Жизнь в подарок. Кардиохирурги заново собрали сердце
Челябинка Ирина Васильева к своему 60-летию получила самый желанный подарок — работающее сердце.
- На операцию в Челябинск курганец прилетел на вертолете
- Вернули с того света. Подполковнику в Челябинске заново «завели» сердце
В федеральный Центр сердечно-сосудистой хирургии Ирина Ивановна поступила в критическом состоянии — сразу в реанимацию.
Вспоминает: «В тот момент у меня было только одно желание — дожить до операции: так плохо мне в жизни никогда не было. Сильно похудела, появилась одышка, упадок сил, становилось все тяжелее и тяжелее даже просто вставать по утрам».
До этого в течение года она скиталась по больницам в попытке понять, почему у нее поднимается и не спадает высокая температура. Может быть, причиной недомогания был грипп, или COVID, или гнойник в горле, на который в свое время никто не обратил должного внимания. Ее семь раз госпитализировали, обследовали вдоль и поперек, но очаг инфекции «нашелся» только во время операции: он оказался в сердце.
«Когда иссекали корень аорты, оказалось, что рядом был гнойник, который вскрылся и оттуда вытек гной. В результате мы были вынуждены выполнять сложную реконструктивную операцию с протезированием аортального клапана, корня аорты, коронарных артерий, митрального клапана и параклапанных структур, — поясняет заведующий кардиохирургическим отделением № 2, сердечно-сосудистый хирург, оперировавший пациентку, Владислав Аминов. — Сердце останавливалось более чем на четыре часа. Благодаря слаженной работе бригады из восьми человек, в том числе перфузиологов и анестезиологов, операция прошла успешно».
Это была уже вторая встреча доктора и пациентки. А первая состоялась шесть лет назад. «Только в 41 год я узнала, что у меня есть врожденный порок сердца (вместо трех створок у аортального клапана было только две, и он пропускал кровь обратно, вызывая расширение левого желудочка и сердечную недостаточность. — Прим. специалистов), — удивляется Ирина Васильева. — Тогда же обнаружили аневризму восходящего отдела аорты, сказали — наблюдаться, ничего страшного. В 2018 году она стала увеличиваться в размерах, и я согласилась на операцию, хотя мне рекомендовали ее и раньше. Тогда меня тоже оперировал Аминов. Потом все пять лет я чувствовала себя прекрасно: путешествовала, летала, работала».
Изначально причиной развития тяжелой патологии сердца и сосудов стало мультигенное заболевание.
«Именно оно ответственно за нарушение развития аортального клапана, также страдает структура стенки аорты, в которой не хватает белка, ответственного за скрепление между собой слоев эластических и коллагеновых волокон, — поясняет Владислав Вадимович. — У людей с двустворчатым клапаном аорта менее прочная, чем в норме должно быть, и поэтому чаще развивается аневризма».
Кроме того, при врожденных и приобретенных пороках сердца возрастает риск заражения инфекционным эндокардитом.
«Любая перенесенная инфекция, будь то вирусная, бактериальная или грибковая, уже является фактором риска, — отмечает Виктория Ленева, врач кардиолог КХО № 2. — Поэтому мы рекомендуем нашим пациентам после операций по протезированию клапанов тщательно следить за своим здоровьем и вовремя санировать очаги хронической инфекции, например, в ротовой полости у стоматологов лечить кариес».
Что стало причиной обширного абсцесса, остается только догадываться. Инфекция разрушила не только два клапана сердца, но и окружающие ткани таким образом, что вшивать протезы было не к чему.
«Хирургическое лечение пациентов с протезным эндокардитом — это сложная область кардиохирургии, и каждая операция уникальная за счет того, что инфекция может разрушить в каждом случае разные структуры, — добавляет Владислав Вадимович. — В такой комбинации мы выполняли такую операцию впервые. Слишком массивное разрушение структур сердца произошло».
Сегодня Ирина Васильева чувствует себя прекрасно, говорит, что восстановление протекает даже быстрее, чем в первый раз. Она искренне считает день операции своим вторым днем рождения и от души благодарна своим докторам — кардиологу Виктории Леневой и оперировавшему хирургу Владиславу Аминову, а также сотрудникам отделений анестезиологии и реанимации и КХО № 2.
Ход операции был тщательно спланирован специалистами, согласован и приведен в действие с отличным результатом. Отметим, что недавно на ХХX Всероссийском съезде сердечно-сосудистых хирургов, Бакулевском, как его называют специалисты, Владиславу Аминову было присвоено почетное звание «Отличник здравоохранения».
Поделиться