Авария 57-го года. Почему трагедия на Копейском шоссе хранилась под грифом «секретно»

15 Апреля 2023 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены автором
Авария 57-го года. Почему трагедия на Копейском шоссе хранилась под грифом «секретно» Автобус ЗИС-155 после аварии 28 апреля 1957 г. Задняя часть

В апреле 1957 года на дороге между Челябинском и Копейском произошла страшная авария. Паровоз столкнулся с пассажирским автобусом, погибло 32 человека. После этого на шоссе был построен путепровод.

Авария произошла 28 апреля 1957 года в 7 часов 40 минут утра на переезде 28-го километра железнодорожного перегона Кирзавод — Чурилово. В этом месте Копейское шоссе пересекалось с железнодорожными путями, тут же были конечные трамваев Челябинска и Копейска. Одни пассажиры возвращались с ночной смены, другие спешили на работу, они то и стали свидетелями того, как паровоз ФД20-2212 наехал на автобус ЗИС-155.

Однако ни в газетах, ни по радио об этом не сообщили, хотя некоторые услышали об аварии по американскому радио. Страницы газет были наполнены информацией о подготовке к Первому мая. В «Челябинском рабочем» писали о награждении орденами и медалями южноуральцев, отдельную статью посвятили шахтеру треста «Копейскуголь» Петру Кавалерову, удостоенному звания Героя Социалистического Труда, а также о посевной и социалистическом соревновании в честь 40-летия Октября, и даже о визите Анастаса Микояна в Австрию.

В Объединенном государственном архиве Челябинской области хранятся некогда секретные документы из «особой папки» Челябинского обкома КПСС, среди них — записка транспортного прокурора Южно-Уральской железной дороги с описанием обстоятельств катастрофы.

Панорама переезда 28 километра железнодорожного перегона Кирзавод – Чурилово. Копейское шоссе. 28 апреля 1957 г..jpg
Панорама переезда 28 километра железнодорожного перегона Кирзавод – Чурилово. Копейское шоссе. 28 апреля 1957 г.

Открытый переезд

В этот день на злополучном переезде дежурила Наталья Белоногова. Она с 1944 года работала на железной дороге и уже четыре года на данном переезде. Незадолго до аварии прошла медицинскую комиссию и была признана годной к занимаемой должности. Во время дежурства Наталья Белоногова по какой-то причине отвлеклась от наблюдения за движением, при этом оставила открытым шлагбаум.

К открытому переезду из Челябинска приближался пассажирский автобус. В его салоне находилось 50 человек. За рулем машины сидел 25-летний шофер второго класса Федор Франовский. Он отслужил в армии и с октября 1956 года работал в Копейском автотранспортном хозяйстве.

Как и положено, перед переездом водитель снизил скорость движения до 15 километров в час. Федор Франовский ежедневно проезжал свой маршрут от Копейска в Челябинск и обратно, ему был хорошо знаком и этот переезд. Он видел открытый шлагбаум и не обратил внимания на приближение справа к переезду паровоза и на отсутствие сторожа с сигналом. Опасность заметили пассажиры, из салона раздались требования пассажиров, «кричавших ему и стучавших в кабину о движении паровоза к переезду». Возможно, водитель заметил паровоз, но предполагал, что тот остановится до переезда. По-видимому, водитель посчитал, что он вправе переехать железнодорожные пути, раз этому не препятствует шлагбаум.

Паровоз был резервным, двигался сцепкой вперед (задней частью). Помощник машиниста Николай Герасимов сказал машинисту Виктору Зайкову об опасном приближении автобуса. Однако тот не предпринял никаких действий, и паровоз продолжал движение на скорости 35 километров в час. Возможно, машинист предполагал, что водитель автобуса, заметив паровоз, остановит машину у переезда.

Виктору Зайкову было 38 лет, фронтовик, член партии с 1943 года, опытный железнодорожник с десятилетним стажем. Его помощник 30-летний Николай Герасимов в 1944-1945 годах служил в Красной Армии на Дальнем Востоке, с 1951 года работал на железной дороге, а с 1953 года помощником машиниста.

Автобус ЗИС-155 после аварии 28 апреля 1957 г. Передняя часть.jpg
Автобус ЗИС-155 после аварии 28 апреля 1957 г. Передняя часть

Столкновение

В результате столкновения автобус вместе с пассажирами фактически был перемолот под колесами паровоза. Задняя его часть осталась около железнодорожного пути слева по ходу паровоза в 13 метрах от переезда, а кабину машины отнесло на 84 метра справа по движению паровоза. Паровоз, совершив наезд, проехал еще 369 метров.

