Музейный гид. Рыцарские доспехи златоустовских оружейников

20 Февраля 2017 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены Златоустовским городским краеведческим музеем
Музейный гид. Рыцарские доспехи златоустовских оружейников

Златоуст — уникальное место на Урале. Оно замечательно своей природой, историей и промыслом. Златоустовская гравюра на стали — визитная карточка нашего региона. Украшенное холодное оружие ценили императоры и генсеки, военачальники и знатоки искусства.

Основоположником златоустовской школы авторского холодного оружия был художник-гравер Иван Бушуев. Его предки происходили из крепостных Саткинского завода барона Александра Строганова. После Пугачевского восстания заводчик Ларион Лугинин перевел деда художника, Никиту Бушуева, в Златоуст, где тот стал работать в главной заводской конторе копиистом. Его сын Николай был определен в чертежную мастерскую «при составлении планов и обмежеваний строений». Семья жила в достатке: имела свой дом с горницей, погреб, амбар, конюшню, баню, три коровы и лошадь.

Клинки Отечественной войны

Точная дата рождения Ивана Бушуева неизвестна. Вероятно, он родился в 1797 или 1798 году. Будущий художник обучался в горнозаводской школе, а с 1815 года работал в чертежной мастерской Златоустовской оружейной фабрики, где и постигал основы рисования. Через два года Иван Бушуев поступил учеником к немецким мастерам Шафам, работавшим в Златоусте.

Ученик за короткий срок овладел мастерством выковки и украшения холодного оружия, усовершенствовал технику золочения стальных клинков «через огонь». Иван Бушуев разнообразил и орнаментальное украшение оружия. На клинках появились новые миниатюрные сюжеты из русской истории и быта уральских рабочих. Мастера интересовала античность и вдохновляли мифы Древней Греции. Образ крылатого коня Пегаса часто появлялся в работах Ивана Бушуева, а сегодня он на гербе Златоуста.

В 1823 году 25-летний Иван Бушуев стал старшим мастером отделения украшенного оружия, но на этом его образование не закончилось. Он два года учился в Санкт-Петербургской академии художеств «для получения образования и усовершенствования по искусственной части исторической живописи и прочих предметов». Русский писатель и издатель того времени Павел Свиньин отмечал: «Бушуев — молодой человек, обещает много хорошего, ибо имеет страсть к своему художеству и душу пылкую».

Мастер создал серию клинков с изображением батальных сцен Отечественной войны 1812 года и битвы при Варне, наградное и почетное оружие. Участвовал в изготовлении комплекта для Технического кабинета императорского дворца в Санкт-Петербурге, который в 1827 году был преподнесен наследнику престола Александру Николаевичу (будущему императору Александру II) к десятилетию со дня его рождения. Подарок должен был «показать все практическое производство работ Златоустовской фабрики с надлежащей ясностью и точностью». Комплект включал деревянное бюро с выдвижными ящиками, в которых был последовательно представлен весь процесс производства оружия (образцы руды, угля, стали, миниатюрные модели машин и станков, инструменты), а также набор образцов оружия в уменьшенных размерах. Ивану Бушуеву и другим мастерам за работу императором были пожалованы бриллиантовые перстни. Сегодня часть Технического кабинета можно увидеть в Златоустовском краеведческом музее.

музейный-гид_внутрь-текста_IMG_0333.jpgЛаты для цесаревича

В экспозиции городского краеведческого музея — двенадцать подписанных клинков Ивана Бушуева. Здесь же находится и последняя его работа — уникальное «Древнее вооружение». Это рыцарские доспехи, изготовленные для цесаревича Александра Николаевича.

Работа над очередным подарком высочайшей особе началась в 1830 году. Автором эскизов стал Иван Бушуев. Каждый использованный символ имел свою смысловую нагрузку. Стальные богато украшенные латы были покрыты сплошным ковром орнамента: ажурный лист аканфа, ветви лавра, пальмы, розетки и звезды, скульптурные вставки и набранные из мелких фигурных разноцветных бляшек узоры. На груди рыцаря «изображена Медузина голова — эмблема премудрости. На плечах львиные головы — знак крепости и мужества».

К латам прилагался изящный шлем с закрытым забралом. Венчающее шлем скульптурное изображение сфинкса символизировало благородство, а два крылатых коня  — «скоротечность к добродетели». Двуглавый орел над забралом в знак победы держал лавровые ветви.

