На 300 тысяч лет вперед. Челябинцев познакомили с методикой захоронения радиоактивных отходов в Германии

9 Февраля 2016 Автор: Марк Рискин Фото: автора
На 300 тысяч лет вперед. Челябинцев познакомили с методикой захоронения радиоактивных отходов в Германии

Интерес к подобной методике отнюдь не праздный. В 2018 году неподалеку от Озерска должно начаться строительство пункта финальной изоляции радиоактивных отходов 3-го и 4-го классов.

В шахту без Шахта

Гюнтер Шахт, представитель Федерального агентства по радиационной защите (BfS), один из разработчиков проекта «Конрад», что реализуется в городке Зальцгитер Северной Саксонии, на встрече с журналистами сразу признался, что его работа в шахте никак не связана с фамилией. Судя по всему, каламбур был заранее отрепетирован. Так же, как и урок по технике безопасности. Представитель государственной компании DBE Йоханес Шнайдер весьма наглядно показал, как пользоваться страховочной косынкой, если застрянет клеть подъемника. Представлять теорию на практике почему-то не хотелось.

«Оптимизма» добавила инструкция обращения с дыхательным аппаратом. В случае пожара или иной аварийной ситуации он обеспечит подачу кислорода до 60 минут. Если не двигаться, а сидеть в ожидании прибытия спасательной бригады, то воздуха в аппарате должно хватить на 4-6 часов. И еще Шнайдер предупредил, что людям с клаустрофобией лучше не опускаться в шахту, где есть узкие туннели и температура доходит до 36 градусов тепла. После такой прелюдии почему-то желание «погрузиться» в тему захоронения отходов становилось не таким настойчивым. Коллеги успокоили, напомнив, что это же Германия, а у немцев пунктик на безопасности. Бальзамом стали заверения, что за все время существования шахты ни дыхательные аппараты, ни спасательные косынки ни разу не использовались.

После чего со спокойной душой мы отправились на километровую глубину, где в будущем и будет организован могильник для радионуклидов. Правда, сам Гюнтер Шахт с нами не пошел. Пообещал, что дождется на поверхности, где ответит на все вопросы.

Во глубине немецких руд

С 1965 по 1976 год здесь добывали железную руду. Исчерпав запасы, шахту решили перепрофилировать. В 1982 году была подана заявка на утверждение плана по сооружению и эксплуатации пункта захоронения. Как сообщил Гюнтер Шахт, на рассмотрение этой заявки ушло 20 (!) лет (восклицательный знак поставил автор этих строк, у немцев подобная «волокита» удивления не вызвала).

За эти десятилетия местные жители подали около 300 000 обращений, рассмотренных в нескольких судебных инстанциях, вплоть до федерального административного суда. В мае 2002 года регулятор выдал лицензию на строительство могильника. А в мае 2007 года бывший железный рудник получил статус пункта захоронения РАО с незначительным тепловыделением. О спорах с «зелеными» говорили и брошенные перед входом в шахту желтые бочки со значком радиации, ржавые конструкции с лозунгами митингующих. Эти артефакты уже после всех согласований не стали сгребать бульдозером, оставив как часть истории.

В нашей группе общественников и журналистов подобная экологическая демократия вызвала вопросы, точнее, одну ремарку. Суть ее сводилась к недоумению, а зачем вообще было тратить десятилетия, приглашая к диалогу людей, ничего не понимающих в вопросах атомной безопасности. Помните в монологе у Михаила Жванецкого: «И вообще, разве нас может интересовать мнение человека лысого, с таким носом? Пусть сначала исправит нос, отрастит волосы, а потом и выскажется»? Видимо, такой диалоговый уровень и подразумевался в вопросе, который Гюнтер Шахт искренне не понял: «Закон говорит, что все граждане могут участвовать в решении вопроса. Было около 300 тысяч возражений. Каждому дали ответ. Я не жалею, что на это ушло 20 лет».

Причем не жалели ни времени, ни денег. На сегодняшний день затраты на создание могильника приблизились к 2 млрд евро. Эксплуатационные расходы, после сдачи объекта в 2022 году, ежегодно составят порядка 18,5 млн евро.

ЕЭС без АЭС

Но вернемся в шахту. Поездка 20 журналистов, общественников и экологов из Челябинской и Свердловской областей на строящийся могильник была организована ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами». Немецкие коллеги (компания DBE — эксклюзивный поставщик комплексных услуг по созданию и эксплуатации геологических хранилищ отходов атомной промышленности в Германии) представили свой опыт по организации пунктов финальной изоляции радиоактивных отходов.

Эта проблема актуализировалась в последнее время. Германия выбрала для себя путь отказа от развития атомной энергетики, и, соответственно, возник вопрос захоронения радиоактивных отходов. Если эта политика не будет пересмотрена, то к 2022 году все АЭС в Германии будут остановлены. В 2013 году доля производства электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, снизилась до 15 процентов, а еще в 2002 году составляла почти треть. В таких могильниках в том числе будет погребено и оборудование АЭС. Шахты «Конрад» рассчитаны на размещение 303 тысяч кубометров радиоактивных отходов третьего и четвертого классов опасности на глубине порядка 850 метров и 1000 метров.

Йоханес Шнайдер подробно описывал технологию усиления и изоляции стен шахты, а также способ захоронения. Бочки с отходами будут размещать в отдельных отсеках емкостью 65 тысяч кубометров. Последовательное бетонирование создает несколько слоев безопасности. Как подчеркнул Гюнтер Шахт, данная технология дает гарантию защиты от радионуклидов более чем на 300 тысяч лет. Подобные временные ориентиры кажутся весьма абстрактными, учитывая, что самые древние хорошо известные человеческие цивилизации, как и их письменность, по самым смелым расчетам, датируются возрастом не более 5,5 тысячи лет. Но, учитывая немецкий пунктик на безопасности... Сомнений цифра не вызвала.

«Погребение» по-французски

В 2022 году пункт финальной изоляции радиоактивных отходов 3-го и 4-го классов опасности должен появиться и неподалеку от Озерска. Демонстрируя германский опыт захоронения, представители ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» в первую очередь хотели показать европейскую практику открытости и публичности всей цепочки работ, связанных с утилизацией. С обязательством, что подобные практики взаимодействия с обществом будут и у нас в стране.

Одним из подобных технических туров для журналистов и экологов в прошлом году была поездка в Новоуральск, где уже в этом году начнет работу пункт финального захоронения радиоактивных отходов. Строительство аналогичного, но уже в нашей области, планируется начать в 2018 году.

— По данным Росатома, в настоящее время на территории России находится более 500 млн кубометров отходов разной степени активности, — подчеркнул Никита Медянцев, руководитель центра по связям с общественностью ФГУП «НО РАО». — В основном это особо низкие отходы 6-го класса, находящиеся в отвалах урановых шахт. К слову сказать, в некоторых странах они вообще не считаются радиоактивными отходами. Большое количество отходов 3-го и 4-го классов (как итог реализации военных программ времен Советского Союза).

Для уже существующих отходов этого класса опасности в нашем регионе будет создан могильник наземного типа. При строительстве за основу возьмут французские технологии захоронения с применением многоуровневых барьеров безопасности.

— Основная задача — не допустить попадания к захоронениям воды, поскольку радионуклиды распространяются только с водой, — объяснил Никита Владимирович. — Как и во Франции, будет строиться приповерхностный объект захоронения. Он вместит в себя порядка 300 тысяч кубометров радиоактивных отходов. Участок, который мы выбираем, предполагает расширение объемов.

Весной нынешнего года предполагается начать процедуру слушаний по предварительной оценке воздействия на окружающую среду. Слушания будут проходить не только в Озерске, но и в Челябинске. Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами в этой ситуации использует не только европейские технологии захоронения, но и максимальную прозрачность для общественности. И для того, чтобы убедиться в отсутствии экологических рисков, теперь необязательно ездить в Германию.

Поделиться

Сегодня | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

24.04.2024 | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

15.07.2022 | 11:58
Здесь, за линией фронта. Какую помощь Ясиноватая ждет от Южного Урала

Ясиноватая, Волноваха, Рубежное, Счастье, Каховка… Названия донбасских городов и сел звучат немного непривычно. Нет в них нарочитой урбанистики, пафосной мегаполисности с окончанием на -град и -бург. А есть своя мелодия звучания и произношения.

27.04.2022 | 10:23
«Южноуральская панорама» 27 апреля отмечает свое 25-летие

Газета, учредителем которой выступили правительство Челябинской области и региональный парламент, изначально задумывалась для публикации нормативно-правовых актов и постановлений государственной власти и прочих официальных документов. Неслучайно и вполне оправданно к одному из корпоративных календарей «Южноуральской панорамы» журналисты придумали слоган «Без нас нет закона». И это абсолютная правда, ведь без публикации в «ЮП» документы не имели юридической силы.

Новости   
Спецпроекты