Знания в плюсе. В Челябинской области дополнительное образование становится непрерывным
На Южном Урале расширяются направления дополнительного образования. Чтобы подогреть интерес ребят, запускаются новые программы на стыке двух направлений — художественном и техническом.
- Почему все больше девочек предпочитают танцам технологии?
- Легенды Урала. Челябинская область входит в число регионов с наиболее развитой культурой благотворительности
Коридоры в учебных заведениях превращаются в картинные галереи с аудиосопровождением. Прямо на переменах школьники смогут больше узнать об истории своей родины в увлекательной интерактивной форме. Подробнее о возможностях дополнительного образования в регионе читайте в материале «Южноуральской панорамы».
Новые программы
Создать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности — такая непростая задача сегодня стоит перед системой дополнительного образования Челябинской области. Для этого в регионе ежегодно расширяются возможности для занятий в различных кружках и секциях. По данным регионального минобрнауки, в 2022 году появится 2229 новых мест в дополнительном образовании.
В Челябинске одной из самых крупных организаций дополнительного образования является Дворец пионеров и школьников им. Крупской, который можно смело называть центром дополнительного образования Челябинской области. Сегодня здесь занимаются 8200 ребятишек, которым оказывается более 12 тысяч образовательных услуг. Для школьников доступны все шесть традиционных направлений допобразования: художественное, техническое, спортивное, естественно-научное, туристско-краеведческое, социально-гуманитарное. Наиболее популярными кружками у ребят сегодня являются робототехника, лего-конструирование, 3D-моделирование, веб-дизайн, языки программирования, электроника, хореография, вокал, ИЗО, журналистика, английский язык и лидерские программы.
Технические направления допобразования являются одними из самых популярных у школьников
«Мы, как учреждение с богатой историей, стараемся находить баланс между сохранением традиций и инновациями, которые бы позволяли учреждению развиваться на современном этапе, — комментирует директор Дворца пионеров и школьников им. Крупской Юлия Смирнова. — Безусловно, за последние два года у нас появилось несколько новых образовательных направлений. Так как одна из целей допобразования — это самоопределение ребенка, то нами был запущен профориентационный проект «Новое поколение выбирает». Это сетевые модульные программы, которые ориентированы на выбор профессии. В рамках первого модуля ребята на базе нашего дворца знакомятся с разными специальностями, работают с психологом. Затем в рамках второго модуля учащиеся 8-9-х классов более глубоко знакомятся с профессиями на базе техникумов и колледжей, а ребята 10-11-х классов — на базе вузов. Третий модуль — выход на предприятия региона и знакомство с представителями той или иной специальности. В прошлом году в проекте «Новое поколение выбирает» поучаствовали порядка 700 школьников из разных учебных заведений города. В этом году через программу прошли уже 400 учащихся, но это еще не предел».
На современном этапе актуальность приобретают конвергентные программы в допобразовании, которые находятся на стыке нескольких направлений. Дворец пионеров и школьников также подхватил эту новую практику.
«Второй год у нас реализуются программы на стыке художественных и технических направлений. Например, это веб-дизайн, когда дети должны художественно мыслить, но реализовывать свои задумки на компьютерной технике, а также с помощью проволоки, 3D-принтеров, станков», — отмечает Юлия Смирнова.
Еще одна новая тенденция дополнительного образования — его непрерывность. Новые знания дети получают не только в течение учебного года, но и на протяжении всего лета. На базе Дворца пионеров и школьников работает городской лагерь, а также организуется выездная многопрофильная смена в муниципальный лагерь «Солнечная поляна» для 160 детей. Таким образом, за лето дети проходят несколько краткосрочных образовательных программ.
Сегодня во Дворце пионеров и школьников занимаются 8200 ребятишек, которым оказывается более 12 тысяч образовательных услуг
«Школьников, увлеченных наукой, мы ждем на традиционную смену «Курчатовец», а юных и инициативных лидеров — на профильную смену «Есть идея». По традиции нами проводятся спортивные выездные сборы, а в рамках туристско-краеведческой и естественно-научных направленностей организуются походы детей», — поясняет Юлия Смирнова.
Впрочем, чтобы получать дополнительные знания, вовсе не обязательно куда-то выезжать, можно это делать прямо из дома. Сегодня дворцом разработаны насыщенные дистанционные программы по всем шести направлениям.
