Смертельные кровотечения. В Челябинске с проблемами гемостаза будут бороться австрийскими методами
Томас Хольценбайн, заведующий отделением сосудистой хирургии университетской клиники австрийского города Зальцбурга, рассказал южноуральским врачам о коллагеновой губке, новых способах остановки кровотечения во время хирургических операций и получил новую информацию от российских коллег.
- Кровь людская не водица. Челябинские ангиологи — о факторах риска тромбоэмболии
- «Прижечь» болезнь. Операции по удалению аденомы простаты теперь будут выполнять альтернативным способом
На вопрос, чем австрийский доктор удивит врачей из России, заведующий отделением сосудистой хирургии Челябинской областной клинической больницы (ЧОКБ) Владимир Владимирский ответил:
— Почему-то журналисты все время ждут, что мы должны кого-то чем-то удивлять, рассказывать о каких-то супертехнологиях. Сегодня уже сложно кого-то удивить. Разве что роботами, которые сами проводят операции. Мы будем обсуждать, по сути, рабочие моменты, с которыми врачи сталкиваются в своей каждодневной практике. Но зачастую именно от этих моментов зависит жизнь пациентов.
Темой встречи стали различные нарушения гемостаза. Владимир Владимирский пояснил, что это такое. Система гемостаза — это биологическая система в организме. Она нужна для того, чтобы сохранять кровь в жидком состоянии, чтобы останавливать кровотечения при повреждениях стенок сосудов и растворении тромбов. Гемостаз обеспечивается способностью крови свертываться. Однако если человек принимает так называемые «разжижающие» кровь препараты либо у него есть врожденная патология (как, например, у царевича Алексея, страдавшего гемофилией), то гемостаз может быть нарушен. Любое хирургическое вмешательство в этом случае чревато тяжелыми последствиями.
— В сердечно-сосудистой хирургии есть способы профилактики кровотечений: мастерство хирургов, выполненная по показаниям операция, знание анатомии человека, — продолжает Владимир Владимирский. — Но ситуации бывают разные. Даже когда швы хорошо наложены, между ними вдруг начинается кровотечение. Это связано с тем, что у пациента плохо образуются тромбы, которые должны закупоривать дырочки, оставленные иглой в стенках сосудов.
Угроза кровотечения из тканей существует при любом хирургическом вмешательстве. И, если гемофилией болеет далеко не каждый, то разного рода операций сегодня проводится все больше. А значит, риск послеоперационных осложнений в виде кровотечения увеличивается в разы. Для его предотвращения в высокой медицине применяются разные технологии — специальные ножи, лазеры, переливание плазмы, содержащей факторы свертывания. Но все эти процедуры связаны со значительными денежными затратами, а главное, с потерей времени, которое в данном случае драгоценно. И что самое страшное, в некоторых случаях даже эти меры не помогают.
Выходом является использование такого препарата, как тахокомб. Это коллагеновая губка, которая содержит в своем составе свертывающие кровь вещества. Когда губка накладывается на зону кровотечения, активизируются факторы свертывания, которые вызывают образование тромбов, останавливающих кровотечение.
— Тахокомб должен использоваться в комплексе с другими мерами, но иметь его в своем арсенале должна любая клиника, которая занимается хирургией, особенно сердечно-сосудистой, — считает Владимирский. — У нас уже есть опыт его использования. От нашего австрийского коллеги мы узнали новые нюансы относительно применения данного препарата именно в сердечно-сосудистой хирургии.
Отрегулировать нерегулируемое
Томас Хольценбайн — из тех специалистов, которые всегда находятся в поиске новой информации. Где бы он ни был — в Челябинске или Перу, Уфе или Йемене, Екатеринбурге или Узбекистане, он как губка впитывает новые знания. В России австрийский доктор не в первый раз. Он хорошо знаком с профессором Алексеем Фокиным, руководителем Центра хирургии сердца и сосудов Челябинской областной клинической больницы. На этот раз на примере конкретных сложных ситуаций Хольценбайн рассказал о том, как использовать коллагеновую губку.
— Достичь нормального гемостаза при операциях на сосудах сложно. Коллагеновая губка позволяет герметизировать место соединения сосудов и является заключительным гемостатическим штрихом операции, необходимым для остановки или предотвращения кровотечения после хирургического вмешательства. Это способствует более быстрому и качественному выздоровлению пациента, — объяснил Томас Хольценбайн. — В Западной Европе есть технологии и материалы, которых пока нет в России, поэтому мне есть о чем рассказать коллегам.
Но и челябинским врачам есть чем поделиться в области сосудистой хирургии. В рабочей встрече с австрийским коллегой кроме сосудистых хирургов Челябинской областной клинической больницы принимали участие представители других хирургических специальностей, из районных больниц, а также коллеги из Магнитогорска, которые наблюдали за ходом конференции посредством телемоста.
— Почему происходит нарушение гемостаза и начинаются кровотечения — и в бытовых ситуациях, и после операций, — сказать сложно, — отметил заместитель главного врача по лечебной работе хирургического профиля Илья Бондаревский. — Остается неясным, как регулировать этот процесс. Поэтому общение с иностранными коллегами и получение от них новой информации позволят нам избежать тех неприятных моментов, которые встречаются в нашей профессии.
Илья Бондаревский добавил, что тахокомб вошел в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В отличие от других кровоостанавливающих средств он является лекарством, а не изделием медицинского назначения. В ЧОКБ на него имеются все разрешительные документы. Поэтому применение тахокомба возможно в рамках обязательного медицинского страхования.
Поделиться