Письма старца Гавриила. Православный историк Людмила Куликова опубликовала их в новой книге
В этом году автор выпустила книгу «Моим возлюбленным чадам…», состоящую из писем старца Гавриила, отбывавшего лагерный срок вместе со священномучеником Василием (Миасским).
- Как монахини села Булзи восстанавливают заброшенный храм
- Святой Василий Носов. Священника расстреляли по приговору тройки НКВД
И без бороды молитва горяча
Будущий старец Гавриил Мелекесский, в миру Иван Иванович Игошкин, родился в конце XIX века в крестьянской семье. Когда подрос, его забрали в солдаты. В мирное время служил под Каунасом в Литве, потом участвовал в Первой мировой. После революции собирался было вернуться к крестьянскому труду, но… выбрал стезю духовную и скоро принял постриг. Был рукоположен в 1921 году в диакона, а в 1922-м — во священника. Напомним, в такое время стать клириком, а впоследствии монахом — выбор пути исповедничества и мученичества. Но отец Гавриил вступил на него сознательно.
И в начале пути получил благодатную помощь — оказался вторым священником Покровского храма на Ордынке, в Марфо-Мариинской обители милосердия. Ее основала великая княгиня Елисавета, посвятившая жизнь помощи больным и бедным после того, как мужа ее убили террористы.
В 1926 году пришли чекисты и за отцом Гавриилом. Для начала сослали, и недалеко. В 1929 году батюшка вернулся в Москву, принял монашеский постриг, был возведен в сан игумена.
В 1931 году его посадили по-настоящему — в приуральский лагерь на Вишере, описанный Варламом Шаламовым, отбывавшим срок в те же годы, в тех же краях. Тогда же он познакомился с другим священником — Василием Носовым из Миасса, который ныне первым канонизирован Челябинской епархией как новомученик. Затем по состоянию здоровья отца Гавриила отпустили домой.
4 ноября 1936 года (страну как раз накрывала война репрессий) прямо во время службы на празднике иконы Казанской Божией Матери его в очередной раз арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и поместили в Бутырский изолятор. 7 января 1937 года отцу Гавриилу дали на ознакомление обвинительное заключение. За участие в вымышленной «контрреволюционной группе» он был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывал срок в лагере в Коми.
Выпустили на несколько лет: батюшка служил сначала на Пензенской земле, потом перебрался в Мелекес (Димитровград) не так далеко от Симбирска (Ульяновска). И в 1949-м больного пожилого иеромонаха арестовывают снова — по доносу. Обвинение абсурднее некогда: «игнорировал марксистско-ленинские науки», «упоминал во время проповеди имя врага революционного движения Иоанна Кронштадтского».
Срок отбывал в Сибири, и реабилитации ему не полагалось, освобожден был в 1954 году по болезни.
Описание жизни отца Гавриила в лагере во многом перекликается со знаменитым художественным текстом «Отец Арсений» неизвестного автора. Его так же бросали на мороз в карцер, он укрощал лютых уголовников и надзирателей мудрым словом… Может быть, просто таков был путь многих пастырей, исповедников веры. Читаешь жития самых разных батюшек и узнаешь в них отца Арсения.
Так же, как и отец Арсений из книги, сподобился старец Гавриил чудесного видения Богородицы. Отец Арсений в лагере среди изъятых у заключенных вещей смог чудом добыть антиминс и отслужить Пасхальную литургию, служил на Пасху и старец Гавриил. Старца и на фотографиях, и на иконах изображают с красивой и густой седой бородой. Начальник лагеря, своеобразно стараясь воспрепятствовать пасхальному торжеству, приказал обрить наголо старца, добавив при этом: «Вот тебе, поп, и святая Пасха». Но разве в бороде дело? Горячей молитвы ничто не отнимет…
Последние годы жизни
Последние годы — с осени 1954-го по 1959-й — отец Гавриил доживал в Мелекесе, на квартире у одной из прихожанок.
Не просто доживал — он вел переписку с духовными чадами. Более того, он сам ездил, навещал их! Старец Гавриил побывал и в Челябинске, останавливался в доме Замятиных, недалеко от Свято-Симеоновского храма, духовенство приходило к старцу на исповедь. Почему он приехал к нам? Возможно, это связано с памятью отца Василия Носова, чада которого проживали в Челябинске и Миассе. Так или иначе, с тех пор отец Гавриил народом почитается как наш, «челябинский» святой, хотя формально в собор Челябинских святых он не включен.
Книги о старце Гаврииле так или иначе связаны с именем православного историка Людмилы Куликовой: где-то она выступает автором, где-то выходят сборники под ее редакцией. Людмила Куликова также помогала собрать материалы для канонизации отца Василия Носова, не раз бывала в Челябинске и Миассе. Одну из книг посвятила она и основательнице Марфо-Мариинской обители — преподобномученице Елисавете.
Письма старца очень просты. Даже те из них, которые адресованы конкретным людям, обычно передавались из рук в руки, читались многими верующими, как послания апостолов и святых. Старец увещевает своих чад не оставлять молитвы, не ссориться, не пьянствовать. Слово его мудро и убедительно. О Христе в Евангелии сказано: «говорил как власть имеющий». Вот и старец говорил как имеющий Божий дар.
Из писем старца Гавриила
«Много мы грешим перед Господом, не придавая значения словам своим и тем печальным последствиям, какие от них получаются. Если хочешь соблюсти у себя мир и покой душевный, говори с людьми только о том, что назидательно, полезно и душеспасительно. Говори тихо, спокойно и кротко».
«…Грубое слово, как взрывчатый снаряд, разрушает мир и покой. Прежде всего разрушит мир и покой в вашем сердце, потом расстроит того, кому оно адресовано, да и всех окружающих».
«Помните наставления преподобного Макария Великого: «Доброе слово и злого человека делает добрым, а злое слово и доброго человека делает злым».
***
«Каждый день определите для себя 10 минут для чтения Псалтири непременно, в праздничный или воскресный день читайте св. Евангелие и весь Новый Завет подряд. Для отвлечения от искусительных мыслей ревнуйте делам Святых жен-мироносиц».
***
«Вы скорбите и плачете, льете слезы и терпите неприятности от своих детей. Родили и растили их, думали на старости лет получить поддержку, помощь и утешение, а вместо этого получаете оскорбления, горе и страдание. Вы плачете? И я с вами плачу, ибо это достойно слез. Но кто виноват в этом? Дети? Не вините их, виноваты вы сами. Подумайте сами, как произошли от вас дети, не похожи ли они на вас по характеру...»
***
«Мир, покой душевный и благодатная радость сердечная, о которых говорил я в первом письме, являются подлинным украшением жизни человеческой. Те, кто обладает ими, находятся уже здесь, на земле, в Царстве Божьем. По слову Божьему: «Царство Божие внутри вас есть», — говорит Господь. Такой человек будет чувствовать себя среди людей, как будто находится на другой земле и обитает под другим небом. Сердце его становится вместилищем Духа Божия, в нем будет отражаться все Небо с Небесными силами и с Престолом Божественным, будет оно вмещать и самого Бога! Вот где покой, счастье, вот в чем источник радости и блаженства! Это благодатное состояние, это дар Божий, это счастье, выше и лучше которого для человека нет и быть не может. Оно выше всего. Но достижимо ли для человека приобретение такого благодатного состояния, т. е. приобретение мира, покоя и благодатной радости сердечной? Вполне достижимо. Средства известны: это пост, молитва и добродетельная жизнь».
Поделиться