Владимир Бурматов: «Школьных учителей нужно освободить от бессмысленной бумажной работы»
В ходе XV съезда партии «Единая Россия» Владимир Бурматов, первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной думы РФ, депутат Госдумы от Челябинской области, призвал Дмитрия Ливанова, министра образования и науки РФ, перестать «жить в своей чиновничьей реальности», а обратить внимание на реальные проблемы образования, в частности, на все возрастающую бюрократизацию системы, а также на сомнительные с точки зрения эффективности реформы, например, по ликвидации педуниверситетов.
Кадры пока есть
— Владимир Владимирович, как складывается в Челябинской области ситуация с обеспеченностью педагогическими кадрами?
— Дефицит кадров в челябинских школах по сравнению с другими территориями России минимален.
— Тем не менее в Челябинске продолжаются разговоры о возможном закрытии педуниверситета, его слиянии с ЧелГУ. И хотя решение этого вопроса было отложено, в министерстве образования региона не отрицают возможности объединения вузов в ближайшем будущем. Как может измениться положение дел в образовательной сфере в случае реорганизации педуниверситета?
— Наша область на протяжении долгого времени избегала трудностей, связанных с дефицитом, в частности школьных учителей, именно благодаря ЧГПУ. В некоторых других регионах, которые остались без своего педвуза, ситуация далеко не столь благоприятная.
Перспектива реорганизационных процессов вызывает в учительской среде большую настороженность и опасения. Коллективы и руководство школ переживают, что с утратой профильного вуза учебные заведения просто могут остаться без молодых кадров.
Кроме того, насколько мне известно, и коллектив преподавателей, и коллектив студентов, и руководство самого педвуза также выступают против уничтожения ЧГПУ как самостоятельного университета, а это надо обязательно учитывать.
На сегодняшний день никаких предпосылок для уничтожения педуниверситета как самостоятельного вуза я не вижу. Этот вопрос нужно закрыть раз и навсегда. Нам нужен сильный самостоятельный педуниверситет. Это моя принципиальная позиция.
— Вы упомянули проблемы и негативный опыт других регионов. В чем он заключается? Можно ли его экстраполировать на нашу территорию?
— Опыт некоторых регионов, например Иркутской области, где несколько лет назад состоялось объединение их «аналогов» наших педвуза и ЧелГУ, говорит о том, что опасения возможного дефицита педкадров не беспочвенны.
В этих субъектах РФ встает вопрос о дефиците педагогических кадров, поскольку из других регионов специалисты к ним переезжать не хотят. Да и, честно говоря, представить себе, что, к примеру, в Карабаш, Кунашак, Аргаяш, Катав-Ивановск, Пласт и другие муниципалитеты Челябинской области поедут, скажем, выпускники свердловского педуниверситета, я не могу.
Именно поэтому не только Челябинской области, но и вообще каждому региону России, нужен свой профильный педагогический вуз. К сожалению, далеко не всем регионам удалось их сохранить, тем важнее эта задача для нас.
Ореол романтики
— Однако у данного вопроса есть и другая сторона. Насколько востребована сейчас в Челябинской области специальность педагога?
— Спрос на педагогическое образование в последние годы подрос, однако, к сожалению, далеко не все выпускники педагогических вузов идут работать по специальности.
Те же выпускники кафедры иностранных языков предпочитают найти работу переводчика, а не идти в школу. Однако это не проблема вузов, их выпускники востребованы, а проблема системы.
— Чем может быть интересно получение педагогического образования для молодежи в текущих условиях, с учетом проблем системы?
— У педагогического образования всегда был некий романтический ореол. Профессия учителя всегда была профессией служения.
К сожалению, в последнее время это было сильно девальвировано, сначала из-за бедственного положения школ и нищенских зарплат в 90‑е годы, а сейчас, после того как удалось укрепить материальную базу школ и поднять заработные платы, из-за запредельного уровня бюрократической нагрузки на учителей и «бумаготворчества», которые отнимают львиную часть времени и сил у педагогов, не оставляя возможности нормально готовиться к урокам, заниматься самоподготовкой, повышать квалификацию.
— Как можно, на ваш взгляд, эти проблемы решить?
— Необходимо повышать престиж учительского труда, бороться с запредельным уровнем бюрократизации в системе образования, в частности, освободить школьных учителей от бессмысленной бумажной работы, совершенствовать систему социальных гарантий, давать жилье молодым педагогам; индексировать заработные платы учителей и не просто сохранять их, а сохранять темпы их роста; строить новые школы и так далее.
Очень важно также освобождать учителей и от так называемой непрофильной деятельности: начиная от оформления СНИЛСов и заканчивая взаимодействием с налоговыми службами. Учитель должен учить, воспитывать, передавать знания и опыт, а не становиться школьным клерком.
Тогда перспективные ребята будут не только поступать в педагогические вузы, но и идти потом работать по специальности.
Иначе мы неизбежно будем сталкиваться с проблемой старения педагогических кадров, которая может иметь самые негативные последствия для системы школьного образования.
Поделиться