Каждому рыцарю полагался щит. На нем среди орнаментов располагался образ римской богини мудрости Минервы. Эфес меча был украшен изображением древнего стенобоя и двумя покоящимися львами, означающими неустрашимость и крепость.

Работа над рыцарскими доспехами шла четыре года. Над ними трудились златоустовские художники, кузнецы, полировщики, резчики, граверы, оружейные мастера — всего 32 человека. «Древнее вооружение» стало не только своеобразным итогом развития граверного искусства, но и открыло собой новый этап. Здесь нашли применение все технические приемы и способы художественной обработки металла, известные тогда в Златоусте: вытравка и полировка, золочение и синение, просечные и ограночные работы, чеканка и оклейка металла бархатом. В украшениях появились элементы пышности, усложненности орнамента, пришедшие на смену рафинированной простоте и четкости узоров.

К октябрю 1833 года доспехи были готовы. И в 1834 году их вместе с караваном золота и платины отправили в столицу. Вероятно, не предполагалось, что цесаревич может надеть доспехи. К этому времени наследнику престола исполнилось 15 лет, а подарок был впору мальчику 10-12 лет (рост доспехов — 151 сантиметр).

Император Николай I был удовлетворен высоким мастерством златоустовцев. Он щедро вознаградил создателей шедевра: выделил 3 тысячи рублей. Из них Ивану Бушуеву полагалось 700 рублей, Андрею Бояршинову — 90 рублей, Лариону Лукину и Давыду Ронжину — по 100 рублей, Василию Южакову и Ермолаю Носкову — по 50 рублей, другим мастерам — по 30 и 15 рублей.

Рыцарские доспехи стали лебединой песней для верного оруженосца империи — унтершихтмейстера 1-го класса Ивана Николаевича Бушуева. Он умер от воспалительной горячки 20 мая 1835 года, едва окончив эту свою последнюю, поражающую великолепием узора и цвета, богатством фантазии и художественным совершенством работу.

Доспехи вернулись в Златоуст в 1928 году. Сегодня они экспонируются в городском краеведческом музее. Работы златоустовского мастера хранятся в Оружейной палате Кремля, Государственном историческом музее в Москве, Эрмитаже, Военно-историческом музее в Санкт-Петербурге и других собраниях. Иван Бушуев стал прообразом Иванко Крылатко в сказе Павла Бажова. В 1988 году в Златоусте был установлен памятник мастеру.

Адрес музея: г. Златоуст, площадь III Интернационала, 1
Режим работы: вторник-воскресенье — с 10:00 до 17:30
Телефон (3513) 62-10-32
Сайт музея: www.zlatmuseum.ru  
E-mail: zlatmuseum@mail.ru

Поделиться

Вчера | 16:01
В Челябинской области прогнозируют эпидемию «свиного» гриппа

Вирус А(Н1N1) уже пришел в регион и активно распространяется. После почти двухлетнего ковидного перерыва грипп набрал силу, и эпидситуация в регионе может серьезно ухудшиться уже в ближайшие недели.

08.12.2022 | 11:04
Проект «Пища жизни» на Донбассе стал финалистом премии #МЫВМЕСТЕ

Премия #МЫВМЕСТЕ для волонтеров «Пищи жизни» — знаковое мероприятие. Победа в прошлом году в номинации «Герои среди нас» предопределила судьбу добровольцев в реалиях сегодняшнего дня.

05.12.2022 | 09:50
Городской голова. Чем запомнился челябинский купец Петр Перцев

В этом году исполнилось 150 лет со дня освящения Покровской церкви в Челябинске. Она стояла недалеко от современной резиденции губернатора. Храм был построен купцом и градоначальником Петром Перцевым.

29.11.2022 | 12:03
Первый секретарь. Головокружительная карьера Геннадия Ведерникова

Сегодня словосочетание «первый секретарь обкома» многие и не поймут, а когда-то так называли руководителя региона. В истории Челябинской области были первые секретари: Кузьма Рындин, Николай Патоличев, Михаил Воропаев и другие. Недавно вышла книга о Геннадии Ведерникове, возглавлявшем регион в 1980-х годах.

Новости   
Спецпроекты