Он засветил «Маяк»

3 Сентября 2014 Автор: Гайнуллин Марат Шавкатович
Он засветил «Маяк»

В первом атомщике страны человека было больше, чем инженера

 В первом атомщике страны человека было больше, чем инженера

 В летопись Челябинской области этот человек, несомненно, вошел как один из ее создателей. Фактически именно ему обязан своим существованием целый район Челябинска – Металлургический с его комбинатом мирового значения. Ему же обязан рождением и один из наших атомных городов — Озерск.

 «Комаровские рубежи»

Уже много лет в Челябинском металлургическом техникуме существует музей А. Н. Комаровского. Есть в Металлургическом районе и улица, носящая его имя.

           Однажды возле одной из таких именных табличек на стене дома на улице, носящей его имя, пришлось услышать вопрос с издевкой:

           Это не тот ли Комаровский, который со своей армией сбежал к нам в тыл со Сталинградской битвы?

Случайный прохожий, должно быть, и не подозревал, насколько чудовищно оскорбительной была его реплика. Но самое печальное, что подобное полузнание уже давно и прочно живет в мифах, обрастая еще более нелепыми подробностями.

Увы, но даже не из уст прохожего можно услышать, а в серьезной литературе – прочитать такой, например, миф. Весной 1942 года, Пятая саперная армия во главе с бригадным инженером А. Н. Комаровским в полном составе (курсив мой. — М. Г.) покинула рубежи Сталинградской битвы и отправилась на Урал строить Челябинский металлургический завод. Примерно в такой версии этот факт, увы, уже много лет кочует из одних исторических сборников в другие.

В октябре 1941 года на базе управления была сформирована пятая саперная армия во главе с Комаровским, которая направлена на строительство Сталинградского оборонительного обвода. Здесь, зимой, во фронтовых условиях, создавались «комаровские рубежи» обороны, которые станут спасительной линией для наших солдат в горячие дни лета 1942 года.

Мифический генерал

По распространенной в советской историографии версии, еще в январе 1942 года Постановлением ГКО на базе пятой армии было сформировано управление строительства Бакалстроя завода высококачественных сталей в районе Челябинска.

Фактически, постановлением ГКО от 22 января 1942 года он был освобожден от должности командующего пятой саперной армией и от работы в НКО и переведен в НКВД. С Комаровским в Челябинск на Першинскую площадку прибыла группа сотрудников НКВД, в составе лишь 1015 человек (!), которые занимали в пятой саперной армии различные должности. Они-то и составили костяк оперативно-чекистского отдела управления ИТЛ и строительства Бакальского металлургического комбината (Челябметаллургстроя НКВД СССР). Сама же армия продолжала выполнение работ на порученных ей рубежах.

Здесь, на грандиозной челябинской стройке, в 1944 году, под началом Комаровского работало более 44 000 человек. При этом вольнонаемные составляли малую часть строителей. Большая часть рабсилы – трудмобилизованные советские немцы, а так же трудармейцы из Средне-Азиатского военного округа и военнопленные германского Вермахта.

Начав строительство в окрестностях Челябинска на Першинской площадке с колышка в поле, Комаровский за считанные месяцы возвел гигант индустрии и добился того, что уже 19 апреля 1943 года была произведена первая плавка Челябинского металлургического завода.

А вот еще один миф, скорее, литературный.

Любопытно, но Комаровский выведен в качестве одного из персонажей в нашумевшем романе сетевого автора Беркема аль-Атоми «Каратель» под узнаваемым именем полумифического генерала А. Н. Комарацкого. По сюжету в некогда секретном оборонном городке хозяйничают американцы и их слуги самых разных национальностей. Стратегические атомные объекты взорваны, а развалины заминированы. Однако герой из «Тридцатки» пытается восстановить справедливость.

Все расшифровывается просто: «Тридцатка» – это Челябинск-40 («Сороковка»), будущий Озерск. Хасли, как ни трудно догадаться — Касли, Пыштым — это Кыштым.