«Их мы предлагаем школам, которые находятся в отдаленных районах города и поселках. Например, 145-я школа Новосинеглазово работает с нами в дистанционном формате, — поясняет Юлия Смирнова. — Второй вариант — сетевое взаимодействие с учебными заведениями, когда наш педагог разрабатывает программу для конкретной школы и проводит выездные занятия на ее материально-технической базе. Так, мы, например, сотрудничаем с ОЦ № 5 в Парковом. Сегодня договоры о сетевом взаимодействии заключены с 35 школами из разных районов города», — перечислила Юлия Смирнова.
История оживает
Особое внимание развитию дополнительного образования сегодня уделяют в том числе некоммерческие организации. Так, Дворец пионеров и школьников активно сотрудничает с региональным отделением Российского детского фондф. РДФ является соучредителем ежегодной церемонии награждения имени Юрия Петровича Кропатова, который возглавлял Дворец пионеров и школьников 33 года.
Российский детский фонд ежегодно закупает качественные книги для поощрения лучших воспитанников Дворца пионеров и школьников
«Российский детский фонд оказывает нам поддержку в награждении педагогов за особые заслуги в дополнительном образовании. Также РДФ закупает качественные хорошие книги для поощрения наших лучших воспитанников», — отмечает Юлия Смирнова.
По мнению председателя челябинских областных отделений Фонда защиты детей и Российского детского фонда, председателя социальной комиссии Общественной палаты области Вячеслава Скворцова, важно общественным организациям совместно с предприятиями, родительскими комитетами оказывать поддержку развитию системы допобразования в регионе, спланировать эту работу во всех муниципальных образованиях на базе бесценного опыта Дворца пионеров и школьников.
Созданный президентом России общероссийский Фонд защиты детей одной из главных задач ставит духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения через дополнительные образовательные программы.
«К сожалению, у значительной части современной российской молодежи наблюдается отсутствие гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, элементарных знаний об истории и культуре России. К сожалению, случаи, когда подростки греют ноги, жарят шашлык на Вечном огне, выступают в Бундестаге ФРГ в защиту немецко-фашистских войск времен Великой Отечественной войны, становятся нередкими. В связи с этим президентом России поставлена задача усилить работу по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Письма о необходимости активизации данного направления в том числе направлены в учебные заведения», — комментирует Вячеслав Скворцов.
В Челябинской области с помощью Фонда защиты детей был запущен гражданско-патриотический проект «Живая история», второе название этого проекта «Умные стены современной школы». Разработчик данного проекта — участник Фонда защиты детей Владимир Гора. В рамках этого проекта разработана и собрана экспозиция из 780 картин и плакатов, раскрывающих российскую историю, культуру, неразрывную связь русской православной церкви и государства. Планируется, что данные экспозиции будут размещаться в коридорах образовательных учреждений на постоянной основе и «работать» на многие поколения учащихся. Все картины будут иметь звуковое сопровождение.
Фонд защиты детей одной из главных задач ставит духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения через допобразование
«Чтобы лучше раскрыть суть экспозиции, для педагогов разрабывается методическое пособие, с помощью которого они смогут проводить для детей уроки, дополнительные занятия, интеллектуальные игры в виде брейн-рингов, квестов, — отмечает Вячеслав Скворцов. — Аудиосопровождение, электронную версию проекта и методическое пособие будет возможно использовать через телефон или планшет. Таким образом, дети смогут познакомиться с историей в увлекательном, современном и доступном формате прямо на переменах».
Всего для южноуральских учащихся разработано 17 экспозиций: «Великая династия» (к 400-летию Дома Романовых), «Происхождение мира», «Города-герои», «Фото космоса», «Герои войны 1812 года», «Россия с царем и без царя» и другие.
На сегодня картинами оформлены две школы в Южноуральске и еще одна в поселке Нагорном. Уже получены положительные отзывы от педагогических коллективов, родителей и самих учащихся. По мнению учителей, размещение экспозиции позволило существенно снизить уровень агрессии у детей, повысить интерес к истории, культуре Отечества, современным научным знаниям, что положительно сказывается на нравственном состоянии учащихся.
«Фонд защиты детей ставит задачу, чтобы такие мини-музеи появились в каждом учебном заведении региона. Каким бы направлением дополнительного образования школьник ни занимался, а любить родину, знать ее историю и достижения должны все», — заключил Вячеслав Скворцов.
Отметим, что «Живая история» — это только один из проектов дополнительного образования, который реализует региональное отделение Фонда защиты детей и Российского детского фонда. Силами данных НКО также запущены программы по профилактике вредных привычек среди школьников, программа по обеспечению безопасности детей, проект «Воспитание человека делом». В их рамках для детей проводятся классные часы, игры, конкурсы и награждения.
Поделиться