Философия счастья челябинского ученого. Как заботиться о своей душе, не посещая психолога или церковь
Может ли философия сделать человека счастливым? Может. Если мы говорим о так называемой философской практике, или философском консультировании, — научном движении, которое оформилось относительно недавно и постепенно распространяется в России и мире.
Основателем философской практики считается немецкий философ Герд Ахенбах, который в 1982 году создал ассоциацию философов-практиков. Сторонники этого направления считают, что философия может использоваться любым человеком в его повседневной жизни, независимо от его рода деятельности и образования. Философская практика может сделать жизнь более осмысленной, наполненной, интересной, а значит, счастливой. И для этого необязательно разбираться в майевтике Сократа, понимать диалектику Гегеля или отличать «Критику чистого разума» Канта от его же «Критики практического разума».
Пока последователей философской практики (особенно в России) не так много. Не каждый готов погружаться в дебри своего внутреннего мира. Кто-то ссылается на нехватку времени и откладывает это занятие на потом, кто-то просто не думает об этом. А ведь это самое важное — настоящая забота о своей душе.
Как с помощью философии разобраться в себе, открыть новый мир и, если повезет, приблизиться к пониманию сакраментального вопроса о смысле жизни, рассказал заведующий кафедрой философии и культурологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета доктор философских наук, профессор Сергей Борисов. Этим направлением философии он занимается и на международном уровне, поддерживая связи с ведущими философами-практиками, и на более локальном, проводя занятия и встречи философского клуба по особой методике.
Фонарик в хаосе
— Сергей Валентинович, поясните, пожалуйста, что такое философская практика.
— Как направление современной философии она выделилась недавно. Но на самом деле философская практика существует так же давно, как и сама философия. Ведь философия в культуре изначально представляла собой духовные упражнения, связанные с заботой о себе, о своей душе. Исходя из своих умственных и душевных усилий, опираясь на здравый смысл, человек пытался помочь себе в кризисных ситуациях, найти в них смысл, разрешить их, расширив свое мировоззрение. Философы считали, что такие духовные упражнения способны вытащить человека из бездны его бытия, в которую он попал не по своей воле. То есть чем больше в нашей жизни осмысленности, чем ярче горит фонарик, который освещает нам путь в кажущемся хаосе, тем лучше наша жизнь.
— Но ведь занятия психологией, к примеру, тоже направлены на более осознанное осмысление себя, своих переживаний, на то, чтобы в итоге человек лучше себя чувствовал и был счастливым. В чем разница?
— Практическая философия действительно очень «психологична», но при этом она не использует тех форм, которые использует психология: она не занимается синдромами, симптомами, не ищет общей закономерности, но рассматривает человека как уникальный случай, отдельную вселенную. Если мы хотим разобраться в сути проблем, нужно овладеть языком собеседника, понять его представления о мире. Тогда есть шанс войти в его вселенную.
— Правильно ли сказать, что философская практика позволяет нам сформировать или изменить свое ви́дение мира?
— Картина мира любого человека зависит от основного состояния его существования. Иначе говоря, как мы себя чувствуем, таким и представляется нам окружающий мир. Очевидно, что изменить его мы вряд ли сможем, потому что он существует и функционирует по своим законам. А вот со своим основным состоянием мы можем работать и тем самым влиять на наше восприятие событий и окружающего мира в целом. И в этом смысле философская практика действительно может стать хорошим инструментом и поддержкой.
— Но ведь очевидно, что у человека, живущего на берегу Черного моря, и жителя Челябинска разные картины мира, разное основное состояние, потому что они живут в совершенно разных окружающих условиях...
— Неважно, где человек живет и где находится пространственно. Первое, что вы ощущаете в момент пробуждения, это не тело, а сознание. А окружающие вас объекты, мир вокруг, Челябинск или берег моря — все это вторично и воспринимается в зависимости от того, как вы ощущаете себя. Сами по себе внешние объекты мертвы, и это пространство тоже мертво, пока мы не оживили его собственным сознанием.
Философия для всех
— Помогает ли практическая философия справляться со стрессом?
— Если вам нужно как-то примириться с жизнью, если хочется, чтобы ушли тревожные переживания, депрессия, лучше обратиться к специалисту, который работает именно на этот результат. Психолог или психотерапевт поможет обрести душевное спокойствие, психиатр пропишет что-нибудь наподобие успокоительного. Философы же работают с идеями и мыслеобразами.
— Кому тогда подойдет практическая философия?
— На самом деле, любому. В том числе человеку, который воспринимаете себя и свое существование как проблему. Философский текст поможет открыть ему глубину в самом себе, возможно, вдохновит на новые идеи и, таким образом, снимет напряжение. Но этот человек все равно будет зациклен на себе, на своей проблеме, а не на философских идеях. Поэтому, если цель — избавиться от депрессии, лучше идти к психологу.
При этом есть много людей, у которых нет особых психологических проблем, у которых формально все хорошо. Тем не менее они живут с постоянным ощущением недостаточной полноты жизни. Им все время чего-то не хватает. Копаться в себе в психологическом плане им не хочется, ходить на йогу и медитации тоже. Им интересны идеи. В этом случае философская практика очень поможет им сделать свою жизнь полнее, осмысленнее.
«Вы созданы для счастья»
— Сможет ли заниматься философской практикой человек, который не искушен в науках, далек от университетской среды?
— Здесь и не нужно быть искушенным. Суррогатные знания, которые даются в университете, только мешают. Какой смысл в том, чтобы знать об идеях Платона, Аристотеля, Маркса, Энгельса, если ты не умеешь с ними работать, не понимаешь, как применять их в жизни? В философской практике мы исходим из ощущения себя, ищем в себе внутреннюю глубину, подлинность и стараемся ее сохранить. Здесь важно избегать лжи — явной и неявной. Чем больше внимания человек уделяет себе, своему источнику, держит его незамутненным, тем лучше становится его жизнь. То есть философская практика — это каждодневная забота о себе. Ее можно осуществлять коллективно, можно с помощью консультанта, можно самому. Здесь не требуется никакой особой подготовки. Учебники по истории философии — это только рассказ о философии. Что делать с этой информацией человеку, который не будет профессионально «заниматься пересказом» этой истории, что многие почему-то называют преподаванием философии? Можно работать с небольшим фрагментом текста, с конкретной мыслью, не знать, кто это и когда сказал. Но, если вы эту мысль переживаете как факт своего сознания, вы через нее многое можете открыть для себя.
— То есть в философской практике важнее не академические знания, а осознанное отношение человека к жизни?
— Осознанность, внимательность к себе. Нельзя ничего предавать забвению, бросать себя на произвол судьбы, если вы чувствуете, что ваша жизнь недостаточно полна. Должна быть сосредоточенность на себе. Сосредоточенность, но не болезненная зацикленность.
— Как отличить зацикленность на себе от сосредоточенности?
— Критерий один: удовольствие, радость, спокойствие. Вы созданы для счастья. Ваша жизнь должна быть для вас счастливой и радостной. Если вы чувствуете, что счастья и радости в вашей жизни недостаточно, нужно подумать, почему так происходит. Но ни в коем случае не паниковать, не метаться и не успокаивать себя ссылками на неблагоприятные обстоятельства. Вероятнее всего, причина вашего неудовлетворенного состояния в том, что какие-то вещи у вас не сходятся в мировоззренческом плане, а потому вы тревожны и не удовлетворены собой. Соответственно, если мы всё промыслим, состыкуем внутри себя, то и картина мира поменяется. А вместе с картиной мира поменяется и наше отношение к происходящему.
Поделиться