В Челябинске выбрали «Мастера года»

Почти 50 преподавателей техникумов и колледжей боролись за право представлять Южный Урал на всероссийском конкурсе.
Влюбить в профессию
В Челябинской области «Мастера года» выбирают уже на протяжении 15 лет. За эти годы в конкурсе приняли участие несколько сотен педагогов. И если в первые годы за звание лучшего боролись преподаватели только из государственных техникумов и колледжей, то сейчас конкуренцию им составляют коллеги из частных образовательных учреждений и вузов, в которых реализуются программы СПО.

В этом году на старт конкурса вышли как мастера производственного обучения, так и преподаватели общеобразовательных и спецдисциплин. В общей сложности заявки на участие подали 46 мастеров. На первом этапе конкурсанты провели открытые мастер-классы по той дисциплине, которую преподают в своих колледжах или техникумах, а также представляли экспертам для оценки видеоролики «Я — Мастер». В финал конкурсная комиссия отобрала восемь мастеров и преподавателей. Номинантам на победу предстояло решить тест-кейсы и представить зарисовку «Влюбить в профессию».
— Нам было необходимо разобраться со сложными образовательными ситуациями. К примеру, мне достался следующий кейс: студент, который несколько лет готовился с театром мод к выступлению, но его не вызвали, перегорел и хочет уйти из колледжа. Задача: оставить ребенка в колледже, мотивировать на обучение, нормализовать формат работы театра мод, — рассказывает Алексей Еремин, преподаватель по веб-разработке Челябинского радиотехнического техникума. — Вообще, мне нравится работать в колледже. Важно мотивировать ребят, рассказывать так, чтобы у студентов не угасал интерес к предмету во время обучения.
В профессии Алексей семь лет. Он уверен, что конкурс для каждого из участников — это этап развития и роста.

У его конкурентов, Татьяны Осолодковой из многопрофильного колледжа МГТУ им. Г.И. Носова и Александра Алексеева из Златоустовского индустриального колледжа им. П.П. Аносова, опыт гораздо больше. Но и они уверены, что участие в таких конкурсах — это бесценный опыт. Так, Александр Алексеев посвятил работе в колледже почти четверть века. Для опытного наставника задания не были сложными с точки зрения методологии, а вот эмоционально, признается мужчина, было непросто.
— Конкурс — это длинная дистанция. Он подразумевал курс повышения квалификации в течение трех недель. В общей же сложности мы готовились в районе полугода, — поясняет он. — В моем случае сложность заключалась в том, что я перекочевал из одного конкурса в другой: все первое полугодие в качестве наставника готовил коллегу на конкурс «Профессиональный дебют». Безусловно, такие мероприятия, каким бы ни был опыт, очень помогают в работе. Ведь чем дольше работаешь, тем больше понимаешь, что знаешь очень мало.
По словам участницы из Магнитогорска (а она отдала работе в системе СПО 20 лет), представлять колледж для нее было очень ответственно и интересно.
— Общаясь с коллегами и наблюдая, как они выполняли тест-кейсы, я увидела совершено другие подходы у коллег, — отмечает педагог. — Это точно мне пригодится в работе со студентами.

Лучшие практики в тираж
По мнению жюри, которому пришлось непросто при выборе победителя, все финалисты достойны победы, все они влюблены в профессию, и каждый из них, по сути, уже победил. Но конкурс есть конкурс, и победитель должен быть один. Им стал Евгений Пономарев, обучающий студентов специальности «сварочное производство» в Златоустовском техникуме технологий и экономики. Именно он получил переходящий флаг конкурса и право представлять Южный Урал на всероссийском этапе, который пройдет в Курске осенью 2025 года.
По словам Ольга Статировой, первого заместителя министра образования и науки Челябинской области, трудно переоценить значимость мастеров в системе среднего профессионального образования.
— Ни одни другие педагоги не должны так владеть мастерством. Более того, наши мастера кроме педагогического навыка владеют отраслевой профессией и должны обучить этому студентов. Причем научить самым очевидным способом: показать, что умеешь делать сам. Тогда студенты даже на уровне подражания смогут овладеть мастерством, — рассуждает она. — Сейчас дефицит кадров рабочих профессий, и ценность мастера увеличивается еще больше. Это полноценный, очень квалифицированный сотрудник, которого хотят видеть у себя в штате предприятия, и нам приходится объяснять им, что, сманив мастера к себе, они не решат проблемы дефицита кадров, а только усугубят ее, потеряв студентов, которых бы мастер мог подготовить. Поэтому мы наших мастеров пестуем и всячески стараемся удержать.

Ольга Статирова уверена, что конкурс решает не только понятную для любого конкурса профессионального мастерства задачу — выявить и поощрить лучших.
— Победа в конкурсе одного участника — это всегда работа команды всего учреждения. Это всегда некие лучшие педагогические практики. И вторая обязательная задача конкурса заключается именно в выявлении этих практик, в создании условий, чтобы их растиражировать, — считает замминистра. — У каждого из финалистов впереди серьезная программа: раз они стали финалистами, значит, они обладают этими практиками. Мы будем проводить серию мероприятий, в которых «Мастера-2025» смогут поделиться своим опытом с другими педагогами.
Поделиться