С полярным собратом—одна дорога

25 Октября 2008

Как известно, проект «Урал промышленный — Урал Полярный» был инициирован партией «Единая Россия». Его поддержали президент и правительство страны. Действительно, у идеи создания транспортного коридора от промышленного юга Уральского хребта на полярный север большое будущее.

Как уже сообщалось, правительство Челябинской области и корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный» заключили соглашение о сотрудничестве и, в частности, о покупке областью акций корпорации на общую сумму 200 миллионов рублей. Что дает Южному Уралу участие в мегапроекте?

Ресурсный голод преодолим

Как известно, проект «Урал промышленный — Урал Полярный» был инициирован партией «Единая Россия». Его поддержали президент и правительство страны. Действительно, у идеи создания транспортного коридора от промышленного юга Уральского хребта на полярный север большое будущее. Многие наши предприятия, особенно металлургии, когда местные запасы руды стали истощаться, испытывают серьезные трудности с сырьем. А на Полярном Урале целая кладовая природных богатств. Там есть буквально все — железная руда, бокситы, цинк, золото, лес… В Приполярье большие запасы марганца (110 миллионов тонн) — почти четверть всех месторождений России. По прогнозам, через несколько лет Полярный Урал будет обеспечивать всю потребность страны в хромитах.
Сейчас в Министерстве природных ресурсов РФ разрабатывается масштабная программа геологоразведочных работ на Полярном Урале до 2015 года. В планах правительства — строительство железнодорожных веток Полуночное — Обская, Обская — Бовоненково, Обская — Салехард — Надым. Затем проложат ветки на Дудинку, Игарку, тем самым замкнув большое «полярное кольцо».

Проект стратегической важности

— Первый шаг к реализации «проекта века» уже сделан — создана корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный», — говорит полномочный представитель президента РФ УрФО Петр Латышев. — Ее акционерами стали Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Тюменская область, а также фонд стратегических исследований и инвестиций Уральского федерального округа. Отрадно, что теперь в число учредителей корпорации вошло и правительство Челябинской области. Выгоды от такого сотрудничества взаимные: на Южный, Средний Урал с Севера пойдет сырье, а в Заполярье — автомобили, тракторы, электровозы, вагоны, рельсы, шпалы, стройматериалы… Корпорация формирует большой промышленный заказ — более чем на 200 миллиардов рублей. Для предприятий Челябинской области это особенно важно в условиях кризиса. Для заводов это гарантированная работа, для людей — зарплата. Для реализации проекта потребуются тысячи единиц техники, сервисное обслуживание.

По словам Петра Латышева, в проект уже инвестировано 1,8 миллиарда рублей. Но это только начало: общий объем инвестиций составит более 540 миллиардов рублей, из которых 300 миллиардов — только в строительство железной дороги, автомагистрали и их инфраструктуры. Кроме того, реализация мега-проекта даст выход к Северному морскому пути, позволит создать на строительстве дорог, жилья и объектов соцсферы более 65 тысяч новых рабочих мест.
В ближайшие годы в ходе реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» будут построены мосты через реки Обь, Надым. Ежегодный транспортный поток по транспортному коридору будет до 20 миллионов тонн. На Полярном Урале планируется создать мощный центр горнорудной промышленности. Уже к 2015 году в проект будет вложено 200 миллиардов рублей. Кстати, недавно губернатор ЯНАО Юрий Неелов принял решение выделить на его реализацию еще 6,5 миллиарда рублей из бюджета округа.

И государство, и инвесторы

— Сегодня более половины объема изыскательских работ уже выполнены, ведется проектирование, — сообщил гендиректор корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный» Олег Демченко. — К этому привлечены российские и германские проектные организации. В марте будущего года проект пройдет экспертизу, чтобы летом уже выйти на инвестирование строительства и начало работ. Недавно наши предложения были одобрены на правительственном уровне, на эти цели резервируются крупные капиталовложения. Ведь предстоит только железнодорожной магистрали построить 1250 километров, не говоря об автомобильных трассах, инженерной и социальной инфраструктуре.
Финансовые возможности газовиков Ямала и нефтяников Югры весьма значительны. К примеру, ежегодный вклад в валовой внутренний продукт страны ЯНАО — более миллиарда долларов. К добыче полезных ископаемых на Полярном Урале проявляют интерес в Лукойле, Газпроме. Уже идет лицензирование и конкурсная продажа новых месторождений. На десятке прошедших аукционов победила корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный». А в ближайшей перспективе ожидаются большие вложения частных инвестиций.

