Как сложилась судьба первой православной церкви на Южном Урале
Старейшим населенным пунктом Челябинской области является село Русская Теча, основанное в 1682 году. Здесь же появился и первый православный храм. Церковь была построена в конце XVII века, она горела, перестраивалась и была снесена в XX веке.
Фрагмент карты Исетской провинции 1742 год
Всем миром
К началу XIX века село Теченское разрослось и окрепло, ему перестали угрожать набеги кочевников с юга, исчезла надобность в стенах, башнях, надолбах и пушках. По седьмой ревизии 1816 года в селе было почти тысяча человек и 112 дворов. Все они вместе с крестьянами ближайших деревень приступили к постройке новой каменной церкви. План здания разработал архитектор Круглашев. Ее закладка состоялась 15 мая 1815 года, строительство велось на пожертвования прихожан.
Кирпич для стен и сводов изготавливал Григорий Емельянов и «кирпишные подрядчики» Багарякской волости. Каменщиками работали Савастьян Коновалов, Василий Бовыкин, Василий Пупырев и другие крестьяне. В 1833 году московский цеховой мастер Стефан Голышев начал работы над иконостасом холодной церкви, в 1847-1852 годах за ним продолжали его братья мастеровые Алексей и Савва. Стефан Голышев снабдил храм лампадами, выносными подсвечниками, паникадилом, венцами, ковром, церковными книгами.
В 1835 году екатеринбургский мещанин Василий Чернавский закончил кладку колокольни, что обошлось прихожанам в 6 тысяч рублей. Тогда же, после покупки у Прокопьевской церкви села Бродокалмак каната, екатеринбургский работник Федот Черепанов поднял на построенную колокольню колокола, изготовленные в 1823 году мастеровым Сысертского завода Иваном Рыбчиковым. Екатеринбургский работник Иван Швецов установил на куполе храма крест, кузнец Кирилл Крохалев выковал решетки для церковных крылец, а подрядчик Михаил Третьяков построил ограду. В 1837 году иконописец из Сысертского завода Федор Соченов написал для нового храма икону «Введение во храм Пресвятой Богородицы», 14 икон написал челябинский мещанин Яков Шибаев. Благодаря сохранившимся церковным приходно-расходным книгам известны имена и других строителей. В 1821-1852 годах теченские крестьяне израсходовали на возведение церкви 33 тысячи рублей.
Фотографии Спасской церкви в селе Теченском не сохранилось, однако подробное описание храма, составленное в 1925 году, позволяет представить его внешний облик. Это было каменное одноэтажное здание с двумя приделами, его длина составляла 36 метров, ширина — 11 метров. Три свода здания держались на четырех колоннах. Алтари располагались в южном и северном приделах, а также посередине холодного храма. В западной части здания слева от входа размещались ризница и архив, с правой — помещения для сторожа и хранения различных вещей. Над входом возвышалась двухъярусная колокольня. Храм венчали семь белых куполов с железными позолоченными крестами. Внутри церкви стены украшали фрески, богатый резной вызолоченный иконостас с 37 иконами. Самый большой колокол храма весил 129 пудов 14 фунтов (более двух тонн).
Освящение новой церкви состоялось лишь в 1865 году в честь Животворящего Креста Всемилостивого Спаса, затем освятили и приделы: во имя мученицы Параскевы и в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (северный придел напоминал прихожанам о первой деревянной Введенской церкви, которая, вероятно, простояла до 1860-х годов).
Клировая ведомость Спасской церкви села Теченского. 1910 год/ Население прихода Спасской церкви. 1910 год
Богатая церковь
Долгие годы диаконом в селе Теченском служил Петр Пузырев. Он родился в 1803 году и происходил из духовенства, но семинарского образования не получил. В 13 лет был благословлен на стихарь и назначен пономарем Покровской церкви села Першинского Шадринского уезда. В 1847 году диакон Петр обосновался в селе Теченском, где обзавелся собственным домом, а кроме службы в храме содержал школу.
Жизнь Петра Пузырева была наполнена множеством испытаний: в середине 1850-х годов скончались оба сына, ему пришлось взять на воспитание четверых внуков и устраивать их судьбу. Мальчиков он определил в Далматовское духовное училище, а девочек выдал замуж.
На исходе жизни на долю Петра Пузырева выпало еще одно испытание: 12 июля 1867 года сгорел его деревянный дом на каменном фундаменте. Попав в бедственное положение, он писал архиепископу Неофиту: «Высокопреосвященнейший Владыка милостивейший Архипастырь, я нижайше смею надеяться, что вы как отец сирых, приняв во внимание мое многолетнее служение церкви, продолжавшееся сорок девять лет, благоволите положить мне постоянное пенсионное пособие, как положено уже некоторым другим священно-церковнослужителям, несшим долголетнюю службу».
Более сорока лет в Теченском приходе служил священник Владимир Бирюков. Он родился в 1847 году в Екатеринбургском уезде в семье священника. Окончил Пермскую духовную семинарию, рукоположен в сан священника и определен в село Ново-Туринское Верхотурского уезда. В 1873 года назначен настоятелем теченской Спасской церкви, где провел остаток жизни. Здесь он преподавал Закон Божий, был следователем и помощником благочинного, благочинным округа, неоднократно избирался депутатом на Пермские епархиальные и окружные съезды.
Протоиерей Владимир Бирюков/ Послужной список протоиерея Владимира Бирюкова
Безупречная служба протоиерея Владимира Бирюкова отмечена многими церковными и светскими наградами: набедренником, скуфьей, камилавкой, золотым наперсным крестом, благословениями Святейшего Синода и архипастыря, благодарностями попечителя Оренбургского учебного округа и директора народных училищ Пермской губернии. Из светских наград он имел ордена Святой Анны 2-й и 3-й степеней. Отец Владимир Бирюков скончался в 1916 году и был погребен в ограде храма.
После революции история храма была недолгой. В июле 1933 года председатель Бродокалмакского районного исполкома Гордеев сообщал Уральскому областному исполкому: «Русско-Теченская церковь, одна из богатых церквей в районе, закрыта 4 августа 1931 года по решению президиума РИКа, по которому предложено было общине верующих отремонтировать здание. Община отремонтировать отказалась, служители культа разбежались, церковный совет распался, с момента закрытия церкви религиозные службы не делались, и о церкви население уже позабыло».
Произошло так, как и предлагал председатель райисполкома: церковь закрыли, и в ней разместилась машинно-тракторная станция. Здание храма было снесено вскоре после Великой Отечественной войны.
Поделиться