Аэропорт: встать на крыло

7 Октября 2010
Аэропорт: встать на крыло

Ни для кого не секрет, что большинство южноуральцев не слишком довольно главным аэропортом региона. Рейсов мало, маршрутов — еще меньше, пассажирский терминал, построенный более тридцати лет назад, безнадежно устарел. Значительная часть челябинцев пользуется услугами екатеринбургского кольцово. Одна из инициатив губернатора Челябинской области Михаила Юревича — превращение воздушных ворот столицы Южного Урала в современный международный аэропорт.

 

Аэропорт: встать на крыло
Ни для кого не секрет, что большинство южноуральцев не слишком довольно главным аэропортом региона. Рейсов мало, маршрутов — еще меньше, пассажирский терминал, построенный более тридцати лет назад, безнадежно устарел. Значительная часть челябинцев пользуется услугами екатеринбургского кольцово. Одна из инициатив губернатора Челябинской области Михаила Юревича — превращение воздушных ворот столицы Южного Урала в современный международный аэропорт.
О перспективах развития аэропорта, недавно справившего свое 80-летие, рассказывает генеральный директор ОАО «Челябинское авиапредприятие» Владимир Реунов.
— Что сейчас из себя представляют воздушные ворота Челябинска?
— «Челябинск» — аэропорт федерального значения, имеющий современный аэродромный комплекс и взлетно-посадочную полосу соответствущие I (первой) категории ИКАО (международная организация гражданской авиации). Взлетно-посадочная полоса — одна из самых лучших в Российской Федерации, и по качеству покрытия, и по техническому оснащению. Ее длина (3200 метров, ширина 60 метров) позволяет принимать без ограничений практически любые типы пассажирских и грузовых самолетов. Тот же гигант-транспортник Ан-124 «Руслан» садился в Челябинске неоднократно.
— А какова пропускная способность аэропорта в части пассажиропотока?
— Максимум, на который способна существующая инфраструктура, — 1,5 миллиона пассажиров в год. Для сравнения — в прошлом, 2009 году пассажиропоток составил 583 тысячи человек, в 2010 году ожидаемый пассажиропоток — 660 тысяч. Казалось бы, все в порядке, но реально пассажирский терминал, другая инфраструктура аэропорта сильно устарели и не в состоянии обеспечить современный комфорт и удобство для пассажиров.
— По каким направлениям осуществляются рейсы из аэропорта Баландино?
— Когда в марте этого года я заступил на должность гендиректора авиапредприятия, ситуация была следующей: 86 процентов всех рейсов из аэропорта Баландино приходилось на Москву. Оставшиеся 14 процентов — регулярные рейсы в Санкт-Петербург и Краснодар-Челябинск-Норильск. Из регулярных международных рейсов — маршруты в Ереван, Душанбе и Худжанд. Плюс в зимний туристический сезон — еженедельные чартеры в Хургаду и Шарм-эш-Шейх (Египет).
— Негусто…
— Это мягко сказано. Для аэропорта федерального значения, такого как наш, нормальные показатели 
— 25-30 рейсов в день, а в летний сезон — 40-50. А вовсе не те 10-12, что были до последнего времени.
И если забежать чуть вперед, говоря об инвестициях в развитие аэропорта, замечу, что давно назревшее строительство нового пассажирского терминала экономически оправдано и понятно, если стабильный пассажиропоток будет не менее 1,5 миллиона человек в год. Для сравнения — пассажирский максимум в советские времена был на уровне 1,1 миллиона. Понимаю, что всем уже хочется нового здания, что называется, назрело и перезрело, но давайте все же будем реалистами.
— Но откуда взяться полутора миллионам пассажиров, если сейчас эта цифра в два с лишним раза меньше?
— Резервы есть. В настоящее время наметился устойчивый 15-процентный рост пассажиропотока. Кроме того, приблизительно 30 % челябинцев сегодня пользуются услугами наших соседей из екатеринбургского Кольцово. Плюс — рядом с нами Курганская область, а также северные области Казахстана, жителей которых также вполне можно привлечь удобными маршрутами и расписанием, а также предоставляемыми авиакомпаниями приемлемыми расценками на билеты.
Именно поэтому ключевыми задачами сегодня является максимальное расширение маршрутной сети и обеспечение конкурентоспособности аэропорта в борьбе за привлечение как можно большего количества авиакомпаний. Это особенно важно, если учесть, что собственного, базового перевозчика, такого, каким был еще недавно «Энкор», у аэропорта больше нет и в ближайшее время появление такового вряд ли возможно.
Говоря о маршрутной сети, стоит заметить, что во многом это восстановление тех направлений, что были раньше. И кое-что уже удалось сделать.
Этим летом к нам пришла авиакомпания «Ак Барс Аэро» (бывшее Бугульминское авиапредприятие), которая вышла на рынок с новой для России техникой — канадским самолетом CRJ-200, вместимостью 50 пассажиров, — хорошим, экономичным лайнером, очень эффективным с точки зрения как раз восстановления региональной маршрутной сети. Пока эта авиакомпания выполняет ежедневные рейсы на Москву в Домодедово, но есть и другие планы, в том числе по постоянному базированию в Челябинске 1—2 самолетов данного типа.
