Неформальный контроль. Сотрудник Уральского отделения РАН рассказал, что мешает развитию сельских школ Южного Урала

28 Июня 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Неформальный контроль. Сотрудник Уральского отделения РАН рассказал, что мешает развитию сельских школ Южного Урала

Мы продолжаем следить за ходом уникального проекта «Электронная энциклопедия сельских школ России», который был запущен в Челябинской области.

Разработкой и реализацией проекта занимается фонд содействия развитию образования, культуры и спорта Горбушов-Александр-старший-преподаватель-кафедры-философии-Института-философии-и-права-Уральского-отделения-РАН.jpg«Институт воспитания строителей страны» (г. Миасс). Одним из его экспертов является старший преподаватель кафедры философии Института философии и права Уральского отделения РАН Александр Горбушов. В интервью «ЮП» он поделился результатами своего исследования и рассказал, почему сельская школа России находится сегодня на перепутье.

— В настоящее время власти многое делают для улучшения качества образования в сельской местности. Однако некоторые упущения все же имеют место быть, — считает эксперт. — На селе все еще сохраняется неформальный контроль за поведением членов этой общности. Кроме того, у жителей села не так много возможностей для получения разностороннего жизненного опыта. С другой стороны, если какие‑то возможности — жизненные или культурные — и появляются, то мало кто из селян ими пользуется. Уезжают же со своей малой родины жители сел, как правило, для того чтобы улучшить свое материальное состояние и жить в другой культурной среде.

Говоря о специфике сельских школ, Александр Горбушов отметил, что сельская школа по-прежнему играет значимую роль в развитии экологической культуры учащихся в отсутствии других источников информации. Однако этому мешает недостаточное развитие информатизации, компьютеризации и других видов обучения на селе. Зачастую в школах нет ни мультимедийных средств обучения, ни доступа в интернет, ни обновленных библиотек. Особой проблемой является несоответствие образовательных программ современным потребностям сельских школ.

— Пока эти и другие проблемы не будут решены, мы не сможем добиться сохранения и развития будущих поколений на селе, — заключает эксперт.

Вопросами обучения, образования, воспитания в средних и высших учебных заведениях Александр Горбушов занимается более 20 лет. С народной педагогикой он впервые познакомился в 1995 году студентом филологического факультета Уральского государственного университета (УрГУ) им. А.М. Горького, когда проходил фольклорную практику в деревне Конево Пригородного района Нижнего Тагила.

— Месяц я жил в сельском социуме и собирал материалы об этом уникальном слое нашего общества, — рассказывает Александр Горбушов. — Впоследствии я сам пошел по пути педагогики. С 2002 по 2003 год преподавал риторику, историю, географию, русский язык и литературу в школах станции Таватуй и рабочего поселка станции Аять Свердловской области. Параллельно был соискателем кафедры педагогики УрГУ и в 2004 году там же поступил в очную аспирантуру.

С 2005 по 2016 год Александр Горбушов работал в Институте по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук УрГУ. Участвовал в обсуждении проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Напомним, что национальный проект «Электронная энциклопедия сельских школ России» был разработан в Челябинской области как действенный механизм поддержки школ сел и деревень. На специально созданном сайте руководство любой сельской школы может разместить историческую справку о своем учебном учреждении, рассказать о становлении школы, ее культуре и традициях, директорах, выпускниках. Для каждой школы создается своя страничка, на которой можно размещать и официальные сведения о школе, и неофициальную, «живую», информацию: воспоминания, отзывы, фотографии, видеосюжеты, публикации о школе в СМИ.

— Подобная самопрезентация позволяет сельским школам заявить о себе, найти своих выпускников, которые могли бы принять участие в проектной деятельности и поддержать школу. Либо получить контакты городских школ, в том числе Москвы, которые готовы принять у себя коллег, поделиться своим опытом, методическими материалами, — пояснил руководитель проектов фонда поддержки образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны» Николай Махнев.

Сегодня | 10:27
Не воспитывать и не учить. Учитель из Челябинской области знает формулу счастливого педагога

Алена Идрисова, участница проекта «Энциклопедия сельских школ», проживает с детьми первые слезы и первую любовь.

Вчера | 11:36
Чужие штрафы. Челябинцев лишат прав из-за отказа в перерегистрации автомобилей

Продавая транспортное средство на вторичном рынке, каждый уже бывший собственник рискует оказаться в ситуации, когда новый владелец намеренно или по забывчивости не снимет машину с учета в МРЭО ГИБДД, а все штрафы с камер фото- и видеофиксации приходят продавцу.

16.02.2018 | 15:26
Рак излечим. Челябинские врачи объясняют, как победить болезнь

Вокруг онкологических заболеваний много мифов и предрассудков, вызванных зачастую страхом и невежеством. При этом достоверная и значимая информация не всегда доходит до тех, кому она может быть полезна.

24.01.2018 | 14:40
Кукловод для актера. Артист челябинского театра рассуждает о свободе и любви

Александр Майер — один из ведущих актеров Нового художественного театра. Его жизнь с ранних лет была связана с театральной средой, хотя судьба сложилась так, что доводилось работать и на заводе, и на телевидении, и ведущим мероприятий.

Новости   
Спецпроекты