 Инженер от Бога

Александр Николаевич родился 20 мая 1906 года в Москве в интеллигентной семье. Отец, Николай Александрович, окончил Петербургский институтинженеров путей сообщения, был видным инженером-гидротехником. Много лет он строил шлюзы и плотины на Мариинской водной системе. Примечательно, что после революции 1917 года он остался на службе в ведомстве путей сообщения, а во время гражданской войны был переведен в Московско-Окский округ путей сообщения. Вместе с ним в Москву переехала и вся семья.

Сын пошел по стопам отца и начал работать на стройках, еще будучи студентом Московского института инженеров транспорта. В 1928 году блестяще защитил диплом. Профессора восхищались умом и талантом молодого специалиста: «Инженер от Бога!». Уже тогда обнаруживалась его уникальная способность находить неожиданные инженерные решения, так пригодившаяся ему в дальнейшем.

Кто знает, быть может, наука и потеряла крупного ученого, но от предложения поступить в аспирантуру Комаровский наотрез отказался, считая для себя более важным приобретение практического опыта. С рвением бросался он на любую работу – в Московском проектном бюро «Свирьстроя», «Водоканалпроекте».

Вскоре молодого и энергичного инженера поставили заведовать «Гидробюро» треста «Гидротехстрой» ВСНХ СССР.

Его коллеги отмечали: когда другие терялись, он всегда умел сходу находить оптимальные пути выхода из, казалось бы, совершенно безвыходных ситуаций.

В 1931 году началось строительство канала Москва-Волга. Двадцатипятилетнего инженера назначают начальником гидротехнического сектора Проектного управления канала, а затем и главным инженером Управления эксплуатации этого уникального сооружения.

О его принципиальности, как руководителя, говорит такой факт. В 1937 году он был назначен заместителем начальника строительства Куйбышевского гидроузла. Изучив объект, пришел к выводу об ошибочности выбора места строительства из-за неблагоприятных геологических условий. К тому времени строительство уже велось полным ходом, для чего был построен куст лагерей ГУЛАГа на 30 000 заключенных. Комаровский не побоялся вступить в жесткий конфликт с начальником строительства С. Я. Жуком. В конечном итоге строительство было остановлено и было продолжено в послевоенное время, но уже в ином месте.

В предвоенные годы Комаровский был заместителем Наркома Морского Флота СССР, а также – заместителем Наркома по строительству. Десятки морских портов и судоремонтных предприятий были спроектированы и построены под его началом.

Принимал непосредственное участие он и в сооружении стратегически важных военно-морских баз и руководил всеми работами Наркомстроя СССР по Дальнему Востоку и Северо-Западу страны.

Строитель атомных городов

Еще один любопытный факт в его биографии: в 1948 году именно он руководил сооружением Московского государственного университета на Ленинских горах. Тут пригодились все его глубокие знания и опыт. Благодаря этому уникальный комплекс был построен в кратчайшие сроки. И до сих пор здание МГУ считается своеобразной «визитной карточкой» нашей страны. Он же был одним из основателей знаменитого МИФИ, оказавший большую поддержку в строительстве нового комплекса института.

В первые послевоенные годы все внимание руководства страны было сосредоточено на развитии совершенно нового комплекса промышленности и науки – атомной отрасли. Строились объекты, проекты которых еще рождались на кульманах, а режимы эксплуатации отрабатывались в научных лабораториях. Он возглавил строительство первой атомной электростанции, ускорителя элементарных частиц в Дубне и синхрофазотрона в Серпухове, крупнейшего в то время в мире кольцевого ускорителя протонов, а также — строительство благоустроенных городов для работников атомной отрасли – Сарова, Железногорска, Снежинска и многих других. Кстати, именно Комаровский предложил место под строительства химкомбината «Маяк» и Челябинска-40.

