Из стали. Какие изделия златоустовских мастеров стали экспонатами

9 Октября 2022 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены автором
Из стали. Какие изделия златоустовских мастеров стали экспонатами


Украшение Златоуста — не только горы и живописные ландшафты, но и гравюра на стали. Этот промысел более двух веков развивается здесь, превращая холодное оружие, столовые приборы и посуду в произведения искусства.

Музей Златоустовской оружейной фабрики был открыт в честь 200-летия предприятия в 2015 году благодаря стараниям директора и почетного гражданина Златоуста Валерия Томея:
— Это была одна из моих самых желанных задумок — создать на базе действующего предприятия своего рода фабрику-музей. Это новый формат, когда из промышленного предприятия фабрика превращается в музей. Нет никаких сомнений в том, что сила государства — в умении производить, а сила настоящего руководителя и организатора производства — в умении сохранить память о своем деле для последующих поколений.

Современный музей оружейной фабрики уже третья попытка собрать и представить изделия златоустовских мастеров. Первая была в XIX веке, вторая в 1976 году, когда приказом министра оборонной промышленности с целью сохранения эталонных и опытных образцов художественных гравированных изделий при цехе № 16 Златоустовского машиностроительного завода (в здании бывшей оружейной фабрики) появился ассортиментный кабинет. Он в течение 20 лет был учебно-методическим центром по изучению творческого наследия художников XIX века, созданию экспозиции работ художников-граверов 1930-1980-х годов. В конце 1990-х годов завод обанкротился, производство остановилось, ассортиментный кабинет закрылся…

Антипин_Златоустовская оружейная фабрика. Гравюра К. Добрынина. 2016 год (2).jpg
Златоустовская оружейная фабрика. Гравюра К. Добрынина. 2016 год

В исторических стенах

Сегодня возрожденный музей располагается в историческом здании фабрики в самом центре города на площади III Интернационала и входит в обязательную программу посещения Златоуста. Корпус построен по инициативе директора фабрики и горного начальника Златоустовских заводов Павла Аносова. Автор проекта — главный архитектор Уральского горного правления Иван Свиязев, возведение корпуса завершилось в 1839 году. Современник, издатель журнала «Отечественные записки» Павел Свиньин, отмечал, что здание представляло собой «одно из замечательнейших в России как по обширности, так и по удобству размещения всех работ», «главнейшую достопримечательность Златоуста, предмет, достойный обратить на себя внимание всей просвещенной Европы».

Здание фабрики в плане представляет собой каре, причем оно было разноэтажным, что вызвано особенностями рельефа. С главного фасада — два этажа, а со стороны реки Ай — три. Однако в середине XX века здание реконструировано: надстроен третий этаж, заложен центральный ход, утрачены интерьеры 1840-х годов, к счастью, сохранились полуциркульные окна второго этажа.

Антипин_2_«Творцам булата посвящается…». Художник Владимир Зозуля 2015 год.jpg
«Творцам булата посвящается…». Художник Владимир Зозуля 2015 год

Творцы булата

Экспозиция музея Златоустовской оружейной фабрики открывается обширным полотном художника Владимира Зозули «Творцам булата посвящается…». Здесь лица тех, кто создавал славу фабрики, горные инженеры и управители, советские и современные руководители предприятия, художники и граверы, например, Павел Аносов, Иван Бушуев, Павел Обухов, Нина Лохтачева, есть на полотне и Валерий Томея. Их вклад и история предприятия хорошо описаны историком Юрием Окунцовым в книге «Златоустовская оружейная фабрика», изданной в Москве в 2011 году.

Проект создания специализированной фабрики при Златоустовском казенном заводе был разработан и представлен на утверждение императора Александра I в 1811 году, вскоре началась война, так что открытие предприятия состоялось только в 1815 году.

На фабрике работало 11 отделений: стальное, клинковое, эфесное, ножневое, инструментальное, арсенальное, припасного магазина, строительное, поденных работ, конюшенное. Было и самостоятельное подразделение украшенного оружия, объединявшее 12 цехов — ковки клинков, полировки, травления, позолоты и другие.

