«Лукойл-аэро»: дело пахнет керосином

27 Ноября 2008

«Керосиновых магнатов» пора привлечь к ответу. Мировая цена на нефть упала до небывалого уровня, а в России тарифы на авиатопливо снижаются крайне медленно. Причем цены на него на Южном Урале самые высокие в УрФО и среди соседних регионов России.

В последнее время российские авиаторы испытывают «керосиновый голод». Цены на авиатопливо летом взлетели до небес, и многие авиаперевозчики залезли в долги, оказались на положении банкротов. К примеру, красноярская авиакомпания «Крас-аэро» отменила целый ряд маршрутов, от постоянных задержек вылетов из-за нехватки топлива немало страдают и пассажиры. И это не единичный факт: лихорадит весь авиарынок страны.

Не случайно президент РФ Дмитрий Медведев дал поручение Федеральной антимонопольной службе (ФАС) разобраться в сложившейся ситуации и привлечь к ответу зарвавшихся «керосиновых магнатов». Но и сегодня, когда мировая цена на нефть упала до небывалого уровня, в России тарифы на авиатопливо снижаются крайне медленно. Причем цены на него на Южном Урале самые высокие в УрФО и среди соседних регионов России. Об этом наглядно говорят результаты проверки, проведенной управлением ФАС по Челябинской области.

Авиазаправка — в частные руки

Так уж получилось, что сегодня в Челябинском аэропорту у авиаторов один-единственный заправщик топлива — ООО «Лукойл-аэро». В 2005 году эта московская структура — «дочка» группы компаний «Лукойл» — купила здесь топливно-заправочный комплекс. В 2007-м ООО «ТЗК Баландино» было ликвидировано, на его базе открыли челябинский филиал «Лукойл-аэро». Он фактически стал монополистом местного топливного авиарынка: диктовал свои цены, устанавливал условия продаж, скидки…

— До конца мая 2008 года стоимость керосина в Челябинском аэропорту была сопоставима с «топливными тарифами» в других регионах, с минимальной разницей в 200—300 рублей за тонну, — говорит главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля облуправления ФАС Денис Мухтаров. — Но с начала лета она сразу подскочила, причем одновременно, несмотря на падение мировых цен на нефть, росла и разница с другими аэропортами: до 500—600 рублей. А в ноябре она и вовсе взлетела до 1200-рублевого уровня! Это говорит о том, что некоторое снижение «керосинового тарифа» в Челябинске идет куда медленнее, чем в других регионах.

У ООО «Лукойл-аэро» целая сеть топливно-заправочных комплексов по всей стране — в Челябинске, Перми, Тюмени, Когалыме, Самаре, Волгограде, Архангельске. Но повсюду почему-то цены на авиатопливо намного ниже, чем в Челябинском аэропорту. В компании попытались объяснить это транспортными расходами, но эти «оправдания» не выдерживают никакой критики. Действительно, в Перми у «Лукойла» свой нефтеперерабатывающий завод, и цены там ниже, но ведь другие города тоже от него не близко…

Вряд ли объяснишь ценовой взлет и диктатом поставщиков: оба они не чужие, входят в лукойловский холдинг. Керосин в Челябинск везут из двух заводов — ООО «Лукойл-Пермьоргсинтез» и ООО «Лукойл-Нижний Новгород-оргсинтез».
Настораживает и такой факт: если рентабельность других региональных структур ООО «Лукойл-аэро» на уровне 5—7 процентов, то в Челябинске — 12! У антимонопольной службы закралось подозрение, что в местном «заправочном филиале» явно завышают цены на авиационное топливо. И оно полностью подтвердилось.

Липовые расходы

По поручению Федеральной антимонопольной службы России в июле 2008 года челябинское облуправление ФАС провело проверку ценовой политики заправщиков авиатоплива — и выяснилось, что нарушений масса. Главная претензия — завышение стоимости керосина. Это, в свою очередь, вело к росту топливных сборов авиаперевозчиков, а в итоге страдали пассажиры, вынужденные покупать билеты по неподъемному «тарифу».

В филиале компании ООО «Лукойл-аэро» объясняют эту ситуацию якобы большими расходами на реконструкцию аэропортовского топливно-заправочного комплекса (ТЗК): в него уже вложили 50 миллионов рублей, а планируют инвестировать еще 200 миллионов. Но на поверку оказалось, что никакой «реконструкции» и в помине не было. Горе-инвесторы ограничились тем, что поддерживают ТЗК в мало-мальском рабочем состоянии да открыли лабораторию, без которой эксплуатация комплекса запрещена. А ссылки на «непомерные расходы», мягко говоря, преувеличены: 50 миллионов — это мизер, один топливозаправщик стоит 8 миллионов рублей. Автопарк ТЗК порядком поизносился и давно нуждается в обновлении. Авиаторы приводят в пример реконструкцию Краснодарского заправочного комплекса, где все обустроено на европейском уровне. Челябинский «собрат» на этом фоне выглядит весьма бледно: его хозяева, похоже, предпочитают качать деньги за счет завышения цен на свои услуги, а вкладывать инвестиции не спешат.

