Экзамен на профессионализм. Челябинские воспитатели примерили на себя роль «особых» детей

22 Июня 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Экзамен на профессионализм. Челябинские воспитатели примерили на себя роль «особых» детей

В музыкальном зале челябинского детского сада № 40 разбросаны игрушки. В центре стоит детский столик с кубиками, мячиками, цветными жетонами. Но детей в зале нет — только взрослые: воспитатели детских садов и родители. Они здесь за тем, чтобы научиться правильно вести себя с детьми с особыми образовательными потребностями.

Проблемы системы

Сегодня на 68 обычных детей в мире приходится один ребенок с аутизмом, на 700 малышей — один с синдромом Дауна. С каждым годом таких детей становится все больше, но число коррекционных образовательных учреждений увеличиваться не будет. По измененному год назад закону «Об образовании» «особые» дети имеют право посещать обычные детский сад и школу. Их родители этому рады: так у малышей появляется больше шансов получить навыки социального общения в среде обычных ровесников. Однако не все педагоги готовы работать с «особыми» детьми в общеразвивающих группах.

С целью восполнить этот пробел при поддержке администрации города Челябинска был разработан проект «Инклюзия без границ», предложенный Челябинской областной общественной организацией помощи детям «Открытое сердце». Семинары и тренинги проводят специалисты, имеющие базовое образование по прикладному анализу поведения. Таких профи в Челябинской области можно сосчитать по пальцам одной руки. В их числе главный эксперт проекта — старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Марина Пинкус.

Что делать, если «особый» ребенок проявляет нежелательное поведение — гиперактивен во время занятий или убегает на прогулке от требовательных взрослых? Что такое подкрепление успехов ребенка? Как визуальное расписание помогает ему ориентироваться во времени и пространстве? Как использовать жетонную систему поощрений? На занятиях Марина Пинкус разбирала эти и другие актуальные вопросы, с которыми сталкиваются педагоги в своей практике, и буквально проигрывала с воспитателями разные учебные и бытовые ситуации, чтобы показать, как правильно реагировать в тот или иной момент, что говорить, какие педагогические приемы и подходы применить.

инклюзия_Шишкоедов_DSC6132.jpg

— Нам не пересказывали учебник по педагогике или возрастной психологии, но давали практические рекомендации, которые мы тут же применяли в действии, — поделилась впечатлениями старший воспитатель детского сада № 157 Елена Рева. — Это очень полезно, потому что у нас ежегодно появляются дети с особыми образовательными потребностями. И если у педагога нет специализированного образования, ему трудно помочь такому ребенку социализироваться в группе.

Еще один способ сделать инклюзивное образование более эффективным — ввести в штат образовательных учреждений так называемого тьютора — человека, который сопровождает ребенка с особыми образовательными потребностями во время его нахождения в детском саду или школе, помогает ему работать по индивидуальной программе обучения и адаптироваться в детском коллективе.

— Согласно российскому законодательству, прописать такое сопровождение можно в индивидуальной образовательной программе ребенка, — рассказала председатель организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова. — Однако этого не делают. Отчасти оттого, что для таких специалистов формально нет ставок. А если и есть, то они делятся между сотрудниками, чтобы обеспечить им дополнительные выплаты. Поэтому чаще всего тьютора нанимают сами родители и платят за это из своего кармана. Но позволить себе такое может далеко не каждая семья.

Курс на перемены

— Когда мы разрабатывали программу проекта, мы не собирались изобретать велосипед, — продолжает Елизавета Кириллова. — Мы опирались на опыт наших московских коллег — родителей, которые использовали методы прикладного анализа поведения и внедрили успешную модель инклюзивного обучения «особых» детей в общеобразовательной школе № 1465 и нескольких детских садах. Секрет их успеха прост. У каждого ребенка есть две программы: одна — коррекции нежелательного поведения, другая — адаптированная, направленная на помощь в усвоении академических навыков. У каждого ученика есть свой тьютор, а все программы для них готовит учитель ресурсной зоны. Это такое помещение в учебном заведении, где дети могут отдохнуть или позаниматься индивидуально с учетом своих особенностей. Способы внедрения такого подхода мы полгода изучали в рамках специальной программы «Включи меня», авторы которой — Екатерина Мень и Яна Золотовицкая — делятся своим практическим опытом с родителями и специалистами из регионов.

инклюзия_Шишкоедов_DSC6078.jpg

Используя полученные знания, челябинские специалисты разработали свой проект  «Инклюзия без границ». Для всех его участников, а это более 50 педагогов из челябинских дошкольных учреждений № 7, 40, 157, 237, 370, 400, 448, участие в семинарах и тренингах было абсолютно бесплатным.

— Пройти подобный курс можно, наверное, только в Москве, где за одно занятие берут от 2,5 до 8 тысяч рублей. А таких занятий нужно не меньше 7-8. В итоге подобная программа обходится минимум в 20-30 тысяч, — подсчитывает заведующая челябинским детским садом № 40 Алла Басанько. — Конечно, сегодня можно многое найти в интернете, в том числе и информацию по прикладному анализу поведения. Но такого, чтобы она была собрана в единую стройную программу, чтобы педагоги могли сразу же испытать себя и применить эти навыки под руководством опытного специалиста-практика, — такого вы так просто не найдете.

Участники курса добавили, что полученные знания пригодятся им в работе не только с «особыми», но и обычными ребятами в общеразвивающей группе. К слову сказать, среди слушателей программы были и родители детей с особыми образовательными потребностями.

— Я воспитываю двоих детей, у одного из которых есть ограничения по здоровью, — рассказала Наталья Петерс, мать ребенка с синдромом Дауна. — После семинара у меня отпало много вопросов, стало легче справляться с детьми. Сидеть в интернете и искать ответы на вопросы, как поступить в той или иной ситуации, просто нет времени. Поэтому получить такие знания было очень полезно.

В конечном итоге организаторы проекта нацелены создать психолого-педагогические условия для принятия детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу и детский сад на примере двух образовательных учреждений в Челябинске. И работы здесь немало —  не только дать знания педагогам, но и помочь им реализовать их на практике: правильно организовать пространственно-развивающую среду, подготовить программу развивающих занятий так, чтобы учитывать образовательные интересы всех детей в группе. Еще одна задача — работа с родителями. Не все готовы принять тот факт, что «особый» ребенок сможет заниматься вместе с обычными детьми и будет успешен в образовательном процессе, если его правильно организовать. Еще одна проблема — ревностное отношение некоторых родителей, которые считают, что дети с особыми образовательными потребностями отнимают у педагога время, которое он мог бы уделить их ребенку.

— У нас был всего один раз, когда родители высказали сомнение по поводу того, что с обычными детьми будут учиться дети с особыми образовательными потребностями, — вспоминает Алла Басанько. — Но через несколько месяцев они сами извинялись за свою реакцию, потому что увидели, что их дети начали проявлять поддержку, понимание по отношению к своим сверстникам, а «особые» дети, в свою очередь, пытаясь подражать остальным, стали показывать успехи в обучении. Еще меня вдохновляет пример одного нашего выпускника, мальчика с синдромом Дауна, который от нежелательного поведения перешел к тому, что играл в мюзиклах, театральных постановках наравне с обычными детьми. Потом его взяли в обычную школу.

Это только начало

На летнее время проект «Инклюзия без границ», который реализуется с апреля 2017 года, продолжит работу заочно. На сайте организации родители и педагоги смогут задать любой вопрос в специальной рубрике, а также получить учебно-методическую литературу. Летом же специалисты детского сада № 40 будут готовиться к началу учебного года с учетом новых знаний. Кроме того, организаторы проекта приступили к съемкам фильма «Традиции равнодушия», который расскажет о сильных и слабых сторонах инклюзии.

— Мы хотим показать примеры тех, кому удалось адаптировать ребенка в обычных, не специализированных, учебных учреждениях, и тех, у кого не получилось преодолеть трудности, — говорит Елизавета Кириллова. — Существуют разные точки зрения, есть разный опыт. Но главное для нас — это донести до людей простую мысль о том, что, если в обществе появляется «особый» ребенок, это не обуза для педагогов и не трагедия для родителей. Это экзамен на человечность и профессионализм. Главное — умение учиться и искреннее желание взрослых идти рядом.

Поделиться

Вчера | 13:51
Поколения воинов. Герой России рассказал о своей семье

Прадедушка Альберта Зайнуллина прошел всю Великую Отечественную войну и встретил победу в Берлине.

26.01.2025 | 10:25
Игрушки для доктора. «Кукольное» хобби помогает врачу после операций

Днем невролог Челябинского онкоцентра Юлия Зацепина в составе операционной бригады спасает жизнь пациентам с опухолями головы, а по вечерам и в выходные вяжет милых кукол и шьет для них модные наряды.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты