Как «Мастерская’23» делает Челябинск лучше

2 Августа 2023 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены автором
Как «Мастерская’23» делает Челябинск лучше Челябинск. Городской сад. 1917

Этим летом в Челябинске реализуется образовательный проект «Мастерская’23». Его участники — студенты челябинских вузов. Занятия проводят архитекторы, экономисты, антропологи, историки, художники. Они организуют лекции, экскурсии, мастер-классы, презентации. Главная цель — сделать Челябинск лучше.

Организаторы образовательного проекта — управление архитектуры и градостроительства Челябинска и Агентство инвестиционного и инновационного развития Челябинска. Идейный вдохновитель — экс главный архитектор города Павел Крутолапов, руководит проектом куратор исследовательских и культурных программ Дома архитектора Галина Зубаирова. Командой Дома архитектора уже реализовано несколько таких лабораторий: в 2021 году — «Перемена’21», в 2022 году — «Мастерская Пушкина», «Перемена’22».

У образовательных проектов несколько задач: повышение образовательного уровня студентов и начинающих специалистов под кураторством профессионалов, популяризация методик междисциплинарных глубоких исследований городской среды (город не только про архитектуру, это про людей, историю, экономику), разработка градостроительной концепции территории города, которая послужит основой для дальнейшей работы застройщиков, просвещение практикующих специалистов и жителей города в сферах, связанных с формированием городской среды.


Антипин_главное_Челябинский элеватор Государственного банка. 1917 год.jpg
Челябинский элеватор Государственного банка. 1917 год

В этом году участники «Мастерской’23» работают над обширной территорией в Советском районе Челябинска. Этот участок ограничен улицами Тимирязева, Цвиллинга, Овчинникова, Елькина. С точки зрения градостроительства здесь большое поле для работы, прежде всего это пространство от старого элеватора до улицы Овчинникова, которая сейчас застроена складами, цехами, мастерскими и гаражами. Есть тут и проблемы, например, отсутствие сквозных проездов от улицы Цвиллинга до улицы Елькина, а такими проездами могут стать улица Орджоникидзе или Косой переулок.

Точки роста

Историческим блоком исследования занимается группа студентов ЧелГУ и ЧГИК. Их задача не только собрать документы, фотографии, литературу, выявить факты и реконструировать процессы, но на основе всего этого определить историческое своеобразие места, выявить его идентичность.

Еще в середине XIX века это пространство находилось за границей города, недалеко от Казанско-Богородицкого кладбища и тракта на Уфу, тут были поля и редкие березовые колки, горожане пасли здесь свой скот.

Антипин_Челябинск, Вокзал, Переселенческий пункт.jpg
Челябинск, Вокзал, Переселенческий пункт

Однако в конце XIX века ситуация меняется, начинается интенсивное освоение территории с севера и юга, причем более интенсивно с юга, где в 1892 году заработала железнодорожная станция, открылся вокзал, одновременно недалеко от станции сначала стихийно, а потом организованно создан и развивается переселенческий пункт. К нему в 1890-х годах была подведена особая ветка железной дороги. По другую сторону от переселенческой ветки в 1904-1905 годах обосновался воинский остановочный пункт, после войны занятый 196-м пехотным Инсарским полком.

С середины 1890-х годов вдоль Шоссейной улицы (ныне Цвиллинга) развивается Пригородная слобода, которая тяготеет к вокзалу. Часть слободы в начале XX века заняла территорию вокруг переселенческого пункта, здесь были нарезаны небольшие кварталы, появилась жилая застройка, от которой теперь уже ничего не осталось. Интересно, что в этой части города старые улицы сохранили свои названия, хотя теперь они остались только на карте: это Торговый проспект (первый проспект Челябинска), Косой переулок, улицы Лазаретная, Красная, Хлебная.

Антипин_Челябинский переселенческий пункт. Фотография начала XX века.jpg
Челябинский переселенческий пункт. Фотография начала XX века

Другим соседом Переселенческого пункта был Никольский поселок, он появился задолго до железной дороги, располагался южнее улицы Базарной (ныне Овчинникова), там жили казаки (между прочим, правление Челябинской станицы было именно здесь, а не в городе). В северной части в районе современной улицы Тимирязева в 1910-х годах были нарезаны первые два квартала, их застройка только началась, самый большой объект этой части — городской сад, основанный в 1908 году. Для челябинцев этого времени пространство, примыкавшее к Южной площади (ныне Революции), представлялось как зона культурного отдыха.

История места

Конечно, революционные события 1917 года и смена политического режима повлияли и на локальную историю. Однако в чем-то удалось сохранить преемственность. Например, элеватор, заложенный в 1914 году, начал свою работу уже при советской власти. Он располагается на севере территории. Элеватор — это свидетельство масштабной истории, ведь до революции хлеб был «нефтью». Под лозунгом «недоедим, но вывезем» Россия была первым экспортером пшеницы в мире. В то время не вызывало сомнений, что зерно является твердой и конвертируемой валютой, экспортом занимался Государственный банк Российской империи. Элеваторы как сооружения для приема, хранения, выдачи и учета сыпучих продуктов были так же нужны, как банковские сейфы для развития торговли. В 1910 году правительство приняло решение о постройке 84 казенных элеваторов, один из них — в Челябинске. Элеватор работал до конца 1990-х годов. И с тех пор стоит заброшенным, ветшая и напоминая неравнодушным горожанам и властям города о необходимости решить его судьбу.

Антипин_Челябинский элеватор Государственного банка. 1929 год.jpg
Челябинский элеватор Государственного банка. 1929 год

На юге территории в первые годы советской власти еще работал переселенческий пункт, но с началом массовой коллективизации, переходом к плановому переселению все переселенческие пункты были упразднены. Обширное хозяйство челябинского пункта и его постройки были переданы под жилье, общежития, медицинские учреждения. Сегодня о нем напоминают две улицы — Переселенческий пункт и Переселенческая да пять строений, объявленных объектами культурного наследия.

Вместо воинского остановочного пункта с 1941 года формируется танковое училище. Его история также подошла к завершению уже в начале XXI века, теперь на этом месте жилой комплекс, но сохранились казармы Инсарского полка, тоже признанные памятником истории. Любопытно, что в 1946 году верующим было возвращено здание Рождество-Богородицкой церкви (она стояла во дворе школы № 53). Церковь открылась в статусе кафедрального собора — главного храма Челябинской епархии, но ненадолго, в начале 1960-х годов он был вновь закрыт и снесен, теперь на этом месте школьная спортивная площадка.

Антипин_Челябинск. Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Начало XX века.jpg
Челябинск. Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Начало XX века

Середина XX века стала временем бурного строительства: вместо одноэтажных домов бывшей Пригородной слободы, такой же застройки на Елькина и бараков переселенки появились многоэтажные жилые дома. Территория по-прежнему развивается в контексте железной дороги: работает своя железнодорожная школа, построен институт путей сообщения и Дворец культуры.

Даже из этого краткого экскурса в историю территории, которой занимаются участники проекта «Мастерская’23», видно, насколько это место насыщенно историей. И тут можно выделить несколько линий: казачество — со своеобразной культурой и традициями; железная дорога, превратившая это место в транзитное пространство; элеватор — как символ хлебной торговли. Военные события тут тоже оставили свой след: отсюда на фронт уходили бойцы 96-й танковой бригады имени Челябинского комсомола.

Поделиться

23.07.2024 | 13:43
Как вернувшимся домой добровольцам помогают найти себя в мирной жизни

С ветеранами спецоперации мы встретились у здания, где находится редакция «Южноуральской панорамы». Недавно они создали свой ветеранский фонд помощи бойцам ЧВК «Вагнер». Взяли в аренду помещение и помогают им включиться в мирную жизнь.

22.07.2024 | 16:48
Плавят медь. Как в Кыштыме отметили День металлурга

На один день в году население Кыштыма, особенно Нижнего микрорайона, увеличивается кратно. Как правило, это происходит в день профессионального праздника металлургов.

07.07.2024 | 18:02
Батыр, тархан и дипломат. Интересные факты жизни Таймаса Шаимова

Таймас Шаимов — одна из ключевых фигур южноуральской истории XVIII века. Он был башкирским старшиной, участвовал в переговорах, в результате которых казахи Младшего жуза присоединились к России, отбивал нападения кочевников, содействовал основанию Верхнеуральской, Челябинской, Еткульской и других крепостей.

01.07.2024 | 14:24
Пласт истории. К чему привела золотая лихорадка на Южном Урале

В 1798 году в окрестностях Кочкаря было открыто месторождение золота. Золотая лихорадка здесь началась в середине XIX века. В надежде на успех и большие деньги сюда устремились старатели и предприниматели. С этого начиналась история города Пласта, который и сегодня остается золотым городом.

Новости   
Спецпроекты