Южный Урал — полярному соседу

Руководство корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный» исследовало ситуацию с использованием тяжелой техники в районе будущей трассы. И оказалось, что у тамошних нефтяников и газовиков хоть и имеются российские тягачи и тракторы, в том числе из Челябинской области, но все же большинство механизмов из Японии, Америки, Западной Европы. А потенциал у заводов Урала огромный, они могут изготовить буквально все и гораздо дешевле, чем если покупать «железо» за границей. Поэтому основной упор корпорация делает на местных производителей.
Строительство транспортной магистрали, не говоря о технике, потребует много щебня, цемента, рельсов. Все это могут производить предприятия Южного Урала, уже подавшие заявки на выполнение заказов корпорации.

— Уже 31 предприятие нашего региона изъявило желание участвовать в проекте, — говорит министр промышленности и природных ресурсов области Евгений Тефтелев. — Из них 26 намерены работать в создании инфраструктуры, а пять — в геологическом изучении и освоении природных богатств Полярного Урала. В их числе ООО «ЧТЗ-Уралтрак», ОАО «Челябинский механический завод», Челябинский филиал ООО «Спецтехника—Группа ГАЗ», ФГУП «Завод «Пластмасс», автозавод «Урал», Челябинский компрессорный завод.

По прогнозам, использование ресурсов полярной кладовой даст новый толчок развитию индустрии Южного Урала. Например, еще четыре года назад ЧЭМК обзавелся в тех краях собственным месторождением и активно разрабатывает его. Комбинат добывает 600 тысяч тонн феррохромовой руды, обеспечивая себя сырьем для производства ферросплавов. К добыче полезных ископаемых Полярного Урала уже проявляют интерес ММК, ЧМК, другие южноуральские предприятия металлургии.

Десятки наших заводов будут поставлять для нужд проекта технику, комплектующие и стройматериалы. В районах прохождения будущей трассы у них есть свои дилерские центры. Но в министерстве промышленности и природных ресурсов области считают, что этого недостаточно, для обслуживания и оперативного ремонта техники с Южного Урала нужно создать единый сервисный центр.

Тракторы, взрывчатка и… алмазы

— Мы будем активно участвовать в этом стратегически важном проекте, — заявляет директор центра по корпоративному развитию ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Ханиф Мингазов. — В Югре и на Ямале уже работают 2,5 тысячи наших машин, а в ближайшие два-три года мы планируем туда поставить в рамках проекта еще столько же. На базе ЧТЗ уже создан центр по техобслуживанию этой техники. Как только закончатся проектные работы, начнем массовые поставки наших тракторов на Север. В условиях экономического кризиса для завода это большое благо — из-за нехватки средств у покупателей спрос на нашу технику упал, на складе скопился большой запас.
Большие надежды на проект возлагают и на копейском заводе «Пластмасс». Экономический кризис больно ударил по экономике этого оборонного предприятия. Заказы Минобороны приходится выполнять на условиях 40-процентного авансирования заказчиком, а остальное —за счет кредитных ресурсов.

— Сегодня банковская система парализована, находится в состоянии стагнации, получить крупный кредит крайне сложно, — сетует директор ФГУП «Завод «Пластмасс» Вячеслав Шестопалов. — Неслучайно председатель правительства РФ Владимир Путин на днях заявил о необходимости прямого инвестирования реального сектора экономики и, в частности, предприятий оборонного комплекса. Правда, сейчас мы без заказов не сидим, наоборот, работаем с большой нагрузкой. В связи с войной в Южной Осетии план скорректирован в сторону увеличения. Но что будет завтра? Обычно средства в рамках заказа Минобороны поступают с большим опозданием. На 2009 год конкурсы на его размещение пройдут в декабре, а мы уже сейчас испытываем серьезные финансовые трудности. Надеюсь, мирные заказы в рамках проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» позволят нам стабильно работать, уверенно смотреть в завтрашний день.

На заводе «Пластмасс» разработали и внедряют в производство новые взрывчатые вещества, используемые при разработке горнорудных месторождений — эмульсию МГ и МГА. Они успешно прошли испытания и в ноябре будут поставлены на поток. В конце года планируется завершить внедрение в производство другой новой взрывчатки повышенной мощности — гексогена. Как надеются на «Пластмассе», она тоже будет востребована у горняков Полярного Урала. Мало того, на заводе готовы им поставлять полный «взрывпакет» — взрывчатку, взрыватели и дистанционные шнуры.

Большие перспективы и у совершенно нового производства — искусственных алмазов, промышленный выпуск которых на основе суперсовременных нанотехнологий будет здесь внедрен в ближайшее время. Сейчас решается вопрос о приобретении реактора для синтеза. Синтетические алмазы используются в авиационной промышленности при изготовлении авиатурбин, в энергетике — для снижения расхода ресурсов электростанций. На Полярном Урале планируется построить около десятка мощных ГРЭС и ТЭЦ, и на заводе готовы делать для них свой «алмазный вклад».   

ЕВГЕНИЙ АНИКИЕНКО


Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты