Медицинский десант. Реально ли создать в Челябинской области собственную систему санитарной авиации?

1 Февраля 2016 Автор: Екатерина Сырцева
Медицинский десант. Реально ли создать в Челябинской области собственную систему санитарной авиации?

Вопрос о создании санитарно-авиационной медицинской эвакуации на Южном Урале назрел давно и поднимался на прошедших в Совете Федерации Днях Челябинской области. Пока в Москве шло обсуждение, мы попытались выяснить, каково состояние дел в этой области.

Чрезвычайный полет

— В настоящий момент на территории региона отсутствуют авиапредприятия, которые выполняли бы полеты в чрезвычайных ситуациях. Нет и собственной техники, которую можно было бы использовать для санитарно-авиационной эвакуации, — сообщил источник в региональном минздраве. — Пока для оказания экстренной помощи пострадавшим южноуральцам используется вертолет МИ-8 с медицинским модулем на борту, который предоставляется Уральским региональным поисково-спасательным отрядом МЧС России.

По статистике, ежегодно осуществляется не менее 5 санитарно-авиационных вылетов с использованием средств гражданской авиации. Среди этих случаев — эвакуация жителей Челябинской области в организации за пределами региона для оказания им высокотехнологичной медицинской помощи, а также транспортировка южноуральцев, которые серьезно пострадали (от болезни или ДТП), находясь в других субъектах Российской Федерации. Источник добавил, что расчетная потребность в осуществлении медицинской эвакуации с использованием санитарной авиации на территории Челябинской области составляет 15-20 случаев в месяц. Это до 240 случаев в год.

Проблемы в воздухе

На сегодняшний день для организации в Челябинской области современной системы санитарно-авиационной эвакуации необходим хотя бы 1 вертолет с медицинским модулем. В идеале — 3 вертолета с дислокацией в Челябинске, Магнитогорске и Сатке. При этом воздушный транспорт должен быть оснащен системой десантирования медицинского персонала и подъема пострадавших на борт воздушного судна при оказании медицинской помощи в труднодоступных местах.

Но мало просто приобрести вертолет. Для того чтобы система санитарно-авиационной медицинской эвакуации работала эффективно, нужны вертолетные площадки, максимально приближенные к медучреждениям, — 1 базовая и 11 при медицинских организациях Челябинской области. Их на данный момент нет. И эта проблема касается не только Южного Урала. Отсутствие инфраструктуры для использования вертолетов характерно даже для крупных и столичных городов, что уж говорить про регионы.

Еще одно препятствие, которое мешает развитию санитарной авиации и в России, и в Челябинской области, — отсутствие службы, объединяющей спасателей и медиков, которые сейчас подчиняются разным ведомствам. В большинстве случаев спасатели без медиков, как и медики без спасателей, бесполезны. В идеале на место чрезвычайных ситуаций они должны прибывать совместно, но в реальности подобными возможностями располагает только государственный аэромобильный спасательный отряд МЧС России «Центроспас» — единственный на всю страну. Очевидно, что для спасения во время пожара жителей деревни Бутаки, к примеру, он не полетит.

В настоящее время в региональные поисково-спасательные отряды МЧС России начинают поставляться медицинские вертолетные модули. Но этого недостаточно. В дальнейшем необходимо формирование объединенного реанимационно-консультативного центра на базе областного центра медицины катастроф, а также создание службы авиамедицинской консультативной помощи и медицинской эвакуации.

В заключение отметим, что еще в 2011 году был издан приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ о рабочей группе по проблемам санитарной авиации в Российской Федерации. Но поскольку соответствующая федеральная программа с тех пор так и не была создана, дальше разговоров дело не идет. Очевидно, состоявшееся на прошлой неделе обсуждение данного вопроса в Совете Федерации не исключение.

Для справки

Нам не удалось получить официальных данных о том, во сколько обходится один вызов медицинской авиации, поэтому мы обратились к открытым источникам. К примеру, компания «Росмедицина», которая предоставляет услуги скорой медицинской помощи и госпитализации по Москве и Московской области, выставляет такой прейскурант: запрос информации на транспортировку пациента воздушным транспортом (подбор, бронирование, точная стоимость) обойдется в 10 000 рублей. Сама транспортировка медицинским вертолетом стоит 200 000 рублей, самолетом — 900 000 рублей.

Поделиться

Сегодня | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

Сегодня | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты