Имя для сословия. Как калмыков отправили в состав башкирского народа
Мы пока что не знаем, почему калмыкам отрезали территорию для поселения отдельным сообществом.
- Люди калмыцкого происхождения. Как и чем жил пришедший степной народ на Южном Урале
- Путь калмыков в башкиры. Хозяева степей основывали на Южном Урале свои деревни
Почему сочли возможным это сделать, то есть отвести землю, понятно — выше рассказывалось о том, что практически все перечисленные калмыки не поддержали башкирское восстание.
Окончание. Начало в № 40, 45
«Аймаки» среди «калмаков»
То же можно сказать и о служилых сартах. Очевидно, им, наряду со служилыми мещеряками отвели земли для поселения, как проявившим лояльность к России. Но не совсем понятно, почему не включили их в состав тех же служилых мещеряков, как это произошло в 1737 году с семьей Ямара Зургатаева с детьми? Или они плохо уживались с мещеряками? Как бы то ни было, калмыки поселились на правом берегу реки Чумляк, и образовалась Калмацкая волость. Позже, уже в XIX веке, она объединится с Сартской волостью в одну Сарт-Калмакскую волость…
В 1750-х годах аюкинских калмыков было 32 двора, т. е. около 200 человек, если считать по 6 человек на двор. При этом в состав этой группы вошли и герои моего повествования — Ямар Зургатаев с сыновьями. Одним из старшин аюкинских калмыков в 1770-х годах был Мурзабай Кашкин, по имени которого называется одно из сел современного Сафакулевского района — Мурзабаево. Потомки тех аюкинских калмыков живут в селах Мурзабаево, Аптыкаево, Калмак-Абдрашево. Все они считают себя принадлежащими к роду «калмак». А внутри этого рода существуют подразделения, иначе называемые «аймаки», к которым относятся потомки одного предка. Есть аймаки Кашка, Дорнай, Симка, Кузяк…
То есть многие из сыновей Ямара Зургатаева дали начало кланам в составе группы аюкинских калмыков. При этом потомки одного из братьев, Калмака, скорее всего, просто не могли выделить название своего аймака от названия рода в целом — и имя Калмак, и название рода «калмак» звучат одинаково…
Не изменившие присяге
Число этих калмыков в Челябинской округе в 1782 году составляло 362, из них мужчин 198, а женщин 164. Написал о них ученый И. Г. Георги, выпустивший в конце XVIII века книгу: «Описание всех обитающих в Российском государстве народов»: «В Уфимском наместничестве, в Челябинской округе, на восточной стороне Уральских гор, населены три деревни Калмыками Мугамедданскаго Закона, ис коих каждая имеет из них же старшину. Обращены же они в Мугамедданскую веру Киргизами (казахами, которых тогда называли «киргиз-кайсаками», или «киргизами». — Г. С.), когда были от сих уведены (то есть «уведены ими» (казахами). — Г. С.) из числа Волгских Калмык… Число семей их простирается теперь до ста. Они живут между Башкирцами в особой волости (аймак); жизнь ведут единообразную с ними, имеют зимовники, а летом, с стадами своими, кочуют в войлошных юртах, на разных местах». Очевидно, наряду с такими калмыками, как Ямар Зургатаев, который попал в плен к башкирам, были и те, которых пленили казахи, и уже от них они бежали в Зауралье, где оставались жить среди башкир.
Во время Пугачевского бунта аюкинские калмыки вновь оказались на стороне правительственных войск и участвовали в подавлении восстания, по крайней мере, сотник Мурзабай Кашкин отмечен в документах, как не изменявший присяге.
Вотчинное право
Интересно одно из предложений, прописанное в составе наказа башкир Исетской провинции в Уложенную комиссию в 1767–1768 годах: «Между нашего тарханского и башкирского народа именуются сартами и калмыками некоторая часть, но всеединого с нами магометанского закона, которое их название произошло в древние времена. Сарты, вышедшие из-за границы самопроизвольно от владения степных народов, а калмыки так же в древние времена получены были нашими башкирцами при войнах в малолетстве, которые из давних лет имеются с нами единого звания башкирцами, с отличеством, что одни произошли от сарт, другие от калмык, почему как землями и прочими угодиями общее владение имеем и почитаемся все башкирцами, равно же в государственных службах обще и наряду обращаемся без всякого отличества и отделения от башкирцов. Просим, чтоб оным сартам и калмыкам единственное уже звание иметь и именования башкирцами, а звание сарт и калмык оставить».
Башкиры подчеркивали, что калмыки (и сарты) мусульмане, как и сами башкиры, ведут такой же образ жизни и несут службу наряду с ними. Исходя из этого, просили больше не использовать название «калмык», а называть их башкирами. В данном случае слово «башкир» имело значение не столько обозначение народа, сколько сословное обозначение. Как сословие, башкиры обладали правами вотчинного землевладения, т. е. земля находилась в их родовом владении и отнять у них ее не могли. Фактически в этом заявлении признавалось, что башкиры считают аюкинских калмыков и сартов имеющими такие же права (и обязанности), как и они сами.
Несмотря на это, в документах обозначение «калмык» использовалось еще и в начале XIX века, хотя учитывали их в рамках башкирского сословия. Но надо добавить еще одно замечание — аюкинские калмыки получили землю от государства, а не были допущены на свои вотчинные угодья башкирами. То есть калмыки пользовались вотчинным правом на земли, пожалованные им государством.
С течением времени аюкинские калмыки полностью вошли в состав башкирского народа, и только наименование рода «калмак» напоминает о том, что их предки происходили из другого племени.
Поделиться