Святой Василий Носов. Священника расстреляли по приговору тройки НКВД

12 Сентября 2023 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены автором
Святой Василий Носов. Священника расстреляли по приговору тройки НКВД Василий и Анастасия Носовы с детьми

Священный синод причислил священника Василия Носова к лику святых, включил в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Собор святых Челябинской митрополии. Праздновать память святого определили в день кончины — 4 октября.

Решение Священного синода о канонизации священника Василия Носова было принято по ходатайству архиерейского совета Челябинской митрополии во главе с митрополитом Челябинским и Миасским Алексием. Правящий архиерей отозвался на канонизацию южноуральского священника:

— Очень отрадное известие, ведь не только Челябинская область, но и весь православный мир обрел еще одного угодника Божия, который ходатайствует о нас перед престолом Господним. Священномученик Василий — пример верности Богу в безбожные времена, и решения о канонизации этого праведного человека православные южноуральцы ждали много лет. Прославлению отца Василия предшествовала колоссальная работа историков, архивистов, исследователей и наших священнослужителей. Выражаю им огромную благодарность и признательность.

Несколько лет изучением архивных материалов занималась действительный член Императорского православного палестинского общества Людмила Куликова, в этой работе участвовали настоятель Свято-Троицкой церкви села Травники Алексей Туранин и матушка Елена Туранина, главный археограф областного архива Галина Кибиткина. Подготовленные документы прошли через комиссию по канонизации святых Челябинской епархии и после тщательной экспертизы были представлены патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.

Василий Носов.jpeg

Казачьего роду

Василий Носов родился 29 января 1886 года в станице Екатериновской на Кубани в казачьей семье Михаила и Агафьи Носовых, у которых было трое детей. После окончания церковно-приходской школы Василий обучался в духовном училище и выдержал экзамен на звание учителя народной школы. В 1908 году, продав все хозяйство, семейство Носовых переселилось в Кустанайский уезд Тургайской области.

В 1913 году Василий Носов выдержал экзамен и был принят в пастырско-миссионерскую школу при Оренбургском архиерейском доме, которая готовила священников-миссионеров для многочисленных переселенческих поселений Оренбургско-Тургайской епархии. Василий Михайлович по окончании учебы женился на Анастасии Шеламихиной, выпускнице женского епархиального училища, певчей церковного хора.

1 апреля 1915 года епископ Оренбургский и Тургайский Мефодий в Казанском соборе Оренбурга рукоположил Василия Носова в сан священника, и он был определен на служение в Успенский храм поселка Варваринского Кустанайского уезда. В январе 1916 года переведен в Покровскую церковь поселка Станционного того же уезда. Свое пастырское служение отец Василий сочетал с преподаванием Закона Божия в одноклассном сельском училище.

Противостояние расколу

В 1919 году отец Василий Носов был назначен настоятелем Петропавловской церкви Миасса. Здесь он пережил изъятие церковных ценностей, а в 1922 года вспыхнул обновленческий раскол. Обновленчество — это оппозиционное движение в русском православии в 1920-1940 годы, повлекшее за собой временный раскол, было инспирировано и поддерживалось большевистской властью с целью разрушения канонической церкви. Отец Василий выступил против обновленчества, считал его ересью и был направлен на принудительные работы — валить лес в пяти верстах от Миасса.

ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 4. Д. 2328. Л. 71 - 71 об. (1).JPGНесколько месяцев священник провел в заключении. Верующие тайно приходили к отцу Василию на лесоповал, он не благословил верующих ходить на богослужение к обновленцам и просил приложить все силы, чтобы освободить храм от обновленцев. В одной из анкет Василий Носов указал: «Арестован в 1923 году за непризнание обновленчества, 6 месяцев, г. Челябинск, освобожден в 1924 году». В другой анкете священник написал: «За непризнание «Живой церкви» по доносу и навету Живоцерковнического епархиального Челябинского управления состоял под арестом, но за неимением вины освобожден без суда».

