Давление демографии. Дошкольников Челябинской области будет становиться меньше, а первоклашек больше
На носу новый учебный год, и образовательные учреждения вовсю ведут прием в детсады и первые классы школ. Всем ли хватит мест? В какую школу лучше определить ребенка? На эти и другие вопросы корреспондента «ЮП» ответила первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова.
- Родительский надзор. Следователи просят жителей Челябинской области усилить контроль за своими детьми
- В школах Челябинской области практически исчез дефицит педагогических кадров
- Застройщики в Челябинске пытаются освободиться от бремени строительства детсадов в новых микрорайонах
— Тут многое зависит от самих родителей и от количества детей, которые 1 сентября впервые поступят в образовательные учреждения. В настоящее время мы находимся на пике демографической волны, когда количество детского населения высокое. Дальше оно будет уменьшаться, потому что в детородный возраст вступают дети 90-х годов, когда в связи с экономическими процессами рождаемость была низкой. То есть сейчас чисто физически становится мало людей, который могут произвести потомство. Вместе с тем меняется и структура обучающихся: дошкольников будет становиться меньше, а первоклашек больше. Именно это изменение структуры обучающихся и вызывает основные проблемы.
В последние годы мы прилагали большие усилия, чтобы обеспечить местами в образовательных учреждениях детей дошкольного возраста и достигли определенных успехов. Сейчас фактически все дети в Челябинской области от 3 до 7 лет имеют возможность ходить в детские сады. Прогресса удалось добиться в том числе благодаря переформатированию групп: мест для детей от 0 до 3 лет стало меньше, а от 3 до 7 лет — больше. Ведь до 3 лет у мам есть возможность самостоятельно воспитывать ребенка, и вообще малышей не рекомендуется отдавать в ясли хотя бы до двух с половиной лет, они не готовы к этому ни физически, ни психически. А вот детишек предшкольного возраста лучше все-таки водить в детский сад. В будущем это поможет им социализироваться. Кроме того, все исследования говорят, что ходившие в детсад дети показывают более высокий результат на последующих этапах обучения.
— Какую рекомендацию можно дать родителям в связи со всем этим?
— Я бы посоветовала ставить ребенка в очередь в детский сад сразу после рождения. В этом случае даже в самых проблемных территориях к трем годам место вы точно получите, а скорее, даже к двум с половиной годам. Это как раз самый хороший возраст для начала посещения детского сада.
— А что насчет школ?
— Здесь, в общем, та же проблема — наличие мест. Иногда у людей складывается превратное впечатление, что в школу можно взять сколько угодно детей. На самом деле нет. Есть нормы СанПиН, которые привязаны к площадям. И здесь вот какая трудность: детей из школ выпускается существенно меньше, чем принимается в первый класс. Это опять же связано с демографической ситуацией, которая будет сохраняться в ближайшие годы. Так что, когда школа набирает только три первых класса, то это не потому, что ей не хочется брать больше, просто у нее физически нет для этого пространства. Поэтому в крупных муниципалитетах, где несколько школ, существует территориальное распределение, когда каждое образовательное учреждение закрепляется за конкретными домами.
— Но если родитель хочет, чтобы его ребенок учился не в этой, а в другой школе, более престижной, например?
— Граждане имеют право выбрать любую школу по своему вкусу, хоть в другом городе. Но гарантировано место именно по месту жительства. И лучше всего пойти туда, потому что ребенку там будет комфортнее, он будет избавлен от дополнительных нагрузок. Кроме того, хочу напомнить, что в начальных классах образовательные программы во всех школах абсолютно одинаковые. А уже дальше, после начальной школы, можно думать о переводе в более статусное учреждение. Как бы то ни было, я советую родителям задуматься об устройстве ребенка в школу заранее. За год до зачисления стоит изучить разные образовательные организации, встретиться с их руководителями и понять, чего именно вы хотите для своего ребенка.
— С какого возраста можно переводить ребенка в лицеи и гимназии?
— Вообще я всегда родителям рекомендую ориентироваться на своего ребенка и не гнаться за престижем. Если у него есть способности, то он и в обычной общеобразовательной школе свое возьмет, тем более при поддержке родителей. Увы, часто они отдают детей в статусные учреждения, исходя из собственных амбиций, и это приводит к стрессу, у ребенка могут начаться заболевания, в том числе и серьезные.
Да, есть дети, которые с первого класса готовы к дополнительным нагрузкам. Творчески и спортивно одаренные дети проявляют себя уже в дошкольном возрасте. Но у большинства способности и наклонности гораздо очевиднее становятся классу к седьмому или восьмому. Именно поэтому углубленное изучение предметов естественно-научного цикла начинается в восьмом классе. По крайней мере к этому времени уже можно понять, гуманитарий ваш ребенок или естественник. Но кто-то и до конца школы не может определиться, а некоторые только по окончании вуза, куда вроде бы поступили по собственному желанию, понимают, что это не не для них, и уходят совсем в другую область. Все индивидуально.
Поделиться