Митрополит Никодим: «В сохранении памятников иногда доходят до абсурда»

31 Июля 2017 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Митрополит Никодим: «В сохранении памятников иногда доходят до абсурда»

После армии два года он помогал восстанавливать Покровско-Васильевский храм в Павловском Посаде, был послушником, трудился на скотном дворе, служил пономарем, помогал в богослужении.

Как всякий монах, митрополит Челябинский и Миасский Никодим в молодости дал обет целомудрия, который неукоснительно соблюдает и по сей день. Уверен, что женатый человек невольно думает о семье и ему трудно отдавать всего себя служению Господу.  

Шлейф атеизма?

— Сегодня вы можете наблюдать последствия советского атеизма?

— Иногда такой шлейф можно увидеть среди чиновников, которые, не понимая исторического пути России, нет-нет да и проявят что-то советское: «Церковь отделена от государства».

Иногда некоторые родители приходит и говорят: хотели, мол, чтобы в их классе преподавали основы православной культуры. Но происходит это в школе, директор которой сформировался еще в советскую эпоху. И он возмущен: «Как?! Закон Божий? Это недопустимо!»

Так и хочется сказать такому директору: «Дорогой мой! Основы православной культуры и Закон Божий и рядом не стояли! Речь же идет о культурологическом предмете! Без этих знаний невозможно, например, понять картину Александра Иванова «Явление Христа народу», особенности архитектуры, понять поступки исторических персонажей, почему воевали с католиками, а в орду на поклон поехали?

Мне приводят контраргументы: в классе есть, дескать, представители других религий… Ну и очень хорошо! Они познакомятся с теми традициями, с той культурой, которая лежит в основании нашего государства! В нашей семье они будут знать те правила, которые очень важны для 80 процентов населения России, то есть для тех, кто назвал себя русскими.

— В Челябинской области исторически сложились несколько центров православной культуры: в Челябинске, Златоусте, Троицке. У вас нет в известном смысле ревности к тому, что Троицк в последние годы все более позиционирует себя как центр исламской духовности? Этому в немалой степени способствуют и «Расулевские чтения».
 
  Нет! И еще раз нет! Это крайне предвзятое мнение! Посмотрите: 70 процентов местного населения православные. Сам город Троицк, основанный казаками, сформировался как исключительно православный город, о чем напоминает и его название. И сама Троицкая епархия была сформирована еще в 20-х годах прошлого века. А ислам и православие всегда мирно сосуществовали в этом городе, как, впрочем, и на всем Южном Урале.

А король-то голый!

— Не кажется ли вам, что в тех случаях, когда РПЦ достаточно активно вмешивается в светскую жизнь, стараясь повлиять на людей неверующих или представителей другой конфессии, подрывается ее авторитет?

— Я так не думаю. Церковь всегда говорила и будет разъяснять, где правда и где ложь, где зло, а где добро. И если она перестанет это делать, то тогда исчезнет и смысл существования церкви, которую можно сравнить с тем мальчиком из известной сказки, воскликнувшим: «А король-то голый!» Поэтому церковь всегда будет говорить правду! И проверить ее можно только с помощью веры.

— Религиозная общественность встревожена тем эффектом, который могут произвести поправки в федеральный закон «О внесении изменений в закон «Об объектах культурного наследия». Этот документ дает право неким контролерам инспектировать исторические и культурные здания, к которым относятся и православные храмы…

— Я могу сразу указать вред, который такие вот органы нам наносят. Вот сельский храм XIX  века, деревянный. Нам говорят, что для его реставрации нужно приглашать специалистов, нужно проводить культурную экспертизу, нанимать специальную бригаду. А у прихода просто нет денег на подобные дорогостоящие проекты. И возникает нередко вопрос: сохранить памятник или строго следовать букве закона?

Нам говорят: вот памятник культурного значения. А на основании чего принимали решение? Иногда доходит до абсурда: какой-нибудь сарай, в котором грели воду для мытья полов, объявляют памятником культурного значения. Или говорят: в этом памятнике вы не имеете права ставить пластиковые окна. Но здравый смысл подсказывает: если этого не сделаем, мы этот храм не сохраним. Нам говорят: этот памятник охраняется государством. Но если государство ровным счетом ничего не делает для сохранения, какое оно имеет моральное право диктовать свои условия по сохранению этого памятника?

