С высоты Ильменских гор. Каким увидел Миасс Прокудин-Горский

10 Января 2022 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены автором
С высоты Ильменских гор. Каким увидел Миасс Прокудин-Горский Вид с горы на станцию Миасс. Фото С.М. Прокудина-Горского,1910 г.

Летом 1910 года фотограф Сергей Прокудин-Горский совершил вояж по Южному Уралу.

В своем вагоне он пересек наш край с запада на восток, останавливаясь на каждой крупной станции, снимая заводы, мосты и природу. В окрестностях Миасского завода он забрался на вершину Ильменского хребта.

В предыдущих публикациях мы подробно рассмотрели златоустовскую серию фотографий Сергея Прокудина-Горского, их почти пять десятков. Из Златоуста он отправился в Миасский завод. В «Путеводителе по Уралу» 1904 года туристам это представлялось так: «Путь от Златоуста до Миасса очень живописный. Особенно красивый вид открывается с поезда на Таганай, Златоуст, Уреньгу, Уральскую сопку, долину реки Ай. Как только поезд отойдет от вокзала, публика выходит на площадки вагонов и любуется чрезвычайно оригинальными и прекрасными горными ландшафтами».

Татары у костра

Выйдя на станции Миасс, Сергей Михайлович поднялся на Ильменский хребет, откуда открывается замечательный вид на запад. Здесь получилось два снимка: Ильменское озеро в окружении невысоких гор, у подножия нитка железной дороги, и станция с многочисленными постройками, складами, водонапорной башней и «игрушечными» вагонами на путях.

Железная дорога в этих местах была построена в 1891 году, в 1892 году по линии Златоуст — Челябинск прошел первый поезд. На снимке можно разглядеть здание вокзала, оно сохранилось до наших дней и признано памятником архитектуры начала XX века.

Первоначально здесь был построен небольшой деревянный дом, а в 1904 году возведено одноэтажное каменное здание вокзала. Оно асимметричное в плане: центр смещен в северную сторону, что связано с его функциональным назначением. Вокзал выполнен в стиле модерн, с характерным для санкт-петербургской архитектуры использованием тесаного природного камня. Здание облицовано чашковским серым крупнозернистым гранитом. Большие окна с дугообразным завершением украшены сандриками из того же камня. Стена здания по вертикали разделена ступенчатыми пилястрами; двускатная крыша покрыта железом.

Между прочим, считается, что именно в Миассе начинается Транссибирская железнодорожная магистраль. На это указывает памятный знак, открытый к столетию начала строительства магистрали в 1991 году у здания нового миасского вокзала.

Кадры-века_Татары-у-костра-близ-станции-Миасс_Фото-С.М.-Прокудина-Горского_1910-г.jpg
Татары у костра близ станции Миасс. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.

Третий снимок фотограф назвал «Татары у костра». Он сделан недалеко от станции Миасс, на это указывает телеграфный столб, виднеющийся за кустами. Вообще Сергей Прокудин-Горский редко снимал людей, но старался запечатлеть этнографические особенности края. Видимо, поэтому его заинтересовали встретившиеся местные жители. Это два человека, которые, вероятно, расположились на ночевку у густых кустов. Они распрягли своих лошадей, которые пасутся где-то за кадром, рядом две телеги, на земле сложены хомуты, тлеют угли. Один из путников повернут спиной, он в темном кафтане и светлом войлочном колпаке, другой сидит в профиль, он также в национальном костюме.

Безопасное озеро

Ильменский хребет — самая крайняя восточная цепь гор Южного Урала. Они невысоки, состоят из отдельных хребтов и возвышенностей. У юго-западной подошвы хребта расположилось Ильменское озеро. Выбранная точка для съемки не позволила Сергею Прокудину-Горскому снять озеро целиком, но получился живописный кадр, охватывающий южную оконечность водоема.

Ильменское озеро небольшое, площадь водного зеркала 4,5 квадратных километра, максимальная глубина 6 метров. В озеро впадают две довольно крупные реки — Черемшанка и Кудряшка, озеро стоком связано с рекой Миасс. Здесь и сегодня водятся карась, линь, окунь, плотва, щука. На картах XVIII века озеро называлось Ильмень, путешественник Петр Симон Паллас именовал его Именкуль (от тюркского «имен» — «безопасный», «безвредный» и «кул» — «озеро», то есть «безопасное озеро»).

Журналист Виктор Весновский в путеводителе для туристов в начале XX века отмечал: «Ильменское озеро расположено в нескольких саженях от станции Миасс, как раз у южного конца Ильменского хребта. Горы в этой местности становятся уже ниже, и, кроме того, так как продолжение Ильменского хребта, Чашковские горы и другие более мелкие хребты, отходят далее на восток, то долина реки Миасса становится здесь шире, и берега Ильменского озера на значительном протяжении являются низкими, пологими, приобретают характер берегов степных озер. Вода в озере чистая и прозрачная».

Кадры-века_Вид-с-горы-на-Ильменское-озеро-близ-станции-Миасс_Фото-С.М.-Прокудина-Горского_1910-г.jpg
Вид с горы на Ильменское озеро близ станции Миасс. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.

За кадром

За Ильменским озером на снимках Сергея Прокудина-Горского хорошо виден Чашковский хребет, его северная оконечность скрыла от фотографа Миасский завод. Вероятно, Сергей Михайлович и не посещал заводской поселок, ограничившись обозрением окрестностей станции.

Миасский завод ведет свою историю с XVIII века. Он был основан в долине реки Миасс у подножия Чашковских гор 7 ноября 1773 года купцом Ларионом Лугининым. Строительство предприятия началось сразу по окончании восстания под предводительством Емельяна Пугачева. В 1776 году была сооружена плотина, в 1777 году — начата выплавка металла из местных руд. На заводе работали крепостные, купленные заводчиком в Тульской, Рязанской и Пензенской губерниях.

Выпускаемая медь шла на производственные и бытовые нужды, часть поставлялась на Екатеринбургский монетный двор для чеканки медной монеты. К концу XVIII века Миасский медеплавильный завод вырос в крупное предприятие, при рудниках возникали рудничные поселения. По переписи 1795 года численность населения составляла почти тысячу человек.

Однако уже в начале XIX века запасы медной руды истощились, предприятие перешло в собственность государства, предпринимались попытки перепрофилировать завод в железоделательный, организовать прокат железа из златоустовского чугуна, ножневую фабрику. Однако завод не был центром жизни местных обитателей, с конца XVIII века в долине реки Миасс началась добыча золота, что способствовало развитию заводского поселка.

К началу XX века Миасс по внешнему облику стал превращаться в город. Современники так описывали заводской поселок: «Миасский завод производит впечатление бойкого, но грязного городка, в нем считается свыше 20 тысяч жителей. В заводе довольно много видных и красивых построек; кроме множества лавчонок, торгующих всякою снедью и приисковою рухлядью, есть несколько отличных магазинов. В селении четыре православных храма, одна мечеть, почта, телеграф, квартира окружного горного инженера, бюро съезда золотопромышленников Оренбургской губернии, управление Миасскими золотыми промыслами, клуб, театр, две библиотеки, чайная-читальня, есть женская гимназия, низшая ремесленная и горная школа».
Сегодня | 15:31
Омикрон-штамм. На Южном Урале готовятся к пятой волне коронавируса

В Челябинской области готовятся к новой волне коронавируса, вызванной штаммом омикрон. В территориях сейчас мобилизуют все ресурсы — от амбулаторного звена до пула автоволонтеров.

Сегодня | 15:01
В желтой жаркой Африке. Как историческая родина встретила челябинского Симбу

История репатриации диких животных стала уникальным примером для мирового сообщества.

27.12.2021 | 13:07
Гордость за предков. В Челябинске издана книга «История моего рода»

Это исследование историка Владимира Кобзова посвящено не только генеалогии, но и, шире, истории освоения Южного Урала, социальным, политическим и военным процессам в регионе в XVIII-XIX веках.

20.12.2021 | 11:33
В горы с фотоаппаратом. По пути императора Александра II

Благодаря фотографу Сергею Прокудину-Горскому спустя век мы можем видеть на его фотографиях Южный Урал во всем многообразии красок.

Новости   
Спецпроекты