Трактор-гигант. Т-800 поспешили внести в Книгу рекордов Гиннесса

29 Марта 2022 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены автором
Трактор-гигант. Т-800 поспешили внести в Книгу рекордов Гиннесса


Пилотируемый космический корабль «Буран», самый крупный самолет «Мрия» — вершины развития советской науки и техники. В Челябинске есть подобный символ: это трактор Т-800. На ЧТЗ сохранился последний экземпляр, который пока пылится в ангаре, а должен стоять в центре города.

В 1941 году из Ленинграда в Челябинск на ЧТЗ вместе с Кировским заводом было эвакуировано конструкторское бюро (СКБ-2, затем ГСКБ-2), которое специализировалось на разработке танков и самоходных артиллерийских установок. В послевоенные годы конструкторы продолжали совершенствовать броневую технику, создавать новые образцы, например, боевую машину пехоты и целое семейство машин специального назначения. Рождалась в недрах конструкторского бюро и мирная техника, как дизель-электрический трактор ДЭТ-250, в конце 1970-х годов появилась идея создания сверхмощного трактора с бульдозерно-рыхлительным агрегатом Т-800.

Удивить всех

Сверхмощный трактор давно ждали в промышленности, на скальных карьерах, в районах вечной мерзлоты. Потому директор ЧТЗ Н.Р. Ложченко поддержал предложение главного конструктора В.Л. Вершинского и его заместителя А.И. Коноплева, за разработку высказалось и Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Секретарь Челябинского горкома КПСС Г.Г. Ведерников на одном из собраний сказал: «Сделайте машину такой, чтобы удивить всех! Это и будет подарком к партийному съезду».

Антипин_Трактор Т-800.jpg

Работы велись несколько лет, разрабатывали машину тягового класса 75 тонн, таких машин в СССР еще не было. Нужно назвать ее авторов, конструкторов: В.Д. Чудаков, Э.А. Яровой, В.И. Кислицын, В.В. Костромин, П.А. Фрейнкин, В.С. Грищенко, Г.А. Чесанова, В.П. Карабузов, В.Н. Тимонин, О.А. Алексеев, И.С. Иванова, Л.П. Шереметьев, Г.Ф. Паринов, В. И. Медведев, В.К. Раевский, Н.В. Михайлов и другие. Им пришлось решать массу технических задач, создавая абсолютно новую машину. Сложность заключалась в том, что до Т-800 на ЧТЗ разработали и внедрили ДЭТ-250, это машина тягового класса 25 тонн, чтобы справиться с поставленной задачей пришлось перепрыгнуть сразу несколько ступеней эволюции.

Конструктор Э.А. Яровой в конце 1970-х годов ездил в Магаданскую область, знакомился с условиями эксплуатации техники в суровых условиях Севера, эти наблюдения были учтены при конструировании нового трактора. Он вспоминает: «Т-800 стал первым трактором, который вскрывал породу без буровзрывных работ. Максимальное заглубление рыхлителя — 1800 миллиметров. Зимой, летом — в любое время года он может вскрывать породу даже 14-й категории, это гранит и скалы. Он может это все спокойно разрушать».

В апреле 1982 года на опытном заводе ЧТЗ началась сборка. Машина получила двигатель в 820 лошадиных сил (его изготавливал Свердловский турбомоторный завод), гидромеханическую трансмиссию, топливный бак более 2000 литров, ее масса достигала 106 тонн, трактор внушительных габаритов: 12,5 метра в длину с опущенным отвалом и 6 метров в ширину, высотой 4,7 метра.

Антипин_Трактор Т-800 (2).jpg

В популярной литературе пишут, что Т-800 в 1988 году занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Это произошло по ошибке: во-первых, ЧТЗ не заявлял свою машину, а во-вторых, еще в 1981 году на выставке Conexpo в Лас-Вегасе был показан японский бульдозер D-555 производства Komatsu массой 120 тонн и мощностью 1000 лошадиных сил. Японцы не только опередили, но и создали более крупный бульдозер. Этот факт нисколько не умаляет значения Т-800, он конструировался не для рекордов, а для решения конкретных задач в промышленности.