Чудеса случаются

— Знаю, насколько трепетно относитесь к предстоящему событию — привозу Федоровской иконы Божьей матери. Вы же чуда массового исцеления не ждете?

— Представьте, жду… Знаете, не каждый челябинец может съездить в город Кострому и поклониться чудотворному образу Божьей матери Федоровской. Известно много фактов исцеления, устроения жизни, связанных с этой иконой. Александр Невский благословлялся на брак этой иконой. В XVII веке она спасала Отчизну от захватчиков. Жены всех российских императоров, начиная с эпохи Павла, носили отчество Федоровна, брав его именно от этой иконы, которую еще называли «царской».

Сегодня эту святыню, одну из древнейших икон Русской земли, мы привозим на Южный Урал: невероятнейшее событие! Это уже само по себе чудо!

— А на южноуральской земле чудеса совершаются?

— На днях был отреставрирован храм Вознесения Господня в селе Синеглазово. Когда в 1938 году храм закрывали, энкавэдэшники вынесли иконы и сказали прихожанам: «Кто хочет — берите!» И люди подходили и брали. И этих-то людей арестовали и отправили в ссылку. Поэтому многие иконы оказались в Красноярской тюрьме, куда посадили наших земляков. Но люди помнили, откуда эти иконы, и когда почти через 80 лет храм открылся, все иконы — через тысячи километров! — возвратились назад. Это и есть чудо!

— Есть ли на Южном Урале достойные кандидатуры, кто мог бы претендовать на статус местночтимых подвижников?

— Да, есть такие! Сейчас мы готовим документы для канонизации Дунюшки. Жила в Троицкой епархии в XX веке такая раба Божья. Есть множество свидетельств того, как с помощью ее молитв совершались чудеса, люди получали помощь. Архиерейский совет Челябинской митрополии подал прошение на то, чтобы был рассмотрен вопрос о ее прославлении в лике святых.

В истории Челябинской епархии это первый случай, и Дунюшка станет местночтимым святым всего Южного Урала, а это четыре епархии, в том числе и Троицкая.

Наедине с собой

— Какое у вас хобби? Чем вы занимаетесь в свободное время?

— Меня удивляют люди, когда об этом спрашивают. Хобби, наверное, есть у тех, у кого действительно есть свободное время. У меня, к сожалению, свободного времени очень мало. Потому что есть еще домашние молитвенные правила, которые я, как монах, конечно же, совершаю. Это ежедневное чтение канонов, акафистов, псалтыря, Евангелия. Душа требует помолиться Господу, спокойно подумать наедине с собой, дать себе оценку, прошедшему дню, попросить помощи дню наступающему.

Конечно, я люблю музыку. Но свой отпечаток на меня отложила та среда, в которой я рос. В ней ценили песни совсем не советские, а, скорее, эмигрантские. Среди певцов были популярны у нас, например, Петр Лещенко.

Фильмы современные мне, к сожалению, не интересны. Мне интереснее читать. Очень люблю перечитывать «Лето господне» Ивана Шмелева, описания дореволюционной жизни духовенства, воспоминания пастырей. Люблю читать Карамзина, Соловьева. Это, наверное, связано с тем, что я преподавал историю в духовной семинарии.

Монах и бес

— В конце фильма «Монах и бес», несмотря на его гротескность, поднимается один из основных вопросов веры — прощения. Как распознать границы прощения? Толстой говорил: «Понять — значит простить». Способны ли вы простить человеку то, что должно простить?

— Понять-то нужно прежде всего самого себя. Когда ты поймешь, что в глазах господних ты такой же грешник, как и тот, кого ты осуждаешь, когда ты дашь сам себе оценку своему предательству, которое ты можешь совершать каждодневно, — в отношении Бога, церкви, людей, какое же у тебя будет моральное право судить другого человека? И, может быть, ты поймешь, что сам-то ты гораздо больший грешник, чем он. