Музейный гид. В челябинский музей семьи кукловодов вход по приглашениям

7 Марта 2017 Автор: Николай Антипин Фото: Елена Роцахевич
Музейный гид. В челябинский музей семьи кукловодов вход по приглашениям

Пока чиновники и музейщики обсуждают идею создания в Челябинске театрального музея, 27 января 2017 года в обычной квартире одной из многоэтажек на улице Воровского открылся музей актеров Гаряновых. Его создатель — журналист, редактор, издатель и бард Мария Лукина. С ней мы и встретились «У Гаряновых».

«Каштанка» для премьеры

— Челябинск имеет богатую театральную историю. Чем интересны Гаряновы?

Музейный-гид,-Лукина_0072.jpg— Это удивительная актерская семья. Челябинцы могут быть благодарны им хотя бы за то, что они создали у нас в городе театр кукол. Всю жизнь без остатка Павел и Нина Гаряновы посвятили театральной сцене. Павел Абрамович родился в 1886 году в Чернигове. В детстве ярко проявились его актерские способности. Он грезил театром, сначала изображал любимого Петрушку, потом увлеченно играл в школьном театре, где получил прозвище Актер. В 1903 году он поступил в Киевскую музыкально-драматическую студию. Затем начался период его странствий с антрепризными труппами. Тогда же судьба свела его с Ниной Адамовной Новицкой, получившей художественное образование в Петербурге. После революции 1917 года Гарянов уже сам создавал театры и руководил ими, готовил инструкторов театрального искусства, режиссировал спектакли.

— И затем они оказались в Челябинске?

— С конца 1920-х годов они посезонно приезжали на Урал и потом обосновались в Челябинске, где с 1932 года работали над созданием театра кукол. Покупали первых кукол, Нина Гарянова обучалась технике вождения и искусству создания кукол у старых мастеров, и уже в 1936 году открыла в Челябинске первую в стране студию по подготовке кукловодов. В 1935 году Челябинский театр кукол официально открылся спектаклем «Каштанка». Играли повсюду и много — «Гусенка», «Веселого портняжку», «Петрушку на Северном полюсе» и другие спектакли, десятки сказок и современных историй. Режиссером выступала Нина Адамовна, Павел Абрамович писал пьесы.

Комната для кукол

— А как вы породнились с Гаряновыми?

— Пережив тяжелые военные годы и сохранив для города и области театр кукол, отдав ему все силы, Нина Адамовна в 1949 году умерла от туберкулеза легких. Она была похоронена на Митрофановском кладбище. Много лет спустя я нашла ее заброшенную могилу. Моя родная тетя Валентина Константиновна Лукина стала второй женой Павла Абрамовича Гарянова. Это было соединение людей одних творческих устремлений. Тетя происходила из семьи челябинского священника, получила домашнее музыкальное образование, работала тапером (пианисткой в немом кино), играла в саду-острове. Там ее и нашли Гаряновы, приехав в Челябинск. Они предложили ей работать пианисткой в театре, и после колебаний она согласилась, а в 1941 году стала директором театра и 18 лет им руководила. Валентина Константиновна скончалась в 1997 году, но ко мне коллекция кукол, личные вещи Гаряновых, их архив, библиотека перешли три года назад, когда правнуки решили продать квартиру.

— И у вас родилась идея создать свой музей?

— Поначалу я даже подумывала, не передать ли что-нибудь в музей или в галерею, но потом окончательно решила не распылять собрание. Так семейные реликвии поначалу оказались в моей небольшой квартире. А вскоре удалось осуществить мечту: «У Гаряновых» снова появился свой дом. Правда, приобрести квартиру там, где жил дядя Павлуша, с видом на памятник «Орленок», не удалось, поэтому я подобрала другую, на улице Воровского, и «поселила» Гаряновых в ней. В одной из комнат разместился своеобразный рабочий кабинет и одновременно гримерка. Есть письменный стол и туалетный столик со старинным зеркалом, кресло и книжный шкаф. На стенах часы с боем и живописные портреты Павла Абрамовича: на одном (кисти Василия Неясова) актер в домашней обстановке с песиком по кличке Фить, на другом (вероятно, работы Акопа Григоряна) — в своей любимой роли фельдмаршала Михаила Кутузова. Здесь же и «мундир Кутузова», в котором Гарянов выходил на сцену до конца жизни (актер скончался в 1963 году). Обстановку дополняют личные вещи: телефон, настольная лампа, часы, подсвечник, зажигалка, портсигар. Много книг и фотографий, в том числе дореволюционных. Во второй комнате разместились куклы…

Музейный гид_Портрет-Павла-Гарянова-Художник-Василий-Неясов_Фото-Николая-Антипина.jpgа Павел Гарянов (художник Василий Неясов)

Пока не для всех


— С какими куклами сегодня можно познакомиться в вашей коллекции?