Антипин_3_Экспозиция муезя Златоустовской оружейной фабрики (1).jpg
Экспозиция муезя Златоустовской оружейной фабрики

Главная задача фабрики заключалась в производстве холодного оружия для армии. Например, в 1818-1823 годах фабрика выпустила более ста тысяч единиц строевого оружия: гусарские и драгунские сабли, палаши, саперные ножи, пехотные армейские тесаки, уланские пики, рапиры. Украшенное оружие производилось в значительно меньших объемах, стоимость его была достаточно высока, что связано со сложностью ручного способа декорирования и длительностью технологического процесса, эксклюзивностью. За то же время было украшено всего 1261 изделие.

В годы Гражданской войны фабрика была эвакуирована в Томск, а в Златоусте производство удалось восстановить лишь к концу 1920-х годов. Кроме холодного оружия предприятие выпускало топоры, настольные и настенные рамки для фотографий, ножи для бумаги, столовые приборы и другие бытовые вещи, украшенные в традиционной технике. Златоустовские художники-граверы адаптировали технологию к новым формам, создав целое направление в златоустовской школе художественного металла — художественное панно. В годы Великой Отечественной войны цех выпускал наградное холодное оружие для военачальников, портсигары, зажигалки, знаменитые «черные ножи», которые в качестве подарков бойцам отправлялись на фронт. Все это в изобилии представлено в экспозиции музея.

Антипин_Сувенирные изделия в стиле златоустовской гравюры на стали.jpg
Сувенирные изделия в стиле златоустовской гравюры на стали

Рисунок стальной иглой

Златоустовская гравюра на стали — уникальный вид декоративно-прикладного искусства. Это технология художественной обработки металлической поверхности, возникшая как искусство украшения холодного оружия. Мастер процарапывает рисунок по лаку стальной иглой. Затем применяются серебрение, никелирование, золочение, а также воронение или синение, когда в зависимости от замысла автора тот или иной фрагмент убранства клинка, панно подвергается нагреванию до определенной температуры. Немецкие мастера, художники-оружейники, привлеченные в Златоуст, обучили искусству гравюры на металле русских оружейников, помогли наладить производство украшенного холодного оружия.

В музее экспонируется уникальное украшенное холодное оружие мастеров первой половины XIX века Ивана Бушуева и Вильгельма Шафа, а также изделия из булатной и дамасской стали, чугунное художественное литье Каслинского завода, работы современных местных мастеров, выполненные в традициях златоустовской гравюры на металле.

Музей знакомит с историей становления златоустовской гравюры на стали на примере обширной коллекции стальных картин, выполненных в разных техниках. Также в экспозиции представлены богатые коллекции украшенных столовых приборов, гравюры на металле начала XX века и боевых кортиков Советского Союза. В витринах более 1200 экспонатов, а в запасниках фабрики собрано более четырех тысяч предметов, имеющих историческую ценность. Причем некоторые из них можно потрогать, например, украшенные в технике гравюры на металле пулемет Максима, пистолет-пулемет Шпагина, пистолет-пулемет Судаева, драгунскую шашку образца 1880 года.

Антипин_6_Украшенный Пулемет Максима.jpg

Музей Златоустовской оружейной фабрики

Сайт: www.zofmuseum.ru
E-mail: muzey1815@mail.ru
Адрес музея: г. Златоуст, площадь III Интернационала, 3, корп. 16

Поделиться

Вчера | 13:01
Жители села Юшково восстанавливают старинную церковь, в которой служил священномученик Петр Смородинцев

В начале XVIII века на самом севере Южного Урала, где сейчас Каслинский район, на пятачке между двух рек, Пороховки и Синары, поселился первый русский мужик Василий Юшков по прозванию Страшный.

Вчера | 09:50
Селябский бор. В Челябинской области сохранились реликтовые сосновые леса

Они произрастают в виде отдельных островов в лесостепной и степной зонах Челябинской области на песчаных отложениях, выходах гранитов и относятся к категории особо ценных лесных массивов.

Вчера | 09:50
Селябский бор. В Челябинской области сохранились реликтовые сосновые леса

Они произрастают в виде отдельных островов в лесостепной и степной зонах Челябинской области на песчаных отложениях, выходах гранитов и относятся к категории особо ценных лесных массивов.

07.07.2024 | 18:02
Батыр, тархан и дипломат. Интересные факты жизни Таймаса Шаимова

Таймас Шаимов — одна из ключевых фигур южноуральской истории XVIII века. Он был башкирским старшиной, участвовал в переговорах, в результате которых казахи Младшего жуза присоединились к России, отбивал нападения кочевников, содействовал основанию Верхнеуральской, Челябинской, Еткульской и других крепостей.

Новости   
Спецпроекты