Этнический остров. Им стал для своих жителей Троицк на рубеже XVIII-XIX веков

19 Августа 2015 Автор: Рауф Гизатуллин
Этнический остров. Им стал для своих жителей Троицк на рубеже XVIII-XIX веков

В заключение хотелось бы сказать о том, что всегда проходит мимо внимания почти всех исследователей: за всю историю города в нем никогда не было конфликтов между русской частью населения и татарами, между православными и мусульманами.

Окончание.

Идентичность объединения

Фоном этому послужило изменение общей атмосферы в пограничном с «магометанским Востоком» Троицке. Православный священник Н. Шмотин писал в 1870 году в губернской газете: «Правда, что еще лет за сорок заречный (за рекой Уй. — Прим. авт.) южный увал не только не мог привлечь к себе чьего-либо благосклонного взгляда, напротив того, все невольно от него отвращались; но то было время вторжения и хищничества киргиз, с которыми ныне русские, обычно называя мирными соседями и величая короткими приятелями, обходятся совершенно конфиденциально».

Немалое значение имело то, что в крае отсутствовало соперничество взаимодействующих этносов из-за природных ресурсов и рабочих мест. Отсутствие земельного (большая часть территории находилась в войсковом владении) и рабочего вопроса, этих проклятий западных губерний империи, заметно облегчали проблему. Кроме того, что многие русские из числа коренных троичан неплохо владели разговорным татарским, представители этих двух этносов сообща торговали, трудились и служили.

Многие купцы и зажиточные мещане из числа татар избирались в течение XIX века гласными градской думы, занимали другие должности в городских и сословных органах. В 1865 году из семи гласных городской думы от купечества трое были татарами: С. Ижбаев, Ш. Гизетьуллин, М. Абдулсатаров, у директора Троицкого общественного банка Н.К. Ольшамовского было четыре товарища (заместителя), трое из них представляли мусульман: А.Х. Бакиров, М.И. Халитов и Х.Г. Яушев. В 1879 году на должности «заступающего место городского головы» (заместителя мэра) начал свою деятельность Г.М. Учаров. В 1899 году, когда губерния отказалась выделить троицким школам деньги на празднование 100-летнего юбилея А.С. Пушкина, то именно решением Гарифа Мустафьевича, на том момент исполнявшего должность главы Троицка, городская управа выделила свои средства на празднование этой даты. Добавим, когда в 1891 году царевич Николай посетил Троицк, право командовать почетным караулом и отдать рапорт будущему императору доверили войсковому старшине Шейхисламу Абдулвагаповичу Качурову, будущему казачьему генералу. Кстати, другой будущий генерал, Зюлькарнаин Шангиреевич Дашкин, в 1876 году тоже служил в Троицке, в управлении 3-го военного отдела ОКВ.

Создавались в Троицке и совместные русско-татарские общественные организации, как, например, благотворительное общество «Жамгияте хайрия», «Общество любителей конских бегов» во главе с Абдулвали Яушевым или общество приказчиков. Это означало введение дополнительных этнических идентичностей для представителей «противостоящих» групп, идентичностей, которые не разъединяли, а сплачивали — членов трудовых, спортивных или театрально-музыкальных коллективов и т.п., рассказ о которых занял бы много времени.

Лики-истории_троицкие-гимназисты-из-татарских-семей.jpgРеволюционная гимназия

Конечно, можно сказать, что это касалось только состоятельных горожан, у которых всегда найдутся общие интересы. Но, по воспоминаниям старожилов, толерантность и взаимопонимание проявляли и простые горожане. Это сказывалось и в своеобразной эмпатии — умении представить себя на месте другого человека и тем самым избежать возможного конфликта. Вот маленький пример этого взаимоуважения. Там, где русские и татары жили рядом, в дни больших праздников (а до революции почти все они были религиозными) соседи старались не оскорбить их чувств, не вести шумных или грязных работ (стучать топорами, дубить кожи и т.п.), копать землю и даже запрещали женщинам выливать на улице помои или грязную воду...  Зато дети, невзирая на свои вероисповедания, совместно катали в Пасху яйца, варили «карга боткасы» («грачиную кашу») и гурьбой ходили по соседям на Рождество и Ураза-байрам, собирая конфеты, пряники и медные копейки. Даже подростковые компании строились и конфликтовали не по национальному, а по территориальному признаку. Об отношениях в детской среде свидетельствуют воспоминания внука З. Расулева — Атиллы Расиха (1913-1996), которому в 1929 году пришлось переехать в Казань и на себе испытать разницу нравов в обоих городах...

На склоне жизни классик татарской литературы вспоминал: «Ни разу ни одного оскорбительного слова или насмешки мне не доводилось слышать в моем родном городе. Только переехав в Казань, я впервые узнал, что я «гололобый», «чеплашка», «желудок». Позже понял, что эти прозвища появились из-за типичного облика моих соплеменников, постоянно носящих на бритой голове тюбетейку».

Об особенностях отношений в несколько другой, гимназической среде писал и упомянутый Дмитрий Татаринов, правда, он в духе своего времени объяснял все классовым происхождением: «Все учащиеся были исключительно демократического происхождения, представители привилегированных    сословий практически отсутствовали. Благодаря ли этому или чему другому, среди нас всегда существовала полная товарищеская солидарность и  тесные дружеские отношения. Национальной розни не было совершенно, и учащиеся самого различного происхождения и вероисповедания    были равны между собой. Может быть, благодаря именно этому обстоятельству Троицкая гимназия всегда отличалась свободолюбием и свободомыслием и дала немало революционных деятелей, принимавших самое активное участие в освободительном движении».

К счастью нашим землякам удалось многое сохранить из прошлого, в том числе традиции добрососедства, и теперь уже от нас зависит, продолжатся ли они.

Динамическая стабильность

Татары, как и другие народы Поволжья, были давно инкорпорированы в состав Московского государства. Можно вспомнить, что взаимоотношения любых этносов, условно говоря, проходят четыре этапа. Первый — этап начального знакомства, второй — борьбы, соперничества, третий — аккомодации, приспособления и последний — этап ассимиляции этнического меньшинства в окружающем его обществе. Основными факторами этого процесса являются освоение меньшинством господствующей культуры и смешанные браки. На интересующем нас этапе приспособления (аккомодации), хронологически совпадающим с новым временем, между этносами устанавливаются взаимосогласованные отношения, и опасность межэтнических конфликтов снижается. В этот период взаимодействующие этносы начинают понимать, как следует вести себя друг с другом. Их борьба за существование превращается в борьбу за повышение своего общественного статуса, от которого зависит возможность процветания, обладания властью и уважения со стороны других этносов. Этому способствует возникновение своеобразных «этнических островков» — кварталов или районов, где сохраняются язык и традиции и развивается собственная культура. Башкирский ученый, преподаватель Оренбургского агроуниверситета Ф.М. Надршин, так характеризует процессы, происходившие с татарским этносом на этом этапе: «Вся история татар с 1552 года — это существование в системе российской государственности как ее структурная часть. С момента падения Казанского ханства татары из завоеванного народа трансформировались в системную часть российского общества как своеобразная религиозно-этническая оппозиция. Соединяя в себе элементы традиционной и диаспорной цивилизации, они нашли свою нишу: транзитная торговля, переводчики и приказчики, мусульманское духовенство и сельские учителя, ремесленные кварталы и обслуживающий персонал в городах, при сохранении крестьянства на месте этнообразования. Построив свою систему выживания в новых исторических условиях, татары уже не помышляли об открытой вооруженной борьбе против государства, уповая на изменения в самой империи, повышение своего статуса в ней». В этот момент, в XVIII-XIX веках, Троицк, вернее его восточная половина, т.н. татарский край (татар бистэсе), и стал своеобразным этническим островом со стабильно развивающейся культурой, со школами, мечетями и т.п.

Интересный факт: в конце XIX века уездный Троицк занимал четвертое место среди городов Российской империи по количеству проживающих в нем татар. В этом плане он значительно опережал губернские города — Уфу, Саратов и Симбирск, уступая опять-таки губернским Казани, Оренбургу (вместе с Сеитовым посадом), а также Петропавловску (казахстанскому). Упоминавшийся Д. Татаринов вспоминал: «Большую часть жителей города составляли татары, многие из которых имели собственные дома и хорошие магазины. Все они вели широкую торговлю: то хлебом, то мануфактурой, но более всего шерстью, салом и курдючными баранами. Часть богатых татар училась в гимназии, а некоторые даже кончали университеты. Отмечу характерную особенность: быт их при этом нисколько не изменялся. Все они ходили в своих национальных костюмах, а окончивши заведение, принимались за дело, которое вели отцы, чаще всего торговые операции». Этот период «динамичной стабильности» был разрушен сначала начавшейся в 1914 году великой войной, затем Октябрьским переворотом и последовавшими смутами…

Поделиться

Сегодня | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

Вчера | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

22.04.2022 | 10:09
Право на защиту. Юристы России соберутся на родине адвоката Плевако

В Троицке 25 апреля начнет работу I Всероссийский юридический форум «Правозащитная деятельность в России: история и современность».

01.07.2019 | 14:45
Куда пропал мифический клад троицкого купца

Присланная генералом от разведки в Троицк фотография может пролить свет на таинственную историю столетней давности.

Новости   
Спецпроекты