Киты с копытами. Что надо знать о морских млекопитающих

21 Января 2023 Автор: Мария Русакова Фото: предоставлено ИЦАЭ
Киты с копытами. Что надо знать о морских млекопитающих


Бескрайнее море в порыве чувств бьется об острые скалы, рассыпается солеными волнами-великанами, нападая на береговые камни; одинокий маяк подмигивает закату; ветер, штурмуя местную природу, гонит мурашки по ледяной воде, но вдруг стихия будто уступает место хозяину: здесь правит кит. Такая картина не знакома южноуральцам, ведь правда? Но ничего страшного: все исправит Информационный центр по атомной энергии.

Специалисты Всероссийского центра исследования общественного мнения в далеком и благополучном 2019 году отмечали существенный потенциал России для развития внутреннего туризма: около половины россиян (45 %) путешествуют не менее одного раза в год, большинство — по России. А дальше все мы с вами знаем, что путешествовать по родной стране стало безопаснее, комфортнее и актуальнее. Внутренний туризм развивается, появляются новые направления и интересные решения. Например, все больше людей стремится увидеть красоты Дальнего Востока, а вместе с тем и по вэйлвочиться.

Чудо-юдо вейлвотчинг

Whale watching, иначе говоря наблюдение за китами, осознанная туристическая практика. Посмотреть на китов, дельфинов и других китообразных — мечта многих. И самый лучший способ, который существует в наши дни, — наблюдение за морскими млекопитающими в их естественной среде обитания. Кажется, что это отличная альтернатива дельфинариям и океанариям. Но все ли так просто?

Китов в нашей стране можно увидеть на Кольском полуострове, Шантарских островах, островах Врангеля и Геральд, на Дальнем Востоке и в арктической зоне Российской Федерации. В Челябинск, к сожалению, киты не заплывают. Однако это вовсе не означает, что нам про них ничего не нужно знать.

киты5.jpg

О морских млекопитающих и наблюдении за ними челябинцам рассказала Анастасия Куница, специалист по морским млекопитающим, аспирант биологического факультета МГУ, член постоянно действующей экспедиции РАН по изучению животных Красной книги Российской Федерации и других особо важных животных фауны России, участница Russian Gray Whale Project. Анастасия приезжала в Челябинск, чтобы провести лекцию в нашем ИЦАЭ и «Курчатов Центре». Так мы и познакомились.

«Я, наверное, редко встречаю людей, которые непосредственно погружаются в тематику. Чаще всего люди просто знают, что киты — это морские млекопитающие. Они им просто нравятся. Киты у нас очень романтизированы, все их мечтают увидеть. Но мало кто про них что-то действительно знает. Но для меня это только выгодно, ведь моя работа заключается в том числе и в просвещении людей. В зависимости от того, куда мы едем и каких китов ищем, формируются темы лекций и просветительских мероприятий», — рассказывает Анастасия Куница. Настя делится со всеми желающими историей тех или иных животных, сведениями об их популяции и другой важной информацией.

Где живет Рыба-кит

Стоит заметить, что товарищ Ершов неправ, называя кита рыбой. Этот факт, возможно, вас не удивил. Действительно, в отличие от рыб китообразные — это настоящие потомки наземных млекопитающих. Они дышат атмосферным воздухом, вскармливают своих детенышей молоком, детали скелета определяют их классовую принадлежность, а еще позвоночник кита изгибается не в горизонтальной плоскости, как у рыб, а в вертикальной. Однако знали ли вы, что киты относятся к… китопарнокопытным. Это такой отряд млекопитающих, объединяющий китообразных с ранней концепцией парнокопытных. Дальний родственник кита, который имел ноги и даже копытца, напоминающий по поведению не то тюленя, не то тапира, был пакицет. От этого предка и произошли три подотряда китообразных, объединяющих 127 вымерших древних китов и 38 ныне живущих родов зубатых и усатых китов.

Наблюдать за мормлеками (морскими млекопитающими), как говорит Настя, активно начали в России около пяти лет назад. И интерес с каждым годом растет. Этот факт доказывает, например, количество челябинцев, пришедших на лекцию про китов: «Из-за ковида в последние годы Дальний Восток стал очень популярен. Люди начали изучать собственную страну, узнали, что она большая и красивая. А так как моя работа связана с вэйлвотчингом и туризмом в этой сфере, то я и погрузилась в эту историю. На Камчатке, например, это направление очень развито сейчас. И это очень популярно в последние годы даже в труднодоступных местах, таких как Шантарские острова. Те места, которые должны быть безлюдными в силу особенностей ландшафта, например, переполнены людьми. Наш туризм не совсем готов к такому наплыву».

