Николай Махнев: «Нужно мотивировать учащихся на принятие сельского образа жизни»
Эксперты отмечают, что в условиях глобального информационного пространства неравенство между городскими и сельскими школами начало усиливаться. Как можно сократить разрыв — в разговоре с Николаем Махневым, исполнительным директором проекта «Энциклопедия сельских школ России».
— Да, конечно. И на наш взгляд, это неравенство стало еще больше. Не так давно я выступал на круглом столе, организованном Общественной палатой РФ, и там говорилось, что эта проблема приобретает достаточно угрожающий характер. Власть это начинает понимать. Неслучайно же, что почти все субъекты РФ получили сегодня финансы на частичное решение проблем школ с низкими учебными результатами, это финансирование коснется и городских, и сельских школ. Но, на наш взгляд, эти средства кардинально проблему не решат. Потому что сегодня селу не нужна просто школа, занимающаяся только теоретической и учебной деятельностью, нужно создавать модели, мотивирующие учащихся на принятие сельского образа жизни. А ведь за этим кроется отнюдь не только желание работать в аграрном секторе.
— В рамках своего проекта «Энциклопедия сельских школ» вы предлагаете некую модель перекачки опыта и ресурсов из городских школ в сельские. Зачем это нужно сельским учреждениям, понятно, но в чем интерес городских?
— Во-первых, таких практик сетевых сообществ в России достаточно много, и мы будем о них рассказывать. Во-вторых, должны быть высказаны позиции региональных министерств образования по этому взаимодействию. Надо заинтересовать директоров городских школ этим видом деятельности через объявление различных конкурсов, мероприятий с целью стимулирования сетевого взаимодействия в регионе. Эта деятельность может быть включена в перечень показателей, отражающих эффективность работы учреждения (так называемый эффективный контракт руководителя).
Мы понимаем, что руководители городских школ могут заявить о том, что проблем и так хватает, а им еще и сельские навязывают... Но здесь решается вопрос реализации конституционного права на равенство в образовательном процессе, и поэтому регионы могут найти эффективные и реальные меры поддержки этого направления.
В-третьих, безусловно, важна оценка власти и общества позиции руководителей и учителей школ, которые занимаются этой благородной работой. К примеру, буквально на днях эксперт нашего проекта, директор московской школы № 460 Ольга Голубева получила награду от «Русского географического общества» за совместный межрегиональный проект с карельской сельской школой «А зори здесь тихие — XXI век».
— Насколько широко представлена Челябинская область в данном проекте? Какие города чаще «курируют» наши южноуральские сельские школы?
— Пока в «Энциклопедии» не участвует ни одна сельская школа Челябинской области. В проекте «Общая дорога» в рамках президентского гранта создания механизмов взаимодействия между сельскими школами и НКО — только одна. Хотя старт взаимодействия между городской и сельской школой мы дали именно в нашем регионе, когда познакомили лицей № 31 со школой в Дубровке. Были и другие попытки. В частности, пытались подружить лицей № 1 с Аргаяшской сельской школой. Но в целом пока процесс находится в достаточно плавающем состоянии. У нас есть информация, что разосланы письма с предложением об участии в проекте от регионального минобра, но пока, наверное, сельские школы Челябинской области находятся на низком старте.
— Кто более инертен в этой ситуации — сельские или городские школы?
— К сожалению, сельские школы намного инертнее городских, и это, конечно, самая большая проблема. Сельские школы, на наш взгляд, должны научиться менять условия под себя, через проектную деятельность.
Справка.
Проект «Электронная энциклопедия сельских школ России» создан фондом содействия развитию образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны» при поддержке Всероссийской общественной организации «Трудовая доблесть России». Авторы проекта собирают самые успешные практики сельского развития.
Проект «Общая дорога» нацелен на создание механизмов взаимодействия некоммерческих организаций и сельских школ РФ по развитию гражданского общества, эффективному решению социально-экономических вопросов развития сельских образовательных организаций, для помощи различным целевым группам жителей села в рамках национального проекта «Энциклопедия сельских школ России».
Поделиться