Сергей Зырянов: «Материальная база и зарплата преподавателей вузов и колледжей – болевые точки системы профобразования Челябинской области»

28 Января 2016 Автор: Руслан Сафин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Сергей Зырянов: «Материальная база и зарплата преподавателей вузов и колледжей – болевые точки системы профобразования Челябинской области»

В завершающем Дни Челябинской области в Совете Федерации выступлении губернатор Борис Дубровский уделил особое внимание теме профессионального образования. В нашем регионе она обсуждается часто, и мнений вокруг нее накопилось множество.

Поделиться свой точкой зрения мы попросили одного из самых компетентных специалистов в этой области — директора Челябинского филиала РАНХиГС Сергея Зырянова.

— Сергей Григорьевич, какие задачи, по-вашему, должна ставить перед собой система профессионального образования в Челябинской области?

ГОК_Зырянов-Сергей-Григорьевич.jpg— Таких задач, собственно, может быть две. Первая — подготовка специалистов для операционного управления производством. Они должны знать существующие технологии и уметь эффективно работать в системе этих технологий. Они обеспечивают результативность экономики сегодня. Не менее, а, может быть, и более важна другая группа специалистов, которая призвана работать на создание новых технологий, экономических и организационно-управленческих решений. Именно они будут проектировать и создавать будущее страны.

Надо сказать, эта группа очень своеобразная. Ей нужна специальная система мотивации, основанная не только на денежном вознаграждении. Для таких людей очень важны условия, в которых им предстоит работать. Сегодня, увы, много талантливых людей уже работают на экономику и процветание других стран.

Таким образом, мы должны организовать подготовку специалистов как первой, так и второй группы, создать условия для их эффективной работы и найти способ удержать их на Южном Урале.

— В какой мере существующая система профобразования отвечает потребностям экономики Челябинской области?

— Сегодня она в значительной степени ориентирована на работу с технологиями вчерашнего дня. Структура и содержание подготовки специалистов имеет «родимые пятна» технологий четвертого уклада. Это касается металлургии, большей части машиностроения, энергетики.

Мировая экономика сегодня выходит на рубежи шестого технологического уклада. Это био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика. Именно эти направления могут обеспечить выход на принципиально новый уровень экономики Южного Урала, организации социума, управления бизнесом и государственными институтами.

Если, к примеру, говорить о металлургии, то она останется как отрасль, но будет базироваться на совершенно новых технологиях, что потребует изменить взгляды на экономику и управление металлургией и на программы подготовки специалистов.

Примерно 2/3 специалистов должны готовиться для работы в сегодняшних условиях, а 1/3 — под запросы завтрашнего дня. Но эти запросы пока проявляются слабо.

— Достаточна ли материально-техническая база наших вузов и ссузов для подготовки специалистов современного уровня?

— Материальная база и заработная плата преподавателей и сотрудников вузов и колледжей — две болевые точки системы профессионального образования России. Если на подготовку специалиста за рубежом средние затраты составляют порядка 400 — 800 тысяч рублей в год, то у нас — на порядок меньше. Но даже в этой ситуации нашим вузам и ссузам пока удается держать свою марку достаточно высоко. Преподавателям «за державу обидно», вот и работают.

— Участие частного капитала может улучшить ситуацию?

— Здесь должны быть паритетные усилия: дополнительное финансирование со стороны государственного и регионального бюджета, а также со стороны работодателей. На Западе очень развита система эндаумент-фондов — по сути, спонсорского финансирования вузов. У нас в этом направлении делаются только первые шаги.

Можно расставить приоритеты и так: если государство за счет бюджета должно давать общую, базовую подготовку в системе профессионального образования, то на последних двух курсах «заточка» специалиста под конкретное рабочее место должна идти в основном за счет будущего работодателя или некоего фонда развития профессионального образования, созданного ассоциацией работодателей. Это эффективно и справедливо. Именно к этой модели мы и должны идти.

Анкета эксперта: Зырянов Сергей Григорьевич

Поделиться

Вчера | 17:09
Надо знать. Как молодые ученые укрепляют суверенитет страны

В современном мире идет просто безумная гонка технологий, и только лидеры смогут собрать все сливки в виде добавленной стоимости. Но самое главное — это влияние и ведущие позиции на мировой арене.

Вчера | 12:44
Как помогают приближать победу жены защитников Родины

Почему для съемки в семейном проекте они надели мундиры своих мужей-героев.

05.10.2018 | 09:25
Спаси и сохрани. Один из редких видов жуков обитает только в горных тундрах Южного Урала

Ученые говорят, что ему требуется особая защита.

04.10.2018 | 09:11
Квота не поможет. Челябинским писателям посоветовали самим пробивать себе дорогу на рынок

Челябинск занял 11-е место в рейтинге самых читающих городов России и с каждым годом улучшает свои позиции.

Новости   
Спецпроекты