Третий город России. В Челябинске может появится храм старообрядцев

11 Августа 2016 Автор: Марат Гайнуллин
Третий город России. В Челябинске может появится храм старообрядцев

В Челябинске может возродиться старообрядческая культура. В этом уверен председатель челябинской старообрядческой Поморской общины Древлеправославной Поморской церкви Дмитрий Каргаполов.

Парадокс, но вдохновили его на этот духовный путь отнюдь не благоприятные обстоятельства, а напротив, гробовое молчание вокруг его челябинских единоверцев. Как будто и нет в нашем городе тех, кого называли «наследниками Руси изначальной»…

«Это такое убожество»…

Каргаполов-(цвет)_краевед.jpg— Да, именно полное молчание во всем, что касается нас, — говорит Дмитрий Анфимович. — Вот посмотрите: не так давно в Московском доме национальностей прошла международная старообрядческая конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». И что же? Ваши коллеги, челябинские журналисты, об этом стыдливо умолчали. Как умолчали и представители власти. Между тем произошло событие поистине историческое! Никогда еще главы староверческих согласий не собирались вместе для обсуждения насущных вопросов.

— Быть может, упрек в наш адрес объясняется устоявшимися в обществе стереотипами? Обыватель традиционно мыслит: старообрядцы, дескать, это раскольники, сектанты, почти что еретики, словом, какие-то темные люди, с которыми и связываться-то нет никакого желания…

— Отчасти согласен с вами. В нашем обществе действительно довольно живуче суеверие, иначе и не назовешь. Старообрядцы могут вызвать интерес разве что какой-то своей «экзотикой»: старинными иконами, рукописными и старопечатными книгами, знаменным пением, особой домотканой народной одеждой и прочим антиквариатом... Но горечь вызывает даже не столько невежественное мнение обывателя, сколько отношение властей. Не так давно достаточно влиятельный чиновник из администрации Челябинска после посещения нашего старообрядческого молитвенного дома резюмировал с нескрываемой брезгливостью: «Все это такое убожество»…

Вот и другой пример. Казалось бы, кто как не министерство культуры Челябинской области должно отнестись к нам с пониманием! Но и в этом учреждении на самом высоком уровне ответили нам явной отпиской: «Учитывая уникальность реликвий, а также острую необходимость решения проблемы сохранения исторического и культурного наследия, хранящегося в молельном доме, прошу вас рассмотреть возможность передачи исторических объектов в областное учреждение культуры «Челябинский государственный краеведческий музей».

Признать конфессией

— Но разве это не выход?

— Конечно же, нет! Ведь речь идет о сохранении и защите религиозных святынь! А такое решение чиновников от минкульта идет вразрез с традицией богослужения как Русской православной церкви, так и старообрядческой, поскольку разрываются единство и слаженность духовной молитвы.

Впрочем, некоторую часть раритетов из нашей драгоценной коллекции мы уже разместили в фондах Челябинской академии культуры и искусств. Значительную часть реликвий члены нашей общины вынуждены хранить по своим квартирам. Это уникальнейшие архивные документы, фотографии, фильмы и исторические свидетельства по истории казачества и старообрядчества Челябинска.

А коль скоро мы начали беседу с московской конференции, то замечу, что одним из главных на ней стал вопрос сохранения старообрядческого культурного наследия. Второй, не менее важный, вопрос связан с отсутствием законодательной базы по признанию старообрядчества традиционной конфессией в России.

Приветствуя участников конференции, глава администрации президента РФ Сергей Иванов заявил: «Наше государство с уважением относится к старообрядчеству как к традиционной древлеправославной религии, которая на протяжении многих веков играла особую роль в истории России, становлении и развитии ее духовности».

Молиться соборно

— Именно на промышленном Урале позиции старообрядцев в свое время были наиболее сильны, не так ли?

— Именно так исторически и сложилось. И уже после дарования свободы вероисповедания российским религиозным меньшинствам в 1905 году челябинские старообрядцы уверенно заявили об обретенном праве молиться соборно по отеческому преданию. А это значит, что общине требовалось помещение для проведения богослужений.

Первой благотворительницей общины стала троицкая мещанка Варвара Поликарповна Гордеева. Она и завещала свое имение в Челябинске по улице Степной (ныне улица Коммуны. — Прим. авт.) в полную собственность челябинской старообрядческой общине Поморского согласия. Между прочим, в этом молитвенном доме в годы Первой мировой войны члены общины не только совершали молебны о выздоровлении, панихиды по умершим, но и выхаживали раненых солдат и офицеров.