6 февраля 1930 года отец Василий был во второй раз арестован и заключен в златоустовский изолятор. Вместе с ним арестовали священника Александро-Невского храма в Миассе Глеба Коптягина и мирянина Семенова. Один из свидетелей на допросе заявил: «Священник Василий Носов агитировал православных христиан, говоря, что мы погибли без веры в Бога. Те, которые не верят в Бога, враги православной веры, не верьте им, что они говорят, а православия держитесь, объединяйтесь вокруг своей православной Церкви Христовой, верьте в то, что этим самым мы можем победить своих врагов. Эти люди заблудились и сами не знают, что делают, издеваются над православными храмами, сквернословят истинного Бога. И в Священном писании сказано об этом, что придут люди, которые будут посягать на веру Христову и православные церкви. Но православные христиане, все верующие, не падайте духом, верьте в Бога и не поддавайтесь влиянию озверелых людей, которые стали хуже всяких зверей. Настанет и им конец, покарает их Господь за все то, что они сейчас проделывают над нами...»

У арестованного священника осталось семь детей, старшему ребенку было 11 лет, а самому младшему — 2 месяца. 9 апреля 1930 года священник Василий Носов приговорен к заключению в концлагерь сроком на восемь лет. Наказание отец Василий отбывал в Вишерском лагере и на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

За веру пострадал

Через пять лет отец Василий был досрочно освобожден. Вернувшись в Миасс, он хотел продолжить служение в храме, но в этом ему было отказано, пришлось устроиться плотником. Храм святых апостолов Петра и Павла, в котором служил отец Василий до ареста, был разрушен, на его месте был поставлен памятник Ленину.

17 февраля 1937 года Василий Носов в третий раз был арестован и отправлен в Челябинскую тюрьму. При аресте сотрудник НКВД сказал ему: «На кого ты оставляешь восьмерых детей и беременную жену?» Отец Василий ответил: «На Господа, и Он их не оставит!» Он проходил по делу епископа Антония Миловидова. Его обвинили в том, что он являлся активным участником контрреволюционной организации «ПУХ» (Партия угнетенных христиан), вел контрреволюционную агитацию против советской власти, в преступлениях, предусмотренных 58-й статей Уголовного кодекса РСФСР.

ОГАЧО. Ф. Р-467. Оп. 3. Д. 393. Л. 261.jpg

2 октября 1937 года дело Василия Носова было заслушано на заседании тройки НКВД: «Носов Василий Михайлович, 1886 года рождения, урожденный станицы Екатеринославская Кубанской области, служитель религиозного культа, из кулаков, священник, судим, являлся активным участником контрреволюционной повстанческой террористической организации церковников, систематически занимался контрреволюционной агитацией, призывая к свержению советской власти, используя для этого религиозную службу. Доказывал верующим, что он готов большевикам рвать глотки зубами, верующей Гладышевой говорил, что в 1937 году власть переменится и никто угнетать не будет».

Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу, приговор приведен в исполнение 4 октября 1937 года. Василий Носов реабилитирован по обоим делам 1930 и 1937 годов за отсутствием состава преступления.

Поделиться

Сегодня | 09:50
Селябский бор. В Челябинской области сохранились реликтовые сосновые леса

Они произрастают в виде отдельных островов в лесостепной и степной зонах Челябинской области на песчаных отложениях, выходах гранитов и относятся к категории особо ценных лесных массивов.

Вчера | 12:51
Участников СВО поздравили с Днем Героев Отечества

В челябинском региональном филиале государственного фонда «Защитники Отечества» прошла встреча с ветеранами спецоперации и их семьями.

Сегодня | 09:50
Селябский бор. В Челябинской области сохранились реликтовые сосновые леса

Они произрастают в виде отдельных островов в лесостепной и степной зонах Челябинской области на песчаных отложениях, выходах гранитов и относятся к категории особо ценных лесных массивов.

07.07.2024 | 18:02
Батыр, тархан и дипломат. Интересные факты жизни Таймаса Шаимова

Таймас Шаимов — одна из ключевых фигур южноуральской истории XVIII века. Он был башкирским старшиной, участвовал в переговорах, в результате которых казахи Младшего жуза присоединились к России, отбивал нападения кочевников, содействовал основанию Верхнеуральской, Челябинской, Еткульской и других крепостей.

Новости   
Спецпроекты