Шантарские острова крайне труднодоступное место. Еще недавно его смело описывали через клише «не ступала нога человека», но в нынешние дни следов туристов предостаточно. «Туда 90 % людей едут только ради китов. Потому что из точки А в точку Б нужно долететь, доехать, доплыть до бухты, в которой потом нужно сидеть и ждать китов», — комментирует Анастасия.

Людей не пугают такие сложности, напротив, «трудный» туризм привлекает все большее количество россиян. Например, на Сахалине все туристы мчатся посмотреть на маяк Анива, который построен на мысе горы Сивучья: «Он такой красивый, будто нарисован в японских мультиках. Волны об него разбиваются, вода двух цветов с разных сторон врезается в эти скалы, вокруг летают птицы, по дороге к нему можно встретить касаток. Прям сказка! При этом маяк Анива совсем не туристическое место, это атомный объект». Маяк слился со скалой: трещины облицовки облюбовали чайки, которые никуда не стремятся улетать, в шумном море на камнях нередкие гости нерпы, с интересом практикующие people watching (наблюдение за людьми).

киты8.jpg

На Сахалине у Анастасии проходит основная экспедиция: «Каждый год туда езжу на 2-2,5 месяца. И это моя основная обязанность как аспиранта МГУ. Я пишу кандидатскую по тем данным, которые собираю в экспедиции». Вот уже более 25 лет существует Russia Grey Whale Project, это один из ключевых проектов по изучению серых китов у нас в стране. В самом начале работы научного проекта популяция серых китов в нашей стране находилась на грани исчезновения: «Многолетние статистические данные открывают глаза на многие вещи. С серыми китами это так и работает. У нас уже есть какая-то информация, которая постепенно складывается в общую картину. Во-первых, можно сказать, что популяция восстанавливается, потому что когда их только нашли, то насчитали всего несколько пар особей, а сейчас в нашем каталоге больше 320 особей. Во-вторых, мы их знаем индивидуально, абсолютно каждого. У китов есть номера, но мы им даем имена, потому что так запоминается лучше. И это помогает при работе в лодке: в летней экспедиции выплывает кит, я смотрю и понимаю, что это Матвеюшка. А еще приплывал брат Николай, но его в этом году не было».

Матвеюшка и Николай — киты, которых наши ученые знают с рождения. Одному три года, другому пять. Сейчас в них 12 метров длины, они находятся в подростковом периоде, потому как им придется подрасти до 16-17 метров. Половозрелыми киты становятся в пять лет: «По-хорошему после пяти лет наши киты от нас уходят. Наша зона — это такой «детский сад». Здесь классно кормиться детям. Поэтому к нам приходят мамы с детенышами, обучают их, как питаться бентосом, вводят прикорм и «отучают от груди». А потом они уходят в зоны поглубже».

Еще одна популяция серых китов, численностью в 20 тысяч, обитает в Мексике и мигрирует на Чукотку. Интересно, что в каталогах зарубежных ученых появляются отметки о миграции части наших китов в Мексику.

В зоне на Сахалине китам очень комфортно. Здесь нет вейлвотчинга, почти нет туристов, но там активно ведут добычу нефти. Однако, как отмечает Анастасия, компания прислушивается к мнению ученых, имеет свою команду биологов, изучающих серых китов, и формирует жесткий регламент.

киты7.jpg

Север для вас

Среди экспедиционной команды есть не только люди, профессионально занимающиеся изучением морских млекопитающих, но и волонтеры, которым необходимо рассказывать о правилах сосуществования в царстве моря и скал.

«Как только у меня нет экспедиций, я еду в Мурманск. У меня в Мурманске один из основных родов деятельности: я там показываю китов людям. Не в Мурманске, если быть точнее, а в Териберке или на полуострове Рыбачий», — Анастасия рассказывает еще об одном популярном месте для вейлвотчинга.

Териберка — небольшое село в Мурманской области, по состоянию на 2010 год количество проживавших на этой территории менее тысячи человек. Когда-то это был рыболовный край, ловили сельдь, треску, семгу и даже акул. К слову, рыболовный и китобойный промысел — глобальная проблема, стоящая впереди всех экологических. Из-за нее сократились многие популяции рыб и морских млекопитающих.

В прошлом веке перед началом Великой Отечественной войны в Териберке жили и трудились более 5 тысяч человек. В выпуске «Кольского слова» за 10 марта 2006 года корреспондент Светлана Стриженова пишет: «В 1940-1960-х годах здесь было уже два рыболовецких колхоза, две молочно-товарные фермы, птицеферма, около 2 000 голов оленей, ферма по разведению американской норки, два рыбозавода, мастерские и склады Беломорской базы «Гослова», на полную мощность работали и развивались судоремонтные мастерские, велось активное строительство жилья и объектов соцкультбыта, имелся стадион, Дом культуры, клубы судоремонтных мастерских и рыбозавода, пионерский клуб, две школы (начальная и восьмилетняя), интернат для детей из поселков с побережья, больница, поликлиника, амбулатория, типография…». Сейчас же Териберка, покинутая большей частью людей, привлекает наблюдателей за китами. Туры из Мурманска до Териберки стоят от 4 тысяч рублей.

киты3.jpg

Договоримся на берегу

Два правила обращения с дикими животными во всем мире: первое — не трогать, второе — не кормить. «Люди делают неправильный вэйлвотчинг не потому, что они хотят вредить китам. Они просто не осознают этого из-за того, что не до конца понимают, как живут эти животные, что им вредит, а что нет. И такая проблема существует во всем мире, на самом деле. Только в тех местах, где ведется активная научная деятельность, наблюдение за китами налажено, потому что ученые помогают туроператорам сделать туризм действительно экологичным по отношению к животным», — Анастасия считает, что важно доносить до людей нужную информацию, просвещать и образовывать.

Неправильный вэйлвотчинг — это такое наблюдение, которое доставляет животному стресс, приносит дискомфорт. Одно из них — ваше близкое нахождение рядом с ним, в его акватории. «У нас, у людей, есть такая логика: ты видишь точку, кит выплывает где-то, вы же изначально не знаете, где он, вы его ищете полчаса, а потом видите фонтан, и капитан жмет на газ. Вы мчите к киту, мечтая добраться до той точки, где кит вынырнул», — Анастасия говорит о частых ошибках туристов. Что происходит с китом в этот момент: «Ты плывешь-тусуешься себе, никого не трогаешь, выныриваешь. И вдруг что-то резко меняется. Появляется звук, который направляется быстро и резко напрямую к тебе. Твои действия? Задержишь подольше дыхание и поменяешь дистанцию».

Еще одна очевидная проблема, помимо преследования, — скопление лодок. Вокруг одного кита могут собраться 7-10 лодок одновременно. Животному некуда деться, оно испытывает сильнейший стресс. Стоит отметить, что столкновения судна с китом не редкость.

Это то, что происходит регулярно. При этом правила достаточно простые. Альтернатива бездумной погоне за китом — взять параллельный линии движения кита путь, при этом не увеличивая сильно скорость. Средняя дистанция между судном и китом — 100 метров. «И вы проводите время вместе! Кит понимает, что ты не идешь на него. Вы не увеличиваете скорость, не меняете резко направление. И так вы дольше побудете вместе. А если кит чувствует себя безопасно, то он и сам может подплыть к кораблю поближе», — продолжает Настя. Количество лодок сложно регулировать осознанно, но, например, на Камчатке это стараются регулировать, объяснять туристам.

киты4.jpg

Челябинцы тоже могут заботиться о китообразных. Анастасия Куница дает свои советы: «Начните читать о китах. Не просто любите и думайте о них. Чем больше вы будете узнавать про них, тем больше вы сами будете понимать, чего вы хотите и как вы можете помочь».

Второе: в России есть центры сохранения и исследования китообразных и морских млекопитающих. И почти все они живут на пожертвования: «Вы всегда можете выбрать себе какую-то организацию, в которую можете отправлять небольшое пожертвование. И даже эти деньги очень и очень помогают».

Третье: быть осознанным потребителем. «Я убеждена, что наши проблемы с экологией не потому, что мы не любим природу, а из-за того, что мы очень много потребляем. Философия потребительства губит планету, нам нужно это осознавать и контролировать себя. Меньше покупайте того, что вам не нужно», — объясняет Анастасия.

Четвертое: любой человек может быть волонтером. Но помните, что желающих много, поэтому освойте первые три пункта максимально.

Поделиться

Вчера | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Вчера | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

29.07.2023 | 14:41
Долой злоскотч. Как работают реставраторы в библиотеке

В крупнейшем книгохранилище региона мы уже побывали, а к юбилею Челябинской публичной библиотеки (ей исполняется 125 лет) «ЮП» подготовила секретную информацию о самых настоящих книжных спасателях. Как, где и с чем работают реставраторы? Читайте в новом материале «Закулисья».

19.03.2023 | 18:05
Склеить персонаж. Как живут куклы челябинского театра?

«А закулисы покажут?» — спрашивает у мамы Тимофей. Экскурсия в театр кукол начинается не в самое детское время — в восемь вечера. Самые ответственные зрители, пришедшие заранее, ждут в коридоре рядом с кассами.

Новости   
Спецпроекты