На месте аварии погибло 18 человек и 28 человек в тяжелом состоянии доставили в больницы Челябинска и Копейска. Четыре человека отделались легкими ушибами и самостоятельно покинули место аварии. В течение недели после аварии в больницах скончалось еще 14 человек, и один человек с ушибами был выписан. Уцелел и водитель, его определили в тюремную больницу.

Среди пострадавших был молодой парень Евгений Лукашов. Ему недавно исполнилось 20 лет, он готовился к службе на флоте и работал подручным сталевара мартеновского цеха ЧМЗ. В это утро Евгений Лукашов возвращался с ночной смены домой в Копейск. После столкновения он оказался без сознания на обочине дороги. Здесь его заметила водитель такси Марина, с которой они были знакомы по легкоатлетическим соревнованиям. Она доставила его в челябинскую городскую больницу № 1. Молодой человек выжил, но остался без ноги…

Схема дорожного происшествия 28 апреля 1957 г..jpg
Схема дорожного происшествия 28 апреля 1957 г.

Виновные

По мнению транспортной прокуратуры виновниками катастрофы являлись не только арестованные переездный сторож, водитель автобуса, машинист и его помощник, но и ряд должностных лиц, от действий или бездействия которых ранним апрельским утром 1957 года на железнодорожном переезде произошла катастрофа.

Оказалось, что шофер был допущен к работе без должного оформления водительских прав. Целый ряд руководителей железной дороги прокуратура также обвинила в халатности. Оказалось, что переезд содержался в неудовлетворительном состоянии, на нем фиксировались массовые нарушения правил движения, к моменту аварии было выявлено 172 случая поломки шоферами шлагбаумов.

Решение Челябинского обкома. 29 апреля 1957.jpgНо была и еще одна причина у этой катастрофы. В 1940-х годах встал вопрос о строительстве путепровода через железную дорогу на Копейском шоссе. Это было необходимо: активно использовалась железная дорога, нарастало транспортное сообщение между Челябинском и Копейском. В 1951 году Гипрокоммундортранс разработал проект путепровода. В 1953 году проект и смета на 2 367 000 рублей были утверждены распоряжением Совета министров РСФСР. При этом на строительство путепровода выделили даже больше — 2 470 000 рублей, однако из этих средств в 1954 году освоили только 113 800 рублей. За четыре года с момента принятия решения о строительстве путепровод так и не появился, его спешное строительство началось сразу же после катастрофы.

Уже на следующий день после аварии, 29 апреля, состоялось заседание бюро Челябинского обкома КПСС. Нужно было оперативно до праздника 1 Мая организовать похороны и выделить пострадавшим и их семьям материальную помощь.

Первый секретарь Челябинского обкома Николай Лаптев предложил организовать комиссию по похоронам, которая также должна была решить вопросы об установлении пенсий и оказании единовременной материальной помощи. Было принято решение похороны организовать за счет государства, каждой семье пострадавших (погибших и раненых) выплатить по 1000 рублей. Управление ЮУЖД, облавтотрест, предприятия, на которых работали пострадавшие, и профсоюзы обязали изыскать средства для оказания единовременной помощи и принять участие в организации похорон. Чтобы не устаивать «демонстрацию», бюро обкома решило провести похороны по предприятиям.

После состоялся суд. К десяти годам лишения свободы приговорили переездного сторожа, водителя и машиниста паровоза, к восьми годам — помощника машиниста.

Поделиться

Вчера | 15:28
Как на Южном Урале хранят память о Великой Отечественной войне

День памяти и скорби отмечается в нашей стране 22 июня. На рассвете 22 июня 1941 года на территорию СССР напала нацистская Германия, началась Великая Отечественная война.

21.06.2024 | 13:19
Опасная вода. На Южном Урале с начала купального сезона утонули 20 человек

С наступлением жаркой погоды южноуральцы массово потянулись к водоемам, но далеко не все соблюдают элементарные правила безопасности. В результате статистика смертей в этом купальном сезоне действительно неутешительная. В Челябинской области уже утонули 20 человек, пятеро из них — дети.

09.06.2024 | 10:27
Инженер Скотт. Был ли американец из Магнитки русским шпионом в США

В 1930-е годы Советский Союз переживал масштабную индустриализацию. Строились заводы, модернизировались старые предприятия, создавались новые отрасли промышленности, возводились целые города. Очевидцем этого стал американский инженер и журналист Джон Скотт. Он жил в Магнитогорске и Москве, путешествовал по стране и написал книгу «За Уралом: американский рабочий в русском городе стали».

28.05.2024 | 13:09
Приход села. В деревне Теренкуль восстанавливают старинный храм

В Красноармейском районе сохранился старинный православный храм. Он был освящен в 1864 году в честь сошествия Святого Духа на апостолов. 70 лет в здании церкви размещался дом культуры, сегодня здесь возрождается храм и приходская жизнь.

Новости   
Спецпроекты