Разработанные Комаровским принципы строительства АЭС, опробованные на возведении первой атомной электростанции в г. Обнинске, потом будут развиты при создании целой серии крупных АЭС. Всего в атомной отрасли он проработал около 20 лет, многие годы занимал должность заместителя министра среднего машиностроения СССР по строительству. Фактически именно он был руководителем атомного и оборонного строительного комплекса СССР.

В 1972 году ему присвоено звание генерала армии. До этого столь высокого звания не имел ни один военный инженер страны.

Человечный человек

Все, кому приходилось работать с Комаровским, отмечали, что это был человек незаурядных способностей, кипучей энергии и большого личного обаяния.

В областном госархиве сохранились уникальные воспоминания одного из строителей «Челябметаллургстроя» Владимира Фельзинга. Он рассказывает о том, что однажды Доменстроевцы (7-й лагерный отряд. – Ред.) выполнили план с большим опережением. В конец обессилевшие, они в буквальном смысле падали, и у каждого, как пишет, «будто зверь в желудок забрался — так и грызет... это был голод!». Премии в то время никому не полагалось. Однако Комаровский нашел такую возможность и каждому Доменстроевцу выдал в тот день по 800 граммов хлеба. Фельзинг вспоминает, что Комаровский никогда не боялся рядовых трудармейцев, которых другие начальники тщательно избегали. Обычно они разъезжали на коне с браунингом и красивой плеткой в руках. А с коня так и не слезали и, погарцевав, уезжали. Комаровский же всегда подходил к работавшим и беседовал с каждым. А когда трудармейцы жаловались, он отвечал: «Худо вам, знаю. Но ТАМ – еще тяжелее. На фронте ждут нашу работу, наш чугун, наши штыки и пушки. Без них они не одолеют врага. Потерпите, ребятки...» И это говорил генерал – им, которых в любую секунду мог унизить любой начальник отряда.

Ветераны завода вспоминают: «…в этих суровых условиях руководитель стройки работал почти круглые сутки. Невысокий, седовласый, с интеллигентными чертами лица, он выдерживал такие физические и душевные нагрузки, которые в мирные дни, пожалуй, никогда не приходилось испытывать. Да и не каждый бы выдержал…» Старший механик автотранспортной конторы стройки П.С. Коломиец вспоминает о Комаровском: «Могу сказать, что это был человек-эталон, по которому все равнялись, очень человечный человек – иначе и не скажешь…»

Редакция благодарит госархив Челябинской области за помощь в подготовке материала.

 

Читайте также:

             В регионе стартовал новый просветительский проект «Они создавали Челябинскую область»

               В предсмертных письмах Михаил Советников завещал сохранить честь своих близких

    «Святой» областного масштаба. Кузьма Рындин был из народа, и народ его любил

   Николай Патоличев часто повторял: «Доченька, как же я устал…»

   Как Яков Осадчий в головах и цехах порядок наводил

   Сегодняшний герой рубрики «Они создавали Челябинскую область» — один из директоров легендарной Магнитки Леонид Владимирович Радюкевич

   Еще раз об Осадчем

  Челябинцы так и не пригласили к себе танкоградца № 1 Исаака Зальцмана

 Галерея героев

            Гений металлургии

    Им снова 17 лет…

           Оттолкнувшись ногой от Урала

            И сказал тракторам: «Поехали!»

Поделиться

Вчера | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Вчера | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

25.03.2015 | 12:19
Два парада, как одна награда. Баритон Ивана Петрова победно звучал в белоснежных полях под Москвой

Последние гастроли у хориста Челябинской оперы Ивана Николаевича Петрова были в 2002 году, в возрасте 80 лет! За долгую певческую карьеру пел в операх «Травиата», «Риголетто», «Чио-Чио-Сан». А самой первой его партией почти 70 лет назад был Евгений Онегин

17.03.2015 | 10:04
Не ослепнуть в День равноденствия. 20 марта жители Челябинской области смогут наблюдать частное солнечное затмение

Насколько это событие неординарное для Челябинской области? С этим вопросом мы обратились к астроному из Озерска Челябинской области Владиславу Шумкову

Новости   
Спецпроекты