Сегодня трудно представить себе, что в начале прошлого века почти в центре Челябинска, напротив городской больницы, возвышались восьмиконечные кресты на могилах старообрядческого кладбища. На территории этого кладбища в 1908 году вознесся шестиглавый храм Святой Троицы.

Храм закрыли, но не взорвали

— На это здание, кажется, покушался комиссар 1-й Казанской дивизии и легендарный «челябинский Пинкертон», как называли в 20-е годы Эмилия Чоппа?

— В областном госархиве обнаружен уникальный документ — докладная записка начальника административного отдела Эмилия Чоппа в горсовет «с ходатайством перед президиумом городского совета существующий договор на пользование молитвенным домом расторгнуть и, не передавая другой группе, использовать под культурные или иные государственные нужды». На этом заседании как раз и расторгли договор с группой верующих старообрядцев на пользование молитвенным домом на улице Воровского и закрыли его в 1930 году. Так челябинская старообрядческая Поморская община прекратила свое существование на долгие годы. По счастью, храм не взорвали.

Между тем, согласно архивным документам, законным правопреемником храма Святой Троицы, а также имения, завещанного Варварой Гордеевой, является челябинская старообрядческая Поморская община Древлеправославной Поморской церкви.

Сегодня мы поддерживаем инициативу председателя комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска Сергея Чигинцева по рассмотрению депутатами гордумы вопроса создания пула помещений, которые не очень привлекательны с точки зрения коммерческого использования, для размещения социально ориентированных НКО. Радует нас и инициатива депутата областного Заксобрания Николая Аржанова, предложившего рассмотреть вопрос о предоставлении помещения для проведения богослужений и размещения экспонатов постоянно действующего музея при молитвенном доме. По крайней мере, примерно так было сделано в Кургане, где местной старообрядческой общине передали дом бывшего земского врача в центре города. Это самое оптимальное предложение в нынешних условиях.

— В Челябинске есть такие дома?

— И не один! Например, двухэтажное здание с хорошей акустикой по улице Труда, 89. Это выявленный объект культурного наследия — памятник архитектуры. Челябинцам оно известно как бывшее бюро по обмену жилплощади, сегодня здесь размещается склад документов по приватизации жилья. Дом построен еще в 1895 году купцом Антоном Беляевским. Ему, кстати, принадлежал находившийся на этом же участке пивоваренный завод.

— Как в других российских городах относятся к культуре старообрядцев?

— В Москве есть культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума, в Нарьян-Маре действует старообрядческий церковный комплекс с воскресной школой и домом для паломников. В Боровске Калужской области воздвигнута часовня, по сути, паломнический центр в память мучениц и исповедниц боярыни Феодосии Морозовой, княгини Евдокии Урусовой и Марии Даниловой, где они приняли смерть и были похоронены.

В Екатеринбурге уникальные изделия поморских мастеров хранятся в художественной галерее Храма-на-Крови, в городе открыт первый музей «Невьянская икона». В «исчезнувшем городе» Пустозерске на предполагаемом месте казни Аввакума установлен памятник великомученику…

Имени Демидова

— У вас уже есть концепция старообрядческого музея в Челябинске?

— Мы видим его не как старообрядческий, но как тематический музей древнерусского и современного искусства. Он должен служить популяризации, сохранению и экспонированию культурного наследия, которое формирует толерантное отношение, столь необходимое для жителей многоконфессионального региона, каким и является Челябинская область. Именно поэтому многие челябинские историки и краеведы, искусствоведы и культурологи предлагают назвать музей старообрядчества Южно-Уральским центром славянской письменности, культуры, искусства, истории, казачьего и старообрядческого быта. Ему даже и название придумали — «Русич», а носить он будет имя создателя металлургической промышленности в уральском регионе Акинфия Демидова.

Кстати, такой центр мог появиться еще в 2002 году, когда было заключено соглашение о сотрудничестве РПСЦ с администрацией Челябинской области. В этом документе как раз и предусматривалось создание челябинского отделения Московского музея истории и культуры старообрядчества. И уже тогда он мог бы стать третьим в России паломническим памятником по увековечиванию памяти наших предков по освоению Урала и Сибири после Боровска и Пустозерска. Но некоторые чиновники, похоже, этого понять не хотят…

Поделиться

Вчера | 14:25
Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

18.04.2024 | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты