Музейный гид. Почему златоустовские оружейники изменили немецкую технологию гравюры на стали

18 Февраля 2019 Автор: Николай Антипин Фото: Александр Козлов
Музейный гид. Почему златоустовские оружейники изменили немецкую технологию гравюры на стали В доме крепостных мастеровых

История Златоуста началась в XVIII веке с железоделательного завода, в XIX веке появилась оружейная фабрика, были заложены традиции гравюры на стали. Славная история трех веков представлена в городском краеведческом музее.

Каждого посетителя Златоустовского городского краеведческого музея встречает обширное полотно «Златоуст. История в лицах». Его автор — художник Владимир Зозуля. В центре картины Иоанн Златоуст, которого окружают более сотни портретов: купцы Мосоловы, металлурги Павел Аносов и Павел Обухов, полковник Павел Побыванец и капельмейстер Илья Шатров, олимпийская чемпионка Лидия Скобликова и шахматист Анатолий Карпов, конструктор Виктор Макеев. Все они — часть истории Златоуста, оставили след в жизни города.

Во имя святого

 Златоустовский завод был основан 11 сентября 1754 года тульскими купцами братьями Мосоловыми: «И на том, вновь отысканном на реке Аю удобном заводском месте оной железной завод… с Божью помощью, с крайним поспешением строится… от которого заводу происходить будет государственная и всенародная польза». В контракте на строительство, заключенном 11 ноября того же года в Оренбургской губернской канцелярии, впервые упоминается название завода: «велено именовать и писать златоустовским» по имени византийского проповедника Иоанна Златоуста.

 Доменные печи и заводской поселок были построены на башкирских землях. В экспозиции представлены предметы башкирского быта — казан, борть, седло, корзина, традиционная одежда — камзул, солпэ, читек. Напротив — реконструкция русской избы. В ней печь, ткацкий станок, зыбка, резной рубель, светец, туески, ухваты и прочие необходимые в хозяйстве вещи. Разные народы и культуры переплелись здесь и дополнили друг друга.

музей_Доменная-печь-Златоустовского-завода.-1829-г.-Акварель-И.-Бушуева.jpg
Доменная печь Златоустовского завода. 1829 г. Акварель И.Бушуева

 Бунт бессмысленный и беспощадный

  Первая домна Златоустовского железоделательного завода была пущена 14 августа 1761 года. Металлургические технологии тогда были достаточно простыми: на грабарках руду доставляли к домнам, из руды выплавляли чугун, а затем его перерабатывали в ковкое железо в кричных печах. Из этого металла ковали косы, серпы, лемеха для плугов, лопаты, топоры, гвозди и т.п.

  В 1769 году тульский купец Ларион Лугинин купил Златоустовский завод у Мосоловых. В середине XVIII века он входил в число самых богатых предпринимателей России. В том же году купец приобрел у графа Александра Строганова Троице-Саткинский завод, в 1772 году купил у Прокофия Демидова Корельский, Верхне-Чугунский и Нижне-Чугунский заводы в Нижегородской губернии, затем основал Миасский и Кусинский заводы.

  Ларион Лугинин расширил производство на Златоустовском заводе: здесь началась выплавка сырцовой стали (передовые технологии по тому времени), ввел производство листового железа, чугунной посуды, якорей (в экспозиции представлен якорь-кошка), организовал иконописную и живописную мастерские.

МУзей_Пушка-времен-Пугачевского-восстания_Фото_АВКозлова.jpg
Пушка времен Пугачевского восстания

А потом началась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Мастеровые южноуральских заводов поддержали бунтовщика. Повстанческий отряд Кузнецова «взбунтовал» население Златоустовского завода и округи, пополнился местными жителями и получил на вооружение 57 пушек, сто пудов пороху. 31 мая 1774 года завод был сожжен пугачевцами, по приказу Пугачева священника, приказчиков и барочных лоцманов «измучив тирански, рассекли на части». Из этого времени в музее сохранились пушки и ядра, кистень. После подавления восстания Ларион Лугинин получил от государства крупную ссуду и восстановил свои предприятия.

Зарождение традиции

  В конце XVIII века Златоустовский завод производил до 170 тысяч пудов железа, 190 пудов стали в год. Во время весеннего половодья продукция сплавлялась караванами барок по системе рек Ай — Уфа — Кама — Волга. Часть барок по каналам и рекам доплывала до Санкт-Петербургского морского порта, где железо и изделия из него продавались англичанам.

