Приход села. В деревне Теренкуль восстанавливают старинный храм

28 Мая 2024 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены автором
Приход села. В деревне Теренкуль восстанавливают старинный храм Священник Павел Курбатов служит в возрождаемом храме села Теренкуль

В Красноармейском районе сохранился старинный православный храм. Он был освящен в 1864 году в честь сошествия Святого Духа на апостолов. 70 лет в здании церкви размещался дом культуры, сегодня здесь возрождается храм и приходская жизнь.

Деревня Теренкуль впервые упоминается в архивных документах начала XVIII века. Она была основана на месте заимок государственных крестьян при пахотных и сенокосных угодьях. Деревня расположилась в живописном месте в окружении озер Гагарье, Большой и Малый Теренкуль.

К середине XIX века население Теренкуля достигло 1400 человек, и крестьяне задумались о постройке собственного храма, до этого они были прихожанами Прокопьевской церкви в селе Бродокалмак. В 1857 году теренкульские крестьяне направили в Пермское епархиальное управление ходатайство о постройке собственной церкви с образованием отдельного прихода. Спустя два года состоялось формальное открытие прихода, на первых порах все богослужения совершались в часовне.

22 мая 1862 года по благословенной грамоте архиепископа Пермского Неофита в селе Теренкуль состоялась закладка церкви. Строительство шло скоро, крестьяне смогли собрать необходимые средства и активно участвовали в строительных работах. Уже к концу 1862 года церковь была уже «каменною клажею окончена вся, кроме трех крылец и двух верхних этажей колокольни». По благословенной грамоте епископа Екатеринбургского Митрофана 14 марта 1864 года храм освятили в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Так Теренкуль стал селом, и здесь появилась однопрестольная церковь с пятью куполами и колокольней. Работы по благоустройству храма велись и в дальнейшем: построена каменная ограда, а стены украшены живописью.

Антипин_Ремонтно-восстановительные работы в храме с. Теренкуль (3).jpg
Ремонтно-восстановительные работы в храме с. Теренкуль

Весьма усердный народ

Екатеринбургский епископ Нафанаил, посетивший Теренкуль в мае 1886 года, отмечал, что народ здесь «весьма усердный» и при встрече все прихожане стояли на коленях. Некоторые местные жители совершали паломнические путешествия как в Верхотурье (а это около 500 верст!), так и по гораздо более отдаленным святым местам. Один из местных крестьян сходил даже в Иерусалим, потратив на это три года.

Приход Духосошественской церкви состоял из одного села Теренкуль. К 1913 году его население достигло 3029 человек и 449 дворов. Здесь же было и пять дворов мусульман.

Судя по клировой ведомости за 1908 год, церковь имела всю необходимую богослужебную и хозяйственную утварь, богослужебные книги. Кроме того, при храме находилась небольшая библиотека: 100 томов периодических изданий и 70 томов книг различного содержания. Из церковного архива в Объединенном государственном архиве Челябинской области сохранились метрические книги и исповедные росписи за 1863–1919 годы.

Причт церкви состоял из священника и псаломщика — они жили в церковных деревянных домах, построенных прихожанами у храма. При домах имелось два березовых амбара, где хранился собранный с церковной земли хлеб. Причт пользовался церковной землей — 99 десятин, из которых чуть больше половины была пахотной, а остальная — покосы, лес и неудобная. Кроме дохода от земли выплачивалось жалование: священнику 105 рублей 84 копейки, псаломщику — 35 рублей 28 копеек в год. Кружечный сбор давал еще от 500 до 800 рублей в год.

Клировая ведомость Духосошествиевской церкви с. Теренкуль. 1910 год.jpg
Клировая ведомость Духосошествиевской церкви с. Теренкуль. 1910 год

Иереи, диакон и просвирня

В архивных документах сохранились имена настоятелей: Александр Пономарёв, Андроник Мутин, Павел Задорин, Алексей Нинаратов, Александр Сильвестров, Порфирий Векшин, Василий Попеляев, Иван Игнатьев. Многие годы псаломщиками служили Август Анциферов и Николай Словцов.

В 1906–1912 годах в теренкульской Духосошественской церкви настоятелем служил отец Порфирий Векшин. Он родился в семье священника в 1864 году в городе Верный Семиреченской области (ныне Алма-Аты). Окончил Самарскую духовную семинарию, рукоположен в сан священника и назначен к Николаевской церкви села Обанино Челябинского уезда. Оттуда переведен в поселок Полетаевский, затем служил в Верхне-Салдинском заводе и в других приходах Пермской губернии, пока не оказался в селе Теренкуль, куда он приехал со всей своей многочисленной семьей: женой Людмилой Александровной, получившей медицинское образование на частном медицинском факультете в Юрьеве Лифляндской губернии, и детьми — Федором, Ксенией, Сергеем, Еленой.

В начале 1913 года настоятелем Духосошественской церкви назначен 26-летний иерей Василий Попеляев. Он родился в семье священника в селе Отье Пермской губернии, окончил Пермскую духовную семинарию. Служил надзирателем в Сарапульском духовном училище, в 1910 году рукоположен в сан диакона, а затем священника и назначен в Иоанно-Богословский приход села Клеповки Оханского уезда. В Теренкуле о. Василий преподавал Закон Божий в земском народном училище.

Дольше всех в Теренкуле служил Николай Словцов. Он родился в семье псаломщика в селе Полдневском Екатеринбургского уезда в 1867 году. Окончил Каслинское заводское народное училище, в 1884 году поступил послушником в Далматовский Успенский монастырь. В 1886 году епископом Екатеринбургским и Ирбитским Нафанаилом посвящен в стихарь и указом Екатеринбургской духовной консистории назначен псаломщиком в село Теренкуль. В 1899 году Николай Словцов был рукоположен епископом Христофором в сан диакона. Кроме службы в храме он занимался преподаванием. Педагогический совет Шадринского городского четырехклассного училища присвоил о. Николаю Словцову звание учителя сельского приходского и начального народного училища. Он 30 лет прослужил в Теренкуле и скончался в 1915 году. Вместе с о. Николаем Словцовым в теренкульском приходе служила его мать, вдова псаломщика Сусанна Словцова. После смерти мужа в 1894 году она по своему прошению епархиальным начальством определена просвирней к Духосошествиевской церкви.

Антипин_Здание храма в с. Теренкуль, приспособленное под клуб. 1960-е годы.jpg
Здание храма в с. Теренкуль, приспособленное под клуб. 1960-е годы

Единогласно закрыть церковь

5 февраля 1930 года общее собрание граждан села Теренкуль приняло постановление: «Считать, что переустройство деревни на рельсы сплошной коллективизации не совместимо с существованием церкви как очага религиозного дурмана. Постановляем единогласно закрыть церковь и передать здание сельсовету для приспособления под культурную работу». Храм был закрыт, здание приспособлено под склад. В начале 1950-х годов церковь переоборудовали под клуб, для чего были разобраны купола и часть колокольни, внутри построен второй этаж, где разместилась библиотека.

В 2019 году по инициативе митрополита Григория в Челябинской митрополии запущен проект по восстановлению сельских храмов. Возрождение церкви в Теренкуле было поручено настоятелю челябинского храма Иоанна Воина о. Павлу Курбатову. В 2020 году в церкви Теренкуля состоялось первое крещение, а 21 июня 2021 года — первая литургия. 22 июля того же года освящена главная храмовая икона в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.

В 2023 году здание возвращено верующим, и сегодня здесь полным ходом ведутся ремонтно-отделочные работы, которые совмещаются с богослужениями. Восстанавливая храм, важно восстановить и его историю, вспомнить тех, кто строил церковь и кто здесь служил.

Антипин_Возрождение в храма с. Теренкуль (2).jpg
Возрождение в храме с. Теренкуль

Поделиться

Вчера | 17:09
Надо знать. Как молодые ученые укрепляют суверенитет страны

В современном мире идет просто безумная гонка технологий, и только лидеры смогут собрать все сливки в виде добавленной стоимости. Но самое главное — это влияние и ведущие позиции на мировой арене.

Вчера | 12:44
Как помогают приближать победу жены защитников Родины

Почему для съемки в семейном проекте они надели мундиры своих мужей-героев.

07.07.2024 | 18:02
Батыр, тархан и дипломат. Интересные факты жизни Таймаса Шаимова

Таймас Шаимов — одна из ключевых фигур южноуральской истории XVIII века. Он был башкирским старшиной, участвовал в переговорах, в результате которых казахи Младшего жуза присоединились к России, отбивал нападения кочевников, содействовал основанию Верхнеуральской, Челябинской, Еткульской и других крепостей.

01.07.2024 | 14:24
Пласт истории. К чему привела золотая лихорадка на Южном Урале

В 1798 году в окрестностях Кочкаря было открыто месторождение золота. Золотая лихорадка здесь началась в середине XIX века. В надежде на успех и большие деньги сюда устремились старатели и предприниматели. С этого начиналась история города Пласта, который и сегодня остается золотым городом.

Новости   
Спецпроекты