Апостолы над Сосновкой. Храм в поселке отмечает 115 лет со дня освящения

Эта небольшая деревянная церковь пережила сложные времена закрытия, лишилась колокольни и куполов, здание использовалось для хозяйственных целей.
-
Как сложилась судьба первой православной церкви на Южном Урале
-
Приход села. В деревне Теренкуль восстанавливают старинный храм
Поселок Сосновский был основан после 1744 года казаками Челябинской крепости. Он относился к Челябинскому уезду Оренбургской губернии. С конца 1880-х годов в поселке имелась собственная школа. В начале XX века население достигло тысячи человек, большинство были казаками. В 1976 году Сосновка вошла в состав Челябинска. Ныне поселок входит в состав Центрального района Челябинска.
Пашня для духовенства
До строительства церкви поселок Сосновский входил в приход челябинского Христорождественского собора. Недалеко от него в двух с половиной верстах на тракте имелась каменная часовня во имя святой мученицы Параскевы, при которой состоял церковный староста.
Возведение собственной церкви началось в 1908 году. Она строилась на пожертвования прихожан и по сборным книжкам. Небольшой деревянный храм вместимостью 300 человек с колокольней построили на фундаменте из дикого камня. Внутри его отштукатурили, но росписи на стенах не было. Церковь была крыта железом с железными коваными позолоченными крестами, вокруг имелась деревянная ограда. 14 марта 1910 года храм освятили во имя святых апостолов Петра и Павла.

Послужные списки причта Петро-Павловской церкви поселка Сосновского. 1913 год. Фото предоставлено автором
Церковный причт состоял из священника и псаломщика. Приход не относился к богатым. В клировых ведомостях отмечалось, что церковь утварью и ризницей «скудна». И содержание причта отличалось скромностью: от казны он получал 400 рублей в год, к этому добавлялся кружечный доход — около 400 рублей в год и хлебная руга — 60-70 пудов пшеницы в год.
При открытии прихода указом войскового хозяйственного правления Оренбургского казачьего войска причту отведена земля, 99 десятин, которую священнослужители возделывали самостоятельно: 75 десятин пахоты, 10 десятин сенокосов, 14 десятин неудобной земли. Священник и псаломщик со своими семьями жили в домах, построенных прихожанами на общественной земле. В поселке Сосновском было две школы: Алексеевское высшее начальное училище, открытое в 1908 году, и соединенная (для мальчиков и девочек) казачья школа.

Фото Бориса Суханова
Неуплата жалованья
Первым священником Петро-Павловской церкви стал Вениамин Филаретов. Он родился в 1889 году, окончил Оренбургскую духовную семинарию, в августе 1909 года рукоположен в сан священника и назначен настоятелем еще не открытого прихода. Там же он преподавал Закон Божий в местном Алексеевском училище. В 1913 году молодой настоятель отмечен первой наградой — набедренником. В Сосновку отец Вениамин приехал вместе с женой Ольгой Михайловной, дочерью потомственного дворянина, здесь у них появился первенец Владимир.
Священнику пришлось работать в сложных условиях. Сосновский приход считался бедным. С этим связана история, которая в 1914 году попала на страницы челябинской газеты «Голос Приуралья». Журналист сообщал: «В Сосновском поселковом правлении Челябинской станицы назначены 10 марта сего года торги, между прочим, на продажу разного рода движимого имущества, описанного у жителей поселка Сосновского за неуплату денег в жалованье священнику за 1912–1913 гг.»
Вскоре в той же газете появилась еще одна заметка об отце Вениамине Филаретове: «11 марта сего года священник Сосновского прихода Челябинской станицы о. Вениамин Филаретов по телефону заявил в 3-ю полицейскую часть, что у него в 10 часов утра названного числа от местного собора неизвестными злоумышленниками похищена лошадь, мерин саврасой масти, с упряжью, стоящий 200 рублей. Подозрение в краже потерпевший заявил на неизвестную женщину, одетую в короткий темно-коричневый жакет, которая, по словам торгующего у собора Григория Лебедева, поехала на лошади о. Филаретова по направлению к Уфимской улице. Урядником Ядрышкиным, как сообщалось в последнем номере газеты, задержано три женщины по подозрению в похищении лошади у отца Филаретова, — Петухова и др.»
Неизвестно, чем закончились эти истории, получил ли настоятель положенное жалование и нашли ли его лошадь, но вскоре он покинул приход. 8 мая 1914 года священник переведен в Христорождественский собор, где состоял псаломщиком, был законоучителем в городских училищах и торговой школе. Короткое время в 1915 году священник вновь служил в сосновском храме.

Здание Петро-Павловской церкви в Сосновке. 1970-е годы. Фото предоставлено автором
Школа пчеловодов
В начале 1920-х годов по новым советским законам для пользования церковными зданиями верующим необходимо было формировать религиозные общества, которым по договору во временное и безвозмездное пользования передались храмы. В Сосновке организационное собрание состоялось 9 сентября 1923 года, на нем избран священником Николай Щербаков, церковным старостой Николай Мезенцев, сформирован приходской совет. В общину записалось 452 человека.
Отец Николай Щербаков родился в 1883 году в семье священника. Учился в Оренбургском духовном училище, но выбыл из 3-го класса. В 1903 году он окончил Исаевскую второклассную учительскую школу и почти десять лет преподавал в церковно-приходской школе. В 1913 году Николай Щербаков назначен псаломщиком в село Карасинское, затем епископом Дионисием рукоположен в сан диакона. Он недолго служил в слободе Окуневской и в Челябинске, а после революции уже в сане священника стал настоятелем Петро-Павловской церкви в поселке Сосновском.
Полетаевский станичный совет передал Петро-Павловской религиозной общине церковь и имущество. Согласно анкетному листу, храм был теплым, одноэтажным, имелись хоры и чердак, 18 окон с решетками, шесть дверей, два купола были покрыты жестью. На двухъярусной колокольне — пять колоколов. Описан был деревянный иконостас, купленный в 1909 году в одном из храмов. В иконостасе располагалось 15 икон в два яруса. Советские чиновники посчитали и описали прочее имущество: киоты, аналои, блюда, чаши, венцы, кадила, ковши, лампады, подсвечники, хоругви и прочее, что было в храме.
Храм в Сосновке закрыт по решению властей в конце 1920-х годов, после чего с него были сняты кресты, сброшены купола. После Великой Отечественной войны в здании открыли школу пчеловодов, позже — школу бухгалтеров. К 1975 году строение сильно обветшало, и его передали под склад областному статистическому управлению. В начале 1990-х годов жители Сосновки обратились к властям с просьбой вернуть здание церкви верующим, и здесь возобновились богослужения, сформировалась община.

Освящение митрополитом Алексием крестов и куполов строящегося храма в Сосновке. 2022 год. Фото Бориса Суханова
17 августа 2022 года состоялось освящение крестов и куполов для строящегося храма. Чин освящения совершил митрополит Челябинский и Миасский Алексий, в своей речи он отметил: «Храм действительно получается очень красивый. Сегодня мы освятили кресты, которые будут венчать этот храм, чтобы никакая сила вражия, никакие искушения не могли прикоснуться к людям, которые живут здесь и с благоговением и страхом Божиим будут ходить в этот святой храм».
Поделиться