Как мы провели это лето. Российский туризм практически полностью импортозаместился

23 Сентября 2022 Автор: Наталья Калетьева Фото: Олега Каргаполова
Как мы провели это лето. Российский туризм практически полностью импортозаместился


Южноуральские игроки туристического бизнеса подводят итоги прошедшего летнего сезона, который, по их мнению, более чем удался: после провальных 2020 и 2021 годов соскучившиеся по отдыху туристы с удовольствием начали путешествовать за границей, по стране и по региону.

лобода2.jpgВ канун Всемирного дня туризма президент Челябинской ассоциации туристических организаций Инна Лобода рассказала «Южноуральской панораме» о предпочтениях южноуральцев, новинках сезона, ценовой политике туроператоров, сервисе и непростом предстоящем сезоне.

В лидерах Турция и… Мальдивы

— Инна Валентиновна, как вы оцениваете прошедший летний сезон?

— Если сравнить летние сезоны последних лет, то этот год был практически шикарным. С большим трудом, но в этом году все же можно было путешествовать по миру. Люди соскучились по путешествиям, и даже сегодняшняя ценовая политика туроператоров, а туры по сравнению с допандемийным 2019 годом выросли в 2-2,5 раза, не останавливает их. Продажи туров по России составили 80 %, за рубеж — 20 %.

Основные продажи, если говорить о зарубежных направлениях, пришлись на Турцию. На втором месте по популярности оказались Мальдивы, на третьем — ОАЭ. Причем если раньше наши туристы привередничали и были готовы улетать только из Уральского региона, то сейчас им неважен регион вылета: Москва, Санкт-Петербург или Екатеринбург. Хотя, конечно, стало очевидно, что из-за ценовой политики средний турист, привыкший летать на Анталийское побережье каждый год, не смог себе позволить отдых в Турции. Средний чек на двоих в средний отель в высокий сезон начинался от 140-150 тысяч рублей на двоих. Поэтому повысились продажи отелей luxury-класса, которые позволяют себе состоятельные туристы.

4480f711885a78b6200b0503f133cbc0.jpg
Фото Олега Каргаполова

— Хватало ли объема авиаперевозок для туристов?

— Если говорить о Турции, то у нас ежедневно выполнялся всего один рейс. Для города-миллионника этого, конечно, мало. Тем более что наш аэропорт традиционно обслуживает не только южноуральцев, но и жителей соседних регионов. Многие екатеринбуржцы стали летать из Челябинска, так как у нас очень удобная полетная программа: благодаря ранним вылетам из Челябинска и поздним из Анталии нет украденных дней. Поэтому все рейсы были битком забиты. И даже сегодня на ближайшие даты в Турцию из Челябинска практически ни у кого из туроператоров нет мест.

Море, экскурсионка и местные базы

— В России, насколько я понимаю, лидером стал Сочи?

— Да. Несмотря на сумасшедшие цены, которые зачастую были выше турецких, лидером отдыха стал Сочи. Высокий спрос был в Кавминводы. Уже в апреле мы не могли найти на июль-август места во многих санаториях. Отчасти этой ситуации способствовал весенний этап программы туристического кешбэка. На ура продавались автобусные туры до Крыма. Цена на них была довольно демократичная: две недели в Крыму с проездом, проживанием и легкой экскурсионной программой стоили 27-32 тысячи рублей. Точно так же в июне на август уже не было свободных мест в автобусах. Многие для себя открыли Дальний Восток. Цены на туры на тот же Сахалин начинались от 100-110 тысяч на человека, но по программе кешбэка можно было вернуть 40 % стоимости.

туризм_из-архива-редакции_IMG_20220910_143458.jpg
Фото из архива редакции

Очень много бронировалось и экскурсионных программ. Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Золотое кольцо — туры расходились очень быстро. В этом году сумасшедшим спросом пользовались речные круизы. В июне мы уже не могли забронировать круиз на середину августа в эконом-варианте. Все было разобрано еще в марте по программе кешбэка.

Очень популярны были автобусные туры выходного дня в Уфу, Казань, Тюмень, а также однодневные туры по Южному Уралу. Даже сегодня невозможно забронировать ближайшие выходные, потому что все разобрано. В местных санаториях и на базах отдыха спрос превышал предложение. Поэтому многие из них без зазрения совести в два раза подняли цены. Средний чек летом на местных курортах составлял 6 тысяч рублей в сутки на двоих, а в отеле уровнем повыше — 10 тысяч и больше. И это без питания.

— Появилась ли у нас альтернатива морскому, пляжному отдыху?

— Если берем доступные направления, то выстрелил Дагестан. Продажи были. Сами дагестанцы в шоке от наплыва туристов. Увы, они пока не готовы по уровню сервиса: в Дагестане очень мало объектов размещения высокого уровня. У нас есть категория туристов, которые сейчас не готовы лететь за границу, но хотят получить качественный сервис. Для такого клиента в Дагестане тяжело найти хороший объект размещения. Еще одним вариантом пляжного отдыха стал Актау, куда один из туроператоров поставил чартерные программы на регулярных рейсах. Еще одно востребованное направление — Иссык-Куль. Это, конечно же, не море, но все-таки озеро целебное, и многие наши туристы полетели в Киргизию. Довольно много туристов мы отправили в Самару и Волгоград, где благодаря жаркой второй половине лета было очень хорошо.

туризм-ковалева-48c3f820b28baaae56e4a20e1e8e5036.jpg
Фото Людмилы Ковалевой

Или дорого, или «совок»

— Еще год назад многие турагенты признавались, что не знают, как продавать туры по России. Они отлично знали все отели Анталии и Алании, но российские регионы были для них терра инкогнита. Удалось ли игрокам рынка ликвидировать этот пробел в отраслевых знаниях?

— Если честно, многим турагентам все еще сложно. Одно дело бронировать пакетные туры от федеральных туроператоров вроде «Библио-глобуса» или «Алеана». Другое дело, когда речь заходит об индивидуальных турах. Кто пошустрее, те возместили пробел в знаниях. Кроме того, в этом году было много рекламных туров на Дальний Восток, Сахалин, Байкал, Алтай. Если брать южные направления, то в Минводы, на Северный Кавказ, в тот же самый Дагестан. Наши турагенты в любом случае понимают, что ситуация нестабильная, спецоперация не закончится ни завтра, ни послезавтра. Собственно, и по возобновлению чартерной авиаперевозки на массовых направлениях нет ясности. И с одной стороны, душа радуется оттого, что у нас люди узнали, какая красивая у нас страна, что появляются все новые и новые направления внутреннего туризма. С другой стороны, сама по себе эта ситуация негативно сказывается на отрасли.

Туризм_из-архива-редакции_IMG_20181002_171118_Гурзуф.jpg
Фото из архива редакции

— В прошлые годы туристы жаловались на соотношение «цена-качество» отдыха в России. Собственно, и сами турагенты без восторга отзывались о сервисе на российских курортах, а кто-то даже морально готовил своих туристов к тому, что европейского обслуживания у нас они не получат. Изменилась ли ситуация?

— К сожалению, Россию быстро не изменить. Если в крупных сетевых отелях, туры в которые и стоят огромных денег, сервис на уровне, то качество обслуживания во многих обычных объектах размещения (отелях, санаториях, базах отдыха) отстает и остается на «совковом» уровне, как говорят сами туристы. Причем непонятно, по каким причинам: то ли люди не умеют, то ли не хотят напрягаться, когда такой ажиотажный спрос на отдых внутри страны. Опять же за последние годы у нас открылось немало глэмпингов, и там сервис на уровне. Как я понимаю, частный бизнес, в который люди вкладывают огромное количество средств, старается предоставить хороший уровень сервиса.

Туризм по-соседски

— Сейчас Россия и Южный Урал, в частности, стараются наладить торгово-экономическое сотрудничество с соседями. Наш главный сосед — Казахстан. Будет ли наши страны объединять туризм?

— Да, не так давно представители туристического бизнеса Южного Урала в рамках информационного тура побывали в Костанайской области. В ходе деловой программы состоялись встречи с представителями местных властей, курирующими вопросы развития туризма в Акмолинской и Павлодарской областях, городах Атырау, Актобе и Тараз, а также с руководителями крупных туристических объектов Костанайской области. Как результат — договоренности о подписании соглашений о сотрудничестве между южноуральскими и казахстанскими туристическими и санаторно-курортными организациями. Среди прочих вариантов организации поездок рассматриваются взаимные туры выходного дня. Сейчас перед нами стоит задача по привлечению казахских туристов к нам. Будут разрабатываться полноценные многодневные туры на Южный Урал. У нас есть что посмотреть. Тот же брендовый маршрут, запущенный в прошлом году, в этом году был практически полностью загружен. Мы постараемся привлечь интерес казахстанской стороны.

аэропорт-ковалева-пассажир.jpg
Фото Людмилы Ковалевой

— В сети регулярно появляется информация о турах в Казахстан: за картами Visa, в кинотеатры, на шопинг… Этот формат поездок действительно востребован?

— Действительно, сейчас есть востребованные направления туров в ближнее зарубежье: за карточкой Visa и вакцинальные туры. Насчет шопинга — не думаю, что это массово.
Возможно, кто-то совмещает экскурсионную программу с шопингом. Но чтобы были автобусные шоп-туры, о таком я не слышала.

— Кстати, некоторые турагенты предлагают туры в Египет и Таиланд с вылетом из Казахстана…

— Я занимаюсь мониторингом ценовой политики казахстанских туроператоров. Если сравнивать цены на пакетный тур в один и тот же отель с вылетом из Москвы и Костаная, то вариант с вылетом из нашей столицы будет заметно дешевле. Собственно, и логистика более удобная и понятная. Да, был период, когда основные поставщики отдыха в Казахстане предлагали выгодные цены, но сейчас этого нет. В тот же Египет выгоднее отправиться из Москвы. Что касается Таиланда, то эту страну нужно очень любить, чтобы лететь туда сейчас. За несколько лет простоя, связанного с пандемией коронавируса, инфраструктура там посыпалась: многие отели и кафе не работают. Кроме того, если раньше курс бата к рублю был 1 к 1, то сейчас 2,5-3 к 1. То есть если тарелка том-яма стоила 150 рублей, то сейчас 450 рублей. Ценовая политика не радует: тур в «трешку» эконом-класса обойдется минимум в 70 тысяч на неделю на человека. Прибавьте еще расходы на питание, передвижение и экскурсии. Как правило, туристы, взвесив за и против, предпочитают Мальдивы или Эмираты по системе «все включено».

189206217_ребенок_нарукавники.jpg
Фото Олега Каргаполова

Прогноз: неизвестность

— Инна Валентиновна, чего вы ждете от осенне-зимнего сезона?

— Однозначно можно сказать, что зимой в отрасли будет сезонный спад по сравнению с летом. В зимнее время можно будет слетать в страны Юго-Восточной Азии либо Карибского бассейна. И это будет недешево. К примеру, поездка на Мальдивы семье с ребенком обойдется не меньше чем в полмиллиона. Ненамного дешевле будет стоить тур в ОАЭ в хороший отель. И если мы говорим о челябинском туристе, то он как следует подумает, поехать на местную горнолыжку или турбазу и отдохнуть активно или поехать за 500 тысяч куда-то. И это даже при достаточно высокой средней зарплате по региону. Точно можно сказать, что, как и летом, будут востребованы экскурсионные программы по России. Если, конечно, не будет никаких проблем с передвижением по стране. Более того, туроператоры объемы по этому направлению будут только наращивать.

Вообще, прогноз в том виде, в котором мы привыкли его видеть в допандемийные годы, с раскладкой по странам и ценовой политике, сейчас никто не возьмется сделать. Все непредсказуемо. Сегодня все может быть хорошо, а завтра все будет плохо. Мы через это проходили. Если раньше в августе-сентябре глубина продаж и у федералов, и у местных туроператоров и турагентов была до марта и в это время вовсю продавались новогодние туры, то на сегодняшний день глубина продаж — начало ноября. Более того, многие крупные туроператоры даже туры на Новый год еще не выставили. Это и понятно: очередная волна ковида, непонятная мировая политическая ситуация, когда кто-то открывает для нас границы, а кто-то закрывает, кто-то готов принимать наших туристов, а кто-то, наоборот, не хочет… У туристов есть желание отдыхать, запросы есть, но до выкупа туров не доходит. Как говорится, дожить бы до понедельника.

Поделиться

Вчера | 17:04
Туризм на Южном Урале будут развивать по новым стратегическим документам

В Челябинской области весной этого года появился региональный центр проектного развития территорий и туризма, ставший ядром для всех заинтересованных в развитии туристической отрасли структур. Уже сегодня он синхронизирует развитие туризма, занимается разработкой стратегических документов, которые позволят включиться в профильный национальный проект.

Вчера | 13:07
Правильный мёд. На Южном Урале знают, как защититься от фальсификата

В Челябинской области будут исследовать мед на наличие пыльцы: с каких цветов собран, как это влияет на его качество и целебные свойства. Такие возможности открывает чуткий микроскоп, которым обзавелись в областной ветлаборатории. Но это только первый шаг к мечте об органическом пчеловодстве, экологически чистом и целебном «правильном» меде.

21.09.2022 | 14:01
В Челябинской области реализуют проект профилактической стоматологии

В Челябинской области специалисты организации помощи детям «Звездный дождь» разработали программу профилактической стоматологии, которую сначала использовали для работы с детьми с инвалидностью, а затем адаптировали ее для всех дошкольников.

18.09.2022 | 15:20
Южноуральцев призвали не затягивать с вакцинацией от ковида и гриппа

Несмотря на то что ситуация с коронавирусом в Челябинской области стабильная, все учреждения готовы одномоментно развернуться в госпитальные базы. Кроме того, медики ждут всплеска сезонной заболеваемости ОРВИ и гриппом. Главным фактором защиты и от ковида, и от гриппа специалисты называют вакцинацию.

Новости   
Спецпроекты