К качеству горючки «Лукойл-аэро» у проверяющих особых претензий нет — оно на уровне, но посторонние примеси все же есть, правда, «в пределах допустимого». Это отмечено, в частности, в заключении экспертизы ФГУП «ГосНИИ гражданской авиации». Словом, авиакеросин хотя в целом и соответствует ГОСТУ, но мог бы быть и лучше.

Монополист топливного рынка

Такая ситуация, думается, во многом следствие монопольного положения «Лукойл-аэро» на челябинском рынке авиатоплива. Но в других регионах конкуренция есть, поэтому и цены ниже. К примеру, в аэропорту Перми две заправочные компании — филиал ООО «Лукойл-аэро» и местная фирма ООО «Аэро-фьюэлз». В Нижневартовске же целых три — ОАО «Нижневартовск-авиа», ООО «Лукойл-аэро» и ООО Торговый дом «Топливное обеспечение аэропортов». В Екатеринбурге три фирмы-авиазаправщика, в Тюмени две. Кроме Челябинска, «лукойловский» монополист единолично держит рынок лишь в Самаре, но и там цены на авиационное горючее несопоставимы с нашими.

Скидки «своим»

Аргумент «Лукойла-аэро», призванный представить компанию как благодетеля авиаторов, в том, что она предоставляет им скидки на горючее и якобы тем заинтересовывает новых авиаперевозчиков заходить на наш рынок. Однако проверка, наоборот, выявила факты протекционистских скидок одним авиакомпаниям в ущерб другим. Это, по мнению ФАС, дискриминационный подход в чистом виде, прямое нарушение федерального закона «О защите конкуренции».

Весьма показательно, что самые крупные скидки предоставлялись вовсе не новичкам челябинского авиарынка, а крупным компаниям-старожилам, таким как «Сибирь» (S-7), «Аэрофлот».
— Все это свидетельствует об отсутствии единой ценовой политики в ООО «Лукойл-аэро», — считает заместитель руководителя областного управления Федеральной антимонопольной службы Елена Семенова. — Нет никакой прозрачности, не выработан механизм определения скидок на топливо. Вообще непонятно, за что они предоставляются и почему кто-то оказывается в привилегированном положении.

К тому же оказалось, что пресловутые скидки «Лукойл-аэро» предоставляет в куда большем размере авиакомпаниям, открывающим рейсы в Пермь, другие города, а отнюдь не в Челябинск. На Южном Урале авиаторы особого стимула рублем не ощущают. Оно и понятно: в нашем аэропорту у фирмы конкурентов нет.

Цену сбавили, но…

Под давлением ФАС в «Лукойл-аэро» все же начали снижать цену на авиатопливо. В конце июля она была 35 386 рублей за тонну, в августе опустилась на 900 рублей. Восьмого сентября — новое снижение, до 32 025 рублей, а через пару недель — до 31 927 рублей за тонну. А 19 октября «топливный тариф» упал до 31 463 рублей. В целом за это время отпускная цена тонны керосина (в нее входят налог на добавленную стоимость и услуги по заправке) снизилась на четыре тысячи рублей. Но на это в компании пошли лишь после возбуждения антимонопольного дела, причем и сегодня авиационный керосин в Челябинске гораздо дороже, чем в других городах.

— Антимонопольной комиссией ФАС было вынесено решение о признании действий ООО «Лукойл-аэро» незаконными, — подытоживает руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Анна Козлова. — Занимая доминирующее положение на топливном авиарынке, компания злоупотребляет им, явно завышает цены. Наряду с нарушениями федерального закона «О защите конкуренции», подтвердились и факты дискриминационного подхода при определении скидок на топливо. Кроме того, налицо нарушение требований статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В ближайшие дни в «Лукойл-аэро» будет направлено решение антимонопольного органа и предписание устранить выявленные нарушения.

После завершения антимонопольного производства в отношении фирмы-нарушителя будет возбуждено административное дело. За злоупотребление монополистом своего положения на товарном рынке на него, если он имеет статус юридического лица, может быть наложен штраф от 1 до 15 процентов незаконно полученного годового дохода, а это несколько миллионов рублей. Правда, фигурант дела может обжаловать это решение в областном арбитражном суде.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты