В Челябинске прошла всероссийская конференция нейрохирургов
Эти врачи спасают пациентов с инсультами и аневризмами, серьезными травмами, в том числе после ЧС, аварий и экстремального отдыха, удаляют опухоли в головном мозге и освобождают от хронической изнуряющей боли.
- В Челябинске нейрохирурги избавили пациента от мучительных болей
- Мина в голове. Как челябинские нейрохирурги спасают пациентов с аневризмами
Мероприятие было двухдневным. В первый день в Челябинской областной клинической больнице прошло совещание главных нейрохирургов УрФО и ведущих нейрохирургов России из головных НИИ Москвы, Санкт-Петербурга, а также клиник Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Челябинска. На следующий день врачи собрались на конференцию. В общей сложности на различных секциях выступили 30 докладчиков. В обсуждениях принимали участие десятки приглашенных экспертов, среди которых не только нейрохирурги, но и врачи разных специальностей.
«Нейрохирургия — это одно из наиболее динамично развивающихся направлений в медицине. Головной мозг человека — особый микромир, в котором сто миллиардов клеток — нейронов. И до сих пор мы не знаем полную ответственность каждого из них., Интервенционная нейрохирургия, то есть та, что вмешивается в этот сложный мир, должна полностью соответствовать всем современным стандартам», — отметил на открытии конференции главный врач ЧОКБ, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, врач-невролог Дмитрий Альтман.
Каждый год в ЧОКБ проводится 1200–1400 нейрохирургических операций. Всё это истории спасения и помощи пациентам с заболеваниями центральной нервной системы, остеохондрозами, повреждениями и болезнями периферической нервной системы, в том числе после ДТП и травм. Пациентами нейрохирургов становятся люди со злокачественными и доброкачественными новообразованиями, заболеваниями сосудов ЦНС головного мозга: аневризмами и мальформациями (опасными сосудистыми клубками).
Об особенностях лечения редкой патологии — первичной опухоли спинного мозга — рассказал участникам конференции приглашенный эксперт из института нейрохирургии им. Бурденко (г. Москва), ЦКБ Управления делами президента РФ, нейрохирург Юрий Кушель.
«Меня пригласили для представления моего личного опыта в лечении довольно редкой патологии — интрамедулярной опухоли, это первичная опухоль спинного мозга. У меня есть уникальный персональный опыт — более 914 операций. Это самая большая серия в мире», — рассказал специалист.
По словам врачей, подходы к нейрохирургическому лечению в последние годы изменились. Если раньше была важной, например, при удалении опухоли или абсцесса тотальная резекция, то теперь главная задача — избавив пациента от патологии, сохранить ему качество жизни.
«Самая частая нейрохирургическая патология в регионе сегодня — это дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника, — говорит заведующий отделением нейрохирургии ЧОКБ, главный нейрохирург минздрава Челябинской области Сергей Пашнин. — Самое главное, что мы возвращаем таким пациентам качество жизни, в первую очередь избавляя их от боли».
В современной медицине боль выделена в отдельную нозологию, то есть считается самостоятельным заболеванием, а не симптомом какой-то другой болезни.
«Конечно, спасение жизни остается приоритетом в нейрохирургии. Это помощь при черепно-мозговых, спинальных травмах, сосудистых катастрофах и так далее. Но все больше внимания уделяется операциям, которые не только спасают человека, но и улучшают качество жизни. Это очень важно, — отмечает ведущий эксперт по нейромодуляции боли в России, нейрохирург-алголог (специалист по лечению боли. — Прим. ред.) НМИЦ нейрохирургии им. академика Н. Н. Бурденко МЗ РФ Эмиль Исагулян. — Если боль становится хронической, то зачастую она уже ни о чем не сигнализирует, а просто инвалидизирует человека. С такой болью часто невозможно бороться консервативно, и на помощь приходит хирургия».
Как рассказал Эмиль Исагулян, сегодня практикуется, например, хирургическое лечение мигрени.
«Если хроническая мигрень не купируется медикаментами, ботулотоксином, моноклональными антителами и так далее, то ее можно контролировать с помощью нейромодуляции, — поясняет эксперт. — В область боли, в данном случае в область затылочных нервов, имплантируются электроды, и с помощью подключенного к ним специального устройства — нейромодулятора —подаются электрические импульсы. Благодаря лечению из месяца в месяц, из года в год приступы мигрени становятся реже, и пациент может уйти в длительную ремиссию».
Нейрохирургия — одна из самых инновационных направлений медицины. При операциях на сосудах, головном мозге используется высокотехнологичное оборудование, применяются современные малоинвазивные методики.
«Сегодня это не коловороты, как когда-то в прошлом, а специальные навигационные системы, которые накладываются на нужную область. Они очень тонкие, очень точно настраиваются и определяют путь, по которому нужно пройти хирургу. Например, в прошлом году в нашей больнице была проведена операция с пробуждением, когда пациент находился в сознании во время нейрохирургического вмешательства, — говорит Дмитрий Альтман. — Малоинвазивными методами в нашей больнице выполняется примерно две трети нейрохирургических операций».
Впрочем, как отмечают доктора, при всей насыщенности нейрохирурги инновациями главным действующим лицом остается специалист.
«Именно в нейрохирургии роботы вряд ли заменят человека, по крайней мере, в ближайшие 50 лет, — рассуждает Юрий Кушель. — Дело в том, что в нейрохирургическом лечении почти нет стандартизированных действий. Каждая операция уникальна, даже в плане выбора доступа. Нейрохирурги всегда работают от патологии. Например, опухоль — она каждый раз разная. У хирурга нет атласа опухолей. Есть атлас нормальной анатомии, но опухоль эту анатомию изменяет. Хирург в процессе операции постоянно вынужден менять решения: здесь опухоль закрывает артерия, значит, зашел с другой стороны, а здесь нерв, а вот тут опухоль плотнее, а здесь мягче. То есть смена тактики удаления происходит постоянно. В этих условиях машина просто не сможет действовать так же эффективно, как человек».
Поделиться