Страницы прошлого. Почему для понимания сегодняшней ситуации в мире необходимо знание истории
Известный на Южном Урале учитель истории рассказала, какими были изначальные цели НАТО и как у детей сформировать критическое мышление.
«Разграничителем между западным и восточным блоком была Берлинская стена. Когда ее ликвидировали в 90-х и пошло объединение ФРГ и ГДР, была договоренность, которая в том числе в протоколах зафиксирована, что в ответ нашей стране страны НАТО гарантируют, что останутся в пределах тех границ, которые были на то время. Однако впоследствии было пять волн расширения НАТО, и на сегодняшний день Североатлантический альянс стоит непосредственно у наших границ по периметру. Цель у них все та же, что и после распада СССР, — ослабить наше государство, не дать возможности нам подняться на ноги и заявить о себе как о великой державе с собственными национальными интересами. Им нужна была Россия в качестве второстепенного марионеточного регионального государства, в качестве базы, из которой можно было бы выкачивать природные ресурсы, необходимые для их собственного развития, — объясняет Оксана Саратовкина. — Президент России несколько раз выступал на заседаниях ООН и Мюнхенском совещании, в ходе которых он неоднократно подчеркивал: остановитесь, вы не выполняете свои обещания, вы продолжаете двигаться на восток, вы приближаетесь к нашим границам. Но все его доводы игнорировались, а задача НАТО — создать государства с нестабильными антироссийскими намерениями — была окончательно осуществлена. У нас под боком сразу несколько стран с антироссийской риторикой. Отправной последней точкой было высказывание президента Зеленского на Мюнхенской конференции, который напрямую потребовал от европейских стран разрешить Украине иметь ядерное оружие. Аплодисменты, которыми наградили Зеленского, дали понять, что у них это оружие появится, причем в очень короткие сроки. Поэтому чего ждать? Ждать, когда будут поставлены ракеты с 4-минутным подлетом до Москвы? Ждать 41-й год? В окружении подобных действий нам нужно наступать первыми. Поэтому правильным решением было начать эту спецоперацию. Победили нацизм в 45-м, победим и сейчас».
Фото: официальный сайт президента России
По словам Оксаны Саратовкиной, если глубоко заглядывать в историю, то противостояние англосаксонского мира со славянским идет с начала XIII века, со времен первого русского короля Даниила Галицкого.
«Это многовекое противостояние со своими культурами, традиционными ценностями, со своей историей. Вот в такой фазе в XXI веке нам оно досталось», — отмечает историк.
Также эксперт уверена, что именно незнание истории привело к тому, что не все граждане правильно восприняли происходящую на ситуацию на Украине.
«В СССР была хорошая база знаний, но реформы образования, которые идут на протяжении последних 30 лет, убирают основополагающий знаниевый компонент и вместо этого внедряют компетентностный компонент. Почему-то мы не можем золотую середину найти, а обязательно бросаемся в крайности. К большой радости педагогов, лет пять назад к нам начало приходить понимание, что знаниевый компонент — это все-таки важная составляющая при формировании критического мышления. Она первична. Хорошие учителя истории и обществознания это понимают и это делают. И у нас уроки истории всегда превращаются в интересные беседы», — подчеркивает Оксана Саратовкина.
По ее словам, мировую ситуацию на уроках истории она разбирает с учениками вот уже две недели, встраивая в текущие темы события наших дней. Например, когда началась спецоперация, темой урока в 11-м классе были межнациональные отношения: что такое патриотизм, национализм, фашизм, расизм.
Фото из свободных источников
«На мой взгляд, на Украине сформировался нацизм в чистом виде, но они преподносят свои действия в западных средствах информации как патриотизм. Но чем же отличаются данные понятия? Патриотизм — это когда ты уважаешь себя, свою нацию, свою государственную символику и через эту призму с уважением относишься и к другому государству, другой нации, другой символике. Но когда я вижу, что себя уважают, а другие флаги топчут ногами и сжигают или же выкрикивают лозунги про убийство, это не патриотизм, а настоящий нацизм. Пусть наша молодежь дочитает сегодняшний украинский лозунг до конца: «Слава Украине, слава!» А дальше: «Москалей на ножи, москалей на ножи». Это был лозунг УПА (Украинской повстанческой армии - запрещенная в РФ организация 1943 года, — поясняет Оксана Саратовкина. — И белорусскую деревню Хатынь в военные годы не эсэсовцы сожгли, как принято считать (эти только сидели и наблюдали), а упашники, те самые бандеровцы. От них горела и Беларусь, и Польша. И мы сейчас с этим злом боремся. Надо, чтобы наши дети это знали и понимали. Не зря одной из ведущих наук является история. И в школах ей надо уделять особое внимание, развивать историческое мышление, показывать закономерности».
На одном из занятий Оксана Саратовкина показала ученикам двойную карту: как фашистская Германия размещалась по форпостам и сегодняшнее размещение войск НАТО.
«По ним видно, что один в один ситуация повторяется. На следующем уроке с ребятами мы будет изучать международное гуманитарное право. Рассмотрим события от 14 марта, когда по центру Донецка удар нанесли и сколько жителей погибло. Если на историческом материале детям мировые события разъяснять, закладывать в них знания, то они и вырастут с правильной гражданской позицией», — заключила Оксана Саратовкина.
Поделиться