  В 1798 году внук Лариона Лугинина Иван сдал завод в аренду московскому купцу Андрею Кнауфу, а через год продал государству за огромную сумму — почти 600 тысяч рублей! При этом Кнауф продолжал арендовать предприятие.

Кирасы_Фото_А.В.Козлова.jpg
Кирасы

  В 1811 году Златоустовский завод стал окончательно государственным, превратился в центр горного округа, а в 1815 году здесь была основана оружейная фабрика, специализировавшаяся на изготовлении холодного оружия. Теперь основной задачей железоделательного завода стало обеспечение оружейного производства металлом.

  Поворотным событием в истории Златоуста явилось приглашение немецких мастеров. Они были приняты Кнауфом в 1809-1811 годах для работы в «немецкой фабрикации» по изготовлению гвоздей, подков, рессор, топоров, токарных и слесарных инструментов, а затем их привлекли к освоению производства холодного оружия с учетом западноевропейских традиций.

музей_Златоустовская-гравюра-на-стали.-Работа-Ивана-Бушуева_Фото_А.В.Козлова.jpg
Златоустовская гравюра на стали. Работа Ивана Бушуева

Шашки, тесаки и сабли

  Первыми мастерами украшенного оружия были немецкие художники-оружейники Шафы. Они обучили искусству гравюры на металле русских оружейников, помогли наладить производство украшенного холодного оружия, а русские мастера Иван Бушуев, Петр Тележников, Ефим Бушуев, Иван Бояршинов и другие усовершенствовали технологию гравюры на стали. Иван Бушуев стал основоположником традиций златоустовской школы авторского украшенного холодного оружия и традиций техники художественного убранства металла, он усложнил технологический процесс, использовав в нем неизвестные немцам приемы обработки и украшения металла: просечку, гранение, чеканку, полировку.

  музей_Древнее-вооружение-для-наследника-престола_Фото_А.В.Козлова.jpgВ музее сохранились образцы продукции Златоустовской оружейной фабрики первой половины XIX века. Это разнообразные пехотные и саперные тесаки для солдат, казачьи шашки, офицерские сабли и палаши. Особое подразделение фабрики занималось украшенным оружием. Оно состояло из 12 цехов: ковки клинков, калки клинков, точки и полировки, травления и позолоты, литейный, отделки медных эфесов, отделки железных и стальных эфесов, отделки железных ножен, резной, столярный, кожаных ножен и проволочный. Процесс производства холодного оружия запечатлен на рисунках Ивана Бояршинова: ковка и закалка клинков, проба и шлифовка, отливка эфеса и сборка оружия.

  Златоустовская гравюра получила свое развитие благодаря заказам царского двора и превратилась в уникальный вид декоративно-прикладного искусства. «Музейный гид» уже рассказывал о «древнем вооружении» — доспехах для наследника престола Александра Николаевича. В 1827 году для него же был изготовлен «технический кабинет». Комплект включал деревянное бюро с выдвижными ящиками, в которых был последовательно представлен весь процесс производства оружия: образцы руды, угля, чугуна, стали, меди, глины, миниатюрные модели машин и станков, инструменты для обработки сырья, формовки литья, ковки, обточки, выделки эфесов и ножен, а также набор образцов оружия в уменьшенных размерах. Часть этой коллекции представлена в экспозиции музея.

Адрес музея: г. Златоуст, площадь III Интернационала, 1

  
Режим работы: вторник-воскресенье с 10:00 до 17:30

  
Телефон (3513) 62-10-32

  
Сайт музея: www.zlatmuseum.ru

  
E-mail: zlatmuseum@mail.ru

Поделиться

Вчера | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

Вчера | 16:03
Бизнес на обочине. На М5 закрыли проезд к незаконным строениям

Южноуральские дорожники ликвидировали доступы к самостроям и незаконным придорожным объектам вдоль федеральной магистрали.

16.04.2024 | 13:34
Особняк мещан Ховановых стал одним из самых красивых зданий Челябинска

Он находится в самом центре, но спрятан в тупике улицы Васенко. Во внешнем облике дома сочетается средневековая русская архитектура, классицизм, барокко, неорусский стиль и модерн.

09.04.2024 | 09:55
Мука будет. Как в Челябинске появилась мельница купца Кузнецова

В центре Челябинска на берегу реки Миасс недалеко от дворца спорта «Юность» стоит старое здание мельницы. Оно было построено в начале XX века купцом Алексеем Кузнецовым. И вот уже 120 лет в ее стенах производят муку и крупу.

Новости   
Спецпроекты