— Всего в коллекции 20 целиком сохранившихся кукол. Сделаны они из папье-маше, дерева, ткани, металла (мягкой проволоки). Это хрупкие материалы, но при бережном отношении могут служить долго. Куклы Гаряновых выполнены качественно, на совесть. И каждая из этих кукол индивидуальна, имеет свое лицо, свой характер, несет заданный скульптором образ.

Есть тростевые куклы, выполненные в стиле модерн. Их можно увидеть на фотографии 1930-х годов. Это два Пьеро (один в фиолетовом, другой в черном бархатном костюме) и Пьеретта. У них выразительные, одухотворенные лица, мастер вдохнул жизнь в свои создания. Руками этих тростевых кукол актер управляет через длинные трости, благодаря чему у них широкий, несуетный жест, иная степень свободы, они могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.

Музейный-гид_Пьеро-и-Пьеретта_Фото-Елены-Рохацевич.jpg

Марионетки — наиболее сложные по технике вождения и близкие к человеческой механике и пластике: Аладдин, Цыганка Аза, Русалочка, Кот в сапогах в бархатном малиновом камзоле, плаще и шляпе. У кота имеются остатки усов, а на лапах в ботфортах — стальные ролики (с настоящими шарикоподшипниками). Благодаря им на сцене кот катался как на коньках! Есть и традиционно петрушечные (перчаточные) куклы: сам Петрушка, Пионер, Петушок и другие. Лучше других выглядит Царевна Несмеяна. Тетушка вспоминала, что на спектакле у нее из глаз капали слезы, Несмеяна плакала. Вода к глазам подводилась по специальным трубочкам.

В коллекции собраны куклы 1930-х годов из спектакля «Гусенок» — сам гусенок Дорофей, Аленка и Лиса. Это исторический спектакль. Впервые он был поставлен Образцовым в Москве, а затем Гаряновыми в челябинском театре. В современной постановке этот спектакль не сходит со сцены нашего театра до сих пор.

— Как попасть в ваш музей?

— Это не музей-квартира, Гаряновы здесь не жили, хотя есть стремление приблизиться к обстановке того уютного дома, который я помню. Главное — сохранить и передать атмосферу, почувствовать ее, прикоснувшись к прошлому. Несмотря на истекшие десятилетия, тут и телефон, и радиоприемник, и часы, и настольная лампа — все рабочее, действующее. Красивые вещи, сохранившие аромат времени, тепло рук прежних хозяев, историю известной в городе семьи…

Не могу обещать, что музей будет открыт для всех. Пока он работает лишь по приглашениям. Тем более что я не жду каких-либо доходов от этой деятельности. Но буду рада любой помощи. Для кукол, например, нужны стенды, которые берегли бы их от пыли. Для кутузовского мундира — манекен. Требуется и специальное освещение экспонатов.

Для меня естественное, нормальное состояние — сохранить наследие, которое доверено судьбой. Я бы хотела, чтобы на огонек «У Гаряновых» собирались и общались представители творческой интеллигенции, гости города, в том числе мои знакомые и друзья. Если у кого-то возникнет желание побывать здесь, можно мне написать lookina56@gmail.com.

Вчера | 13:09
Будут мост и ФАПы. Алексей Текслер разбирался в проблемах Варненского района

Варненский район стал следующим муниципалитетом, куда врио губернатора Алексей Текслер приехал с рабочим визитом сразу после Магнитогорска. 

24.04.2019 | 16:06
В Челябинске Илья Кабанов дал прогноз человечеству на 30 лет

Говорят, что нет пророков в своем отечестве. Но это как посмотреть… И в России сегодня появились последователи Нострадамуса, которые руководствуются научно обоснованным подходом, строгим IT-расчетом и математическим анализом развития событий.

16.04.2019 | 12:42
Музейный гид. Почему Челябинск был чайной столицей России

В фондах Объединенного государственного архива Челябинской области 2,5 миллиона дел, начиная с XVIII века. Однако архив хранит не только документы и фотографии, но и предметы. Есть здесь и свой музей, где проходят занятия и экскурсии.

01.04.2019 | 15:43
Музейный гид. Почему железные дороги берут свое начало в Усть-Катаве

Усть-Катав вырос среди живописных гор из железоделательного завода, построенного купцами-компаньонами в середине XVIII века. В конце XIX века здесь стали выпускать продукцию для железной дороги, после войны – трамваи, двигатели для ракет и космических аппаратов.

Новости   
Спецпроекты