От лекарей до врачей. Как в Челябинске появилась медицина
История старого Челябинска богата рассказами о казаках и купцах, духовенстве и мещанах, но особого внимания заслужили врачи.
- Челябинский врач оказался выпускником императорского университета
- Заплатили серебром. Как на Южном Урале боролись с пандемией два века назад
Ее автор — доктор медицинских наук, руководитель музея истории медицины Николай Александрович Алексеев. Челябинску очень повезло, что в городе живет такой человек. Почти 50 лет он работает в первой городской больнице. Начинал хирургом, потом 24 года занимал пост главного врача больницы, был депутатом городской думы, занимался наукой, защитил докторскую диссертацию, стал заслуженным врачом России, отмечен орденом Почета. С 2011 года он возглавляет музей истории медицины, погрузился в мир краеведения, стал постоянным участником научных конференций, автором десятков статей и книг. Николай Алексеев рассказывает:
— После окончания школы я собирался поступать на исторический факультет, но потом с друзьями выбрали медицину. Коль скоро я пришел в музей, начал изучать, вникать в музейные материалы. Вскоре понял, что история здравоохранения города никому не известна, не описана. Есть только какие-то фрагменты. Здесь совпал мой интерес к истории со знанием медицины и многолетней практикой на поприще здравоохранения. Собранные материалы стали оформляться в статьи, в книги.
Возвращение из небытия
Николай Алексеев организовал работу по изучению истории челябинской медицины не только на основе материалов, сохранившихся в музее, но и в архивах. Сотрудники музея — постоянные посетители читальных залов Объединенного государственного архива Челябинской области, также они работают в архивах Оренбурга и Уфы. В результате за последние годы вышло несколько книг: о штаб-лекаре Василии Жуковском, первой городской больнице, медицине в сложный период революции, Гражданской войны и становления советской власти. Новая книга «Возвращение из небытия» — существенно дополненное издание, которое вышло в 2014 году. В книге собраны биографии врачей, служивших в Челябинске с XVIII по начало XX века.
В предисловии автор отмечает: «Наша память коротка и ненадежна. Чем дальше по времени отдаляются от нас события и люди, тем меньше мы помним о них. Сегодня практически безвозвратно потеряны, стерты из памяти многие события, факты, биографии людей, которые так необходимы для понимания и знания своей истории, для передачи их последующим поколениям».
Таким образом, возвращение из небытия — это процесс, кропотливая работа по изучению исторических источников. При подготовке рукописи была поставлена задача систематизировать и объединить в одну книгу материалы, касающиеся медиков и медицины города Челябинска, используя и ранее опубликованные статьи с необходимыми ссылками на источники и авторов. Архивные документы, материалы музея истории медицины, медицинские газеты конца XIX — начала XX века, законодательные и нормативные акты, справочники и памятные книжки Оренбургской губернии — все это легло в основу изданного труда. Любопытно, что Николай Алексеев ставил еще одну задачу — изучение генеалогии челябинских врачей и поиск их потомков, и многих удалось найти.
Указ о назначении Ивана Кноблоха лекарем в Исетскую провинцию. 1775 год
Кноблох лечит меланхолию
Вероятно, первые лекари в Челябинской крепости появились вместе с воинскими командами и полками в середине XVIII века, но имена их неизвестны. Зиму 1770–1771 годов в Челябинске провел известный ученый и путешественник Петр Симон Паллас, который был, кроме всего прочего, доктором медицины. В 1775 году в Челябинскую крепость прибыл лекарь Иван Иванович Кноблох — ему посвящена отдельная глава в книге Николая Алексеева.
В октябре 1775 года в журнале Исетской провинциальной канцелярии было записано: «Оренбургского карабинерского полку лекаря Ивана Кноблоха определить на имеющуюся вакацию в Исецкую провинцию для пользования гражданства и купечества провинциальным лекарем с жалованьем по 12 рублей в месяц». В августе 1776 года к нему в помощь прикомандировали Ивана Шавкунова — ученика из Оренбургского госпиталя — с жалованьем по два рубля в месяц.
Первому челябинскому врачу пришлось работать в тяжелых условиях отсутствия медикаментов. В октябре 1777 года он сообщал челябинскому воеводе, что лечит «провинциальных служителей, так и обывателей» собственными медикаментами, которые, очевидно, привез с собой при назначении в Челябинск. Сообщал врач и о диагнозах: «меланхолия, простудная горячка с кашлем, опухоль на шее, выхождение заднего прохода, ознобление ног».
Иван Кноблох прослужил в Челябинске недолго: в 1781 году Исетская провинция была упразднена, Челябинск потерял статус региональной столицы, а вместе с этим — и штаты. Летом 1781 года лекарь, обеспокоенный своей судьбой, писал воеводе: «…ныне Исетская провинция приходит к разрушению и входит в Пермское наместничество, в которое находящиеся в Исетской провинции при должностях разные чины уже и расписываются, а я еще никуда не назначен, в таком случае покорнейше прошу доложить губернатору Пермского наместничества Ивану Варфоломеевичу Ламбу представить, чтоб я за разрушением Исетской провинции не мог остаться без места и праздным». Иван Кноблох уехал в Рязань, где служил штаб-лекарем в больнице и акушером при врачебной управе.
Челябинская городская больница. Фотография начала XX века
Неспособные к службе
Отдельные главы в книге посвящены Степану Андреевскому, отправленному в Челябинск вместе с другими врачами на борьбу с сибирской язвой; основателю челябинской городской больницы Василию Жуковскому, родоначальнику известной фамилии Корнилию Покровскому; Владиславу Загорскому, оставившему подробные воспоминания о челябинском периоде жизни. Конечно, есть глава и об Александре Бейвеле — враче, ставшем городским головой.
Николай Алексеев раскрывает историю появления первых врачей у башкир. В 1831 году оренбургский военный губернатор Павел Сухтелен направил в главный штаб рапорт: «Между башкирцами, мещеряками, татарами, мурзами и тептярями венерическая болезнь так внедрилась, что, переходя в семействах в крови от одного к другому, приметно умаляет целые роды, производит отвратительное безобразие на лице, делающее по изнеможению служилого неспособным к отправлению службы, а земледельца — к обрабатыванию полей». Губернатор отметил, что при рекрутских наборах в тептярские полки более трети из призывников по медицинскому свидетельству отвергаются «за уродливостью и телесными болезнями».
Мусульмане крайне неохотно обращались к медикам, поэтому решили набрать молодых и расторопных людей «тептярского и мещерякского народов» и отправить в Казанский университет для обучения медицине за счет казны. Поддержал инициативу и муфтий Габдулсалям Габдрахимов. Было отобрано четыре воспитанника Неплюевского военного училища, желающих изучать медицину, однако не все из них смогли получить образование. В 1842 году Араслан Субханкулов окончил полный курс университета, был удостоен звания лекаря и стал первым врачом из мусульман Оренбургской губернии.
Поделиться