В мае 1983 года был готов первый экземпляр Т-800. 1 июня в день 50-летия Челябинского тракторного завода новую машину увидели все заводчане и горожане — она была установлена на Комсомольской площади.

Полет на «Мрии»

Всего было изготовлено десять тракторов Т-800, и они успели показать себя в деле. Первый трактор вскоре уехал на строительство Южно-Уральской АЭС, возведение которой началось в середине 1980-х годов недалеко от Озерска.

В ноябре 1984 года на ЧТЗ был выпущен второй Т-800, затем к февралю 1986 года, когда проходил XXVII съезд КПСС, из ворот завода вышли еще три машины. Одна из них поступила на Магнитогорский металлургический комбинат, другая — на добычу золота в карьерах «Южуралзолото». На ЧТЗ продолжали сборку новых экземпляров: для международной выставки в Москве (этот трактор затем работал в Катав-Ивановске на добыче сырья для цементного завода); для горно-обогатительного комбината в узбекский Заравшан отправлено две машины, где Т-800 отработал 13 лет.

Антипин_Трактор Т-800 (3).jpg

В 1990 году в якутский город Мирный на добычу алмазов отправился девятый экземпляр Т-800. Пришлось решать задачу, как доставить на место самый тяжелый трактор. Решили на самолете. Сначала трактор загнали в АН-124 «Руслан», самолет не выдержал нагрузки, под весом машины просел пол. С задачей справился АН-225 «Мрия», самый крупный самолет доставил до места самый крупный трактор. В Якутии Т-800 отработал дольше всех — 7600 моточасов.

У выпущенных тракторов Т-800 была сложная судьба, они выпускались поштучно, а потому во время их эксплуатации не хватало запасных частей, что вызывало длительные простои, затем из-за отсутствия деталей все они вовсе встали. Сегодня в Россию ежегодно импортируется более десяти бульдозерно-рыхлительных агрегатов массой более 100 тонн, а могли бы производить на ЧТЗ…

Привет из Австралии

Несколько лет назад на ЧТЗ пришло письмо из Австралии от моделиста-любителя Филиппа Говенлока. Он занимается конструированием и 3D-моделированием уникальных образцов мировой техники и заинтересовался челябинским трактором Т-800, попросил выслать фотографии и рисунки. Спустя время он вновь написал: «Сообщаю вам свежие новости о радиоуправляемой модели ЧТЗ Т-800 в масштабе 1:16, которую я сделал несколько лет назад. Трактор, конечно, хорошо смотрелся, когда стоял на полке, но когда я использовал 3D-модель трактора в действии, на грунте угольной шахты, звенья гусеницы 3D ломались под грунтозацепом. Недавно я установил на Т-800 стальные грунтозацепы и цепи, чтобы эту модель можно было использовать, как и другие мои бульдозеры. Выражаю свою надежду, что трактор Т-800 удастся сохранить на заводе навсегда. Ведь это важная часть мировой истории гусеничных тракторов. Т-800 — это такой же рекордсмен, как транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности АН-225 «Mрия» или как сверхзвуковой пассажирский «Конкорд».

Антипин_Трактор Т-800 и мини-трактор Уралец.jpg

К сожалению, Т-800 не пошел в широкое серийное производство, его постигла та же судьба, что и «Буран», и «Мрию». Однако на ЧТЗ выпустили десятый трактор, он сохранился и уже третий десяток лет ждет своего покупателя. Хотя лучшая судьба для него — это стать музейным экспонатом, занять почетное место в музее тракторостроения. Такой музей должен быть в Челябинске! Для этого есть все необходимое: богатая история, коллекция техники, место в городе, в этом должны быть заинтересованы ЧТЗ и правительство Челябинской области.

Поделиться

Сегодня | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

Сегодня | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

23.04.2024 | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

16.04.2024 | 13:34
Особняк мещан Ховановых стал одним из самых красивых зданий Челябинска

Он находится в самом центре, но спрятан в тупике улицы Васенко. Во внешнем облике дома сочетается средневековая русская архитектура, классицизм, барокко, неорусский стиль и модерн.

Новости   
Спецпроекты