Добавились новые рейсы в Санкт-Петербург (государственная авиакомпания «Россия»). Они интересны для челябинцев не только старыми и прочными связями Южного Урала с северной столицей, но и удобными стыковками на рейсы из Санкт-Петербурга в Калининград, Мурманск, Архангельск, а также в страны Скандинавии и Западной Европы. Коммерческая загрузка данных рейсов при ежедневном выполнении в сезон лето-2010 составила 93-95 процентов.
В расписании появился рейс «Москва (Внуково) — Челябинск — Норильск», который выполняет авиакомпания «Кавминводыавиа». Также этим летом открыт маршрут «Челябинск —Краснодар — Сочи» и «Челябинск — Анапа», авиаперевозчик — «Авиалинии Кубани». Появился транзитный маршрут «Ростов-на Дону — Челябинск — Красноярск».
Впервые за много лет мы вновь вышли на дальнее зарубежье. «Оренбургские авиалинии» открыли еженедельный рейс «Челябинск — Дюссельдорф».
— Практически все авиакомпании, которые приходят в челябинский аэропорт — второго-третьего эшелона (за исключением, пожалуй, «Кавминводыавиа»)…
— Это так. И это нормально. Новые маршруты необходимо осваивать небольшим региональным компаниям, с соответствующей техникой. Они, по нашим представлениям, должны «обкатывать» новые трассы. А если спрос будет оправдывать экономические ожидания, то поверьте, на эти направления придут и компании первого эшелона.
— С первыми успехами все ясно. Что дальше?
— В ближайших планах из внутрироссийских маршрутов — рейсы в Казань, Иркутск, Новосибирск, Кемерово, Сургут. Среди международных прежде всего стоит отметить международный чартерный рейс «Челябинск — Бангкок (Таиланд)» (Nord Wind), который будет выполняться с периодичностью раз в тринадцать дней на самолете «Боинг-767-300». Таиланд очень интересное туристическое направление для русских туристов, сейчас мы наблюдаем высокий устойчивый спрос на это направление. Подтверждается это тем, что вплоть до 5 января все билеты на эти рейсы уже раскуплены. Поэтому в будущем частота полетов будет увеличена.
Из других планов — мы активно изучаем возможность организации рейсов в ближнее и дальнее зарубежье. Из бывших республик СССР речь идет о Баку, Ташкенте, Киеве, Минске, Риге. Из дальнего зарубежья: проводится работа с авиакомпаниями Lufthansa, German Wings, Air Berlin по поводу возможности выполнения полетов из Франкфурта и Мюнхена в Челябинск. Также в планах привести в Челябинск авиакомпанию Austrian airlines с прямым рейсом в Вену. Есть некоторые наметки насчет еще одного туристического центра — индийского острова Гоа. Восстановление рейса в Дубай (Объединенные арабские эмираты).
Однако хочу обратить внимание, что существуют ряд ограничений по выполнению полетов иностранными авиакомпаниями в аэропорт «Челябинск». Процесс организации международных рейсов иностранными авиакомпаниями — процедура достаточно длительная, существуют межправительственные соглашения и другие формальности, которые, увы, играют не в пользу Челябинска.
— Почему?
— Сказывается советское наследство, когда Южный Урал являлся закрытым для иностранцев регионом. Поэтому аэропорт «Челябинск» не попал ни в одно межправительственное соглашение о воздушных сообщениях (отсутствует в таблице маршрутов как пункт прилета на территории РФ). Сейчас для организации международного рейса порой требуется год-полтора, а то и больше. Это, если учитывать максимальную благосклонность российских и зарубежных властей.
— Но если все пройдет успешно, справятся ли с возросшей нагрузкой пограничники и таможенники?
— Обустройством пунктов пропуска занимается специально созданное Федеральное агентство «Росграница», есть соответствующая федеральная программа, в которой предусмотрено финансирование увеличения пропускной способности, количества кабин паспортного контроля, оборудования зон таможенного контроля с организацией «зеленого коридора». При выполнении данных мероприятий пункт пропуска справится с возрастающей нагрузкой.
— Еще одна больная тема — ситуация с транспортной доступностью самого аэропорта. Не секрет, что добраться до аэропорта «Челябинск» или уехать отсюда в дневные часы трудно — автобусы и маршрутки ходят редко, а таксисты задирают цены (вплоть до 750 рублей за поездку из аэропорта до центра Челябинска)…
— Ситуация действительно непростая. Мы ведем переговоры с транспортными компаниями по поводу увеличения количества рейсовых автобусов. Пока этот вопрос на стадии разрешения.
Если говорить о такси, то в скором времени мы, вероятно, проведем открытый конкурс на право обслуживать аэропорт среди таксомоторных компаний. При этом одним из основных условий заключения договора будут жесткие ценовые рамки, выходить за которые такси не сможет. Думаю, что в итоге выиграют все — и таксомоторные компании, которые получат определенный объем клиентской базы, и пассажиры, для которых поездка на такси станет доступнее. Возможно, эта же схема будет применена и с маршрутными такси.
