами смогли вдохнуть жизнь в эту историю. Мы помним заявления трех-, четырехлетней давности: «Все плохо! Все пропало! Никому это не надо…» Сейчас, надеюсь, это настроение нам удалось повернуть в другую сторону.

туризм-Ковалева.jpg

Ирина-Чиркова_замдиректора_Агентства_международного_сотрудничества_ЧО.jpgИрина Чиркова, заместитель директора Агентства международного сотрудничества Челябинской области:

— В Челябинской области представлены практически все направления туризма. На некоторых из них, например, активном или санаторно-курортном, мы сделали акценты в 2021 году. В следующем, 2022 году мы хотим поработать с гастрономической темой. Туризм — это индустрия впечатлений, и любое путешествие хочется сдобрить классным мерчем, добавить гастрономическую составляющую. У нас в регионе есть традиционные локации, которые в том числе входят в брендовый маршрут. В Златоусте это, например, ресторация «Счастливый кузюк», в Челябинске — «Уральские пельмени», «Цыплята табака», трапезная в «Таежном Хуторе». Есть рестораны с локальной кухней и на горнолыжных курортах. Мы собираем гастрономический туризм буквально по крупицам. Регион у нас многонациональный, и кухня Челябинской области — это своего рода мозаика. Есть идея создать гастрономическую карту Южного Урала, которая позволит туристам попробовать что-то интересное в каждом муниципалитете.

Еще одно направление — промышленный туризм, который сегодня на пике популярности. В начале марта в Магнитогорске на базе ММК будет запущен центр компетенций, где будут проводиться обучающие модули под ключ, что позволит обучиться и на практике, и в теории тому, какими должны быть экскурсии на промышленном предприятии — от стадии бронирования и комплектования групп до упаковки экскурсии.

Поделиться

Вчера | 14:25
Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

18.04.2024 | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

18.04.2024 | 15:44
Южноуральцы могут сдать пулеметы, ружья и патроны за вознаграждение

В Челябинской области стартовала акция «Оружие-2024».

17.04.2024 | 14:29
Как «Трактор» обрел памятник, кормил собак и сыграл «Брата-2»

Для челябинского «Трактора», который завоевал бронзовые медали чемпионата КХЛ, нынешний сезон стал особенным. И пока спортивные аналитики подбивают статистику и анализируют выступление команды, «ЮП» вспомнила самые яркие моменты прошедшего регулярного чемпионата и плей-офф.

Новости   
Спецпроекты