— ОАО «Челябинское авиапредприятие» заявляло о масштабной инвестиционной программе, рассчитанной до конца 2012 года. Каковы объемы инвестиций?
— В общей сложности в ближайшие три года 470 миллионов рублей. Много это или мало? Судите сами. В 2009 году валовая выручка ОАО «Челябинское авиапредприятие» составила 421 миллион рублей, а чистая прибыль — 24 миллиона рублей.
— Тогда откуда деньги?
— Часть инвестпрограммы будет выполнена за счет собственных средств — акционеры компании отказались от выплаты дивидендов, и на развитие пойдет вся наша прибыль. А часть денег будут заемными. Мы уже провели открытый конкурс на предоставление кредита, который выиграл банк, предложивший самые выгодные условия.
Кроме того, помогли власти области и города. Так, городская дума Челябинска отменила ранее принятое решение о повышении ставки земельного налога до 0,75 процента. Если честно, учитывая огромную площадь, которую занимает аэропорт, повышение налога могло серьезным образом сказаться на финансовом состоянии авиапредприятия. При ставке 0,75 процента сумма платежей возрастала на 20 миллионов рублей, что практически равняется сумме годовой прибыли предприятия, которая может быть направлена на развитие.
Правительство области — собственник взлетно-посадочной полосы — помогло тем, что не стало увеличивать арендную плату, которую платит за ее использование авиапредприятие.
Хочу особо обратить внимание на то, что мы не просим и не получаем денежных субсидий из бюджета, а лишь сохраняем тот уровень финансовых взаимоотношений, что был раньше.
— Что именно собрались модернизировать, во что вкладывать инвестиции?
— Один из важнейших элементов всей ин- вестиционной программы — строительство второго топливозаправочного комплекса (ТЗК). Не секрет, что существующий комплекс является монополистом, и цена авиатоплива в аэропорту «Челябинск» одна из самых высоких в стране, доходит до 25 тысяч рублей за тонну (для сравнения, в московском авиаузле цены порядка 20 тысяч). Между тем цена топлива — это примерно 40 процентов расходов авиакомпании.
Именно ТЗК должен за счет прямых поставок топлива от производителей создать конкуренцию и сбить цены. В свою очередь низкие цены привлекут внимание со стороны авиакомпаний, которые смогут увеличивать частоту выполнения полетов, открывать новые, прибыльные маршруты, и при этом не увеличивать цены на авиабилеты.
Сам комплекс будет построен по самым современным технологическим стандартам. Кроме этого, за счет модульной конструкции его емкость, и без того запланированная с запасом, впоследствии можно будет увеличить. Общая стоимость строительства — около 150 миллионов рублей. Первые 50 миллионов будут освоены до конца года, остальное финансирование в следующем году. К концу 2011 года ТЗК должен заработать.
— Наверное, существующий оператор ТЗК от всего этого не в восторге…
— Я уверен, что если наши планы сработают и число рейсов из нашего аэропорта увеличится, места на рынке хватит обоим ТЗК. А прибыль будет формироваться не за счет разовой маржи, а за счет большего объема поставок топлива.
— Какие еще направления инвестиционной деятельности в планах?
— Другое ключевое направление — строительство нового грузового терминала класса «А», которое обойдется в 75 миллионов рублей. Дело в том, что существующий терминал не отвечает современным требованиям, а рынок грузовых авиаперевозок — одно из очень интересных для аэропорта направлений. Особенно, если учитывать географическое расположение Челябинска.
К концу октября текущего года откроем новый зал для пассажиров бизнес-класса. Пассажиры 
бизнес-класса должны иметь достойный уровень услуг и комфорта.
Также за счет реконструкции зала вылета ВВЛ планируем вдвое, до 600 квадратных метров, увеличить вместимость накопителя, где пассажиры, прошедшие контроль, ожидают посадки на самолет. Реконструируем зал прилета, прежде всего, приведем в порядок зону выдачи багажа.
В инвестиционных планах также есть затраты в сумме 85 миллионов рублей на строительство гостиницы.
В этом году проведен текущий ремонт покрытия взлетно-посадочной полосы на сумму 8,5 миллиона рублей.
В настоящее время прорабатывается вопрос строительства посадочной галереи с выносом на перрон, которая объединит залы вылета и прибытия и международный сектор, что позволит увеличить пропускную способность аэровокзала.
— К каким результатам должно привести выполнение инвестиционной программы?
— Как я уже говорил, к увеличению числа рейсов, к разнообразию маршрутной сети. К росту пассажиропотока. Думаю, что через три года мы уже сможем говорить о миллионе пассажиров в год. К тому, наконец, что челябинцам не только будет не стыдно за воздушные ворота города и области, но они смогут гордиться своим аэропортом.
Дмитрий МОРГУЛЕС,
morgules@mail.ru

Ни для кого не секрет, что большинство южноуральцев не слишком довольно главным аэропортом региона. Рейсов мало, маршрутов — еще меньше, пассажирский терминал, построенный более тридцати лет назад, безнадежно устарел. Значительная часть челябинцев пользуется услугами екатеринбургского кольцово. Одна из инициатив губернатора Челябинской области Михаила Юревича — превращение воздушных ворот столицы Южного Урала в современный международный аэропорт.

О перспективах развития аэропорта, недавно справившего свое 80-летие, рассказывает генеральный директор ОАО «Челябинское авиапредприятие» Владимир Реунов.

— Что сейчас из себя представляют воздушные ворота Челябинска?

— «Челябинск» — аэропорт федерального значения, имеющий современный аэродромный комплекс и взлетно-посадочную полосу соответствущие I (первой) категории ИКАО (международная организация гражданской авиации). Взлетно-посадочная полоса — одна из самых лучших в Российской Федерации, и по качеству покрытия, и по техническому оснащению. Ее длина (3200 метров, ширина 60 метров) позволяет принимать без ограничений практически любые типы пассажирских и грузовых самолетов. Тот же гигант-транспортник Ан-124 «Руслан» садился в Челябинске неоднократно.

— А какова пропускная способность аэропорта в части пассажиропотока?

— Максимум, на который способна существующая инфраструктура, — 1,5 миллиона пассажиров в год. Для сравнения — в прошлом, 2009 году пассажиропоток составил 583 тысячи человек, в 2010 году ожидаемый пассажиропоток — 660 тысяч. Казалось бы, все в порядке, но реально пассажирский терминал, другая инфраструктура аэропорта сильно устарели и не в состоянии обеспечить современный комфорт и удобство для пассажиров.

— По каким направлениям осуществляются рейсы из аэропорта Баландино?

— Когда в марте этого года я заступил на должность гендиректора авиапредприятия, ситуация была следующей: 86 процентов всех рейсов из аэропорта Баландино приходилось на Москву. Оставшиеся 14 процентов — регулярные рейсы в Санкт-Петербург и Краснодар-Челябинск-Норильск. Из регулярных международных рейсов — маршруты в Ереван, Душанбе и Худжанд. Плюс в зимний туристический сезон — еженедельные чартеры в Хургаду и Шарм-эш-Шейх (Египет).

— Негусто…

— Это мягко сказано. Для аэропорта федерального значения, такого как наш, нормальные показатели — 25-30 рейсов в день, а в летний сезон — 40-50. А вовсе не те 10-12, что были до последнего времени.

И если забежать чуть вперед, говоря об инвестициях в развитие аэропорта, замечу, что давно назревшее строительство нового пассажирского терминала экономически оправдано и понятно, если стабильный пассажиропоток будет не менее 1,5 миллиона человек в год. Для сравнения — пассажирский максимум в советские времена был на уровне 1,1 миллиона. Понимаю, что всем уже хочется нового здания, что называется, назрело и перезрело, но давайте все же будем реалистами.

— Но откуда взяться полутора миллионам пассажиров, если сейчас эта цифра в два с лишним раза меньше?

— Резервы есть. В настоящее время наметился устойчивый 15-процентный рост пассажиропотока. Кроме того, приблизительно 30 % челябинцев сегодня пользуются услугами наших соседей из екатеринбургского Кольцово. Плюс — рядом с нами Курганская область, а также северные области Казахстана, жителей которых также вполне можно привлечь удобными маршрутами и расписанием, а также предоставляемыми авиакомпаниями приемлемыми расценками на билеты.

Именно поэтому ключевыми задачами сегодня является максимальное расширение маршрутной сети и обеспечение конкурентоспособности аэропорта в борьбе за привлечение как можно большего количества авиакомпаний. Это особенно важно, если учесть, что собственного, базового перевозчика, такого, каким был еще недавно «Энкор», у аэропорта больше нет и в ближайшее время появление такового вряд ли возможно.

Говоря о маршрутной сети, стоит заметить, что во многом это восстановление тех направлений, что были раньше. И кое-что уже удалось сделать.

Этим летом к нам пришла авиакомпания «Ак Барс Аэро» (бывшее Бугульминское авиапредприятие), которая вышла на рынок с новой для России техникой — канадским самолетом CRJ-200, вместимостью 50 пассажиров, — хорошим, экономичным лайнером, очень эффективным с точки зрения как раз восстановления региональной маршрутной сети. Пока эта авиакомпания выполняет ежедневные рейсы на Москву в Домодедово, но есть и другие планы, в том числе по постоянному базированию в Челябинске 1—2 самолетов данного типа.

Добавились новые рейсы в Санкт-Петербург (государственная авиакомпания «Россия»). Они интересны для челябинцев не только старыми и прочными связями Южного Урала с северной столицей, но и удобными стыковками на рейсы из Санкт-Петербурга в Калининград, Мурманск, Архангельск, а также в страны Скандинавии и Западной Европы. Коммерческая загрузка данных рейсов при ежедневном выполнении в сезон лето-2010 составила 93-95 процентов.В расписании появился рейс «Москва (Внуково) — Челябинск — Норильск», который выполняет авиакомпания «Кавминводыавиа». Также этим летом открыт маршрут «Челябинск —Краснодар — Сочи» и «Челябинск — Анапа», авиаперевозчик — «Авиалинии Кубани». Появился транзитный маршрут «Ростов-на Дону — Челябинск — Красноярск».

Впервые за много лет мы вновь вышли на дальнее зарубежье. «Оренбургские авиалинии» открыли еженедельный рейс «Челябинск — Дюссельдорф».

— Практически все авиакомпании, которые приходят в челябинский аэропорт — второго-третьего эшелона (за исключением, пожалуй, «Кавминводыавиа»)…

— Это так. И это нормально. Новые маршруты необходимо осваивать небольшим региональным компаниям, с соответствующей техникой. Они, по нашим представлениям, должны «обкатывать» новые трассы. А если спрос будет оправдывать экономические ожидания, то поверьте, на эти направления придут и компании первого эшелона.

— С первыми успехами все ясно. Что дальше?

— В ближайших планах из внутрироссийских маршрутов — рейсы в Казань, Иркутск, Новосибирск, Кемерово, Сургут. Среди международных прежде всего стоит отметить международный чартерный рейс «Челябинск — Бангкок (Таиланд)» (Nord Wind), который будет выполняться с периодичностью раз в тринадцать дней на самолете «Боинг-767-300». Таиланд очень интересное туристическое направление для русских туристов, сейчас мы наблюдаем высокий устойчивый спрос на это направление. Подтверждается это тем, что вплоть до 5 января все билеты на эти рейсы уже раскуплены. Поэтому в будущем частота полетов будет увеличена.

Из других планов — мы активно изучаем возможность организации рейсов в ближнее и дальнее зарубежье. Из бывших республик СССР речь идет о Баку, Ташкенте, Киеве, Минске, Риге. Из дальнего зарубежья: проводится работа с авиакомпаниями Lufthansa, German Wings, Air Berlin по поводу возможности выполнения полетов из Франкфурта и Мюнхена в Челябинск. Также в планах привести в Челябинск авиакомпанию Austrian airlines с прямым рейсом в Вену. Есть некоторые наметки насчет еще одного туристического центра — индийского острова Гоа. Восстановление рейса в Дубай (Объединенные арабские эмираты).

Однако хочу обратить внимание, что существуют ряд ограничений по выполнению полетов иностранными авиакомпаниями в аэропорт «Челябинск». Процесс организации международных рейсов иностранными авиакомпаниями — процедура достаточно длительная, существуют межправительственные соглашения и другие формальности, которые, увы, играют не в пользу Челябинска.

— Почему?

— Сказывается советское наследство, когда Южный Урал являлся закрытым для иностранцев регионом. Поэтому аэропорт «Челябинск» не попал ни в одно межправительственное соглашение о воздушных сообщениях (отсутствует в таблице маршрутов как пункт прилета на территории РФ). Сейчас для организации международного рейса порой требуется год-полтора, а то и больше. Это, если учитывать максимальную благосклонность российских и зарубежных властей.

— Но если все пройдет успешно, справятся ли с возросшей нагрузкой пограничники и таможенники?

— Обустройством пунктов пропуска занимается специально созданное Федеральное агентство «Росграница», есть соответствующая федеральная программа, в которой предусмотрено финансирование увеличения пропускной способности, количества кабин паспортного контроля, оборудования зон таможенного контроля с организацией «зеленого коридора». При выполнении данных мероприятий пункт пропуска справится с возрастающей нагрузкой.

— Еще одна больная тема — ситуация с транспортной доступностью самого аэропорта. Не секрет, что добраться до аэропорта «Челябинск» или уехать отсюда в дневные часы трудно — автобусы и маршрутки ходят редко, а таксисты задирают цены (вплоть до 750 рублей за поездку из аэропорта до центра Челябинска)…

— Ситуация действительно непростая. Мы ведем переговоры с транспортными компаниями по поводу увеличения количества рейсовых автобусов. Пока этот вопрос на стадии разрешения.Если говорить о такси, то в скором времени мы, вероятно, проведем открытый конкурс на право обслуживать аэропорт среди таксомоторных компаний. При этом одним из основных условий заключения договора будут жесткие ценовые рамки, выходить за которые такси не сможет. Думаю, что в итоге выиграют все — и таксомоторные компании, которые получат определенный объем клиентской базы, и пассажиры, для которых поездка на такси станет доступнее. Возможно, эта же схема будет применена и с маршрутными такси.

— ОАО «Челябинское авиапредприятие» заявляло о масштабной инвестиционной программе, рассчитанной до конца 2012 года. Каковы объемы инвестиций?

— В общей сложности в ближайшие три года 470 миллионов рублей. Много это или мало? Судите сами. В 2009 году валовая выручка ОАО «Челябинское авиапредприятие» составила 421 миллион рублей, а чистая прибыль — 24 миллиона рублей.

— Тогда откуда деньги?

— Часть инвестпрограммы будет выполнена за счет собственных средств — акционеры компании отказались от выплаты дивидендов, и на развитие пойдет вся наша прибыль. А часть денег будут заемными. Мы уже провели открытый конкурс на предоставление кредита, который выиграл банк, предложивший самые выгодные условия.

Кроме того, помогли власти области и города. Так, городская дума Челябинска отменила ранее принятое решение о повышении ставки земельного налога до 0,75 процента. Если честно, учитывая огромную площадь, которую занимает аэропорт, повышение налога могло серьезным образом сказаться на финансовом состоянии авиапредприятия. При ставке 0,75 процента сумма платежей возрастала на 20 миллионов рублей, что практически равняется сумме годовой прибыли предприятия, которая может быть направлена на развитие.

Правительство области — собственник взлетно-посадочной полосы — помогло тем, что не стало увеличивать арендную плату, которую платит за ее использование авиапредприятие.Хочу особо обратить внимание на то, что мы не просим и не получаем денежных субсидий из бюджета, а лишь сохраняем тот уровень финансовых взаимоотношений, что был раньше.

— Что именно собрались модернизировать, во что вкладывать инвестиции?

— Один из важнейших элементов всей ин- вестиционной программы — строительство второго топливозаправочного комплекса (ТЗК). Не секрет, что существующий комплекс является монополистом, и цена авиатоплива в аэропорту «Челябинск» одна из самых высоких в стране, доходит до 25 тысяч рублей за тонну (для сравнения, в московском авиаузле цены порядка 20 тысяч). Между тем цена топлива — это примерно 40 процентов расходов авиакомпании.Именно ТЗК должен за счет прямых поставок топлива от производителей создать конкуренцию и сбить цены. В свою очередь низкие цены привлекут внимание со стороны авиакомпаний, которые смогут увеличивать частоту выполнения полетов, открывать новые, прибыльные маршруты, и при этом не увеличивать цены на авиабилеты.

Сам комплекс будет построен по самым современным технологическим стандартам. Кроме этого, за счет модульной конструкции его емкость, и без того запланированная с запасом, впоследствии можно будет увеличить. Общая стоимость строительства — около 150 миллионов рублей. Первые 50 миллионов будут освоены до конца года, остальное финансирование в следующем году. К концу 2011 года ТЗК должен заработать.

— Наверное, существующий оператор ТЗК от всего этого не в восторге…

— Я уверен, что если наши планы сработают и число рейсов из нашего аэропорта увеличится, места на рынке хватит обоим ТЗК. А прибыль будет формироваться не за счет разовой маржи, а за счет большего объема поставок топлива.

— Какие еще направления инвестиционной деятельности в планах?

— Другое ключевое направление — строительство нового грузового терминала класса «А», которое обойдется в 75 миллионов рублей. Дело в том, что существующий терминал не отвечает современным требованиям, а рынок грузовых авиаперевозок — одно из очень интересных для аэропорта направлений. Особенно, если учитывать географическое расположение Челябинска.К концу октября текущего года откроем новый зал для пассажиров бизнес-класса. Пассажиры бизнес-класса должны иметь достойный уровень услуг и комфорта.

Также за счет реконструкции зала вылета ВВЛ планируем вдвое, до 600 квадратных метров, увеличить вместимость накопителя, где пассажиры, прошедшие контроль, ожидают посадки на самолет. Реконструируем зал прилета, прежде всего, приведем в порядок зону выдачи багажа.

В инвестиционных планах также есть затраты в сумме 85 миллионов рублей на строительство гостиницы.

В этом году проведен текущий ремонт покрытия взлетно-посадочной полосы на сумму 8,5 миллиона рублей.

В настоящее время прорабатывается вопрос строительства посадочной галереи с выносом на перрон, которая объединит залы вылета и прибытия и международный сектор, что позволит увеличить пропускную способность аэровокзала.

— К каким результатам должно привести выполнение инвестиционной программы?

— Как я уже говорил, к увеличению числа рейсов, к разнообразию маршрутной сети. К росту пассажиропотока. Думаю, что через три года мы уже сможем говорить о миллионе пассажиров в год. К тому, наконец, что челябинцам не только будет не стыдно за воздушные ворота города и области, но они смогут гордиться своим аэропортом.

Дмитрий МОРГУЛЕС,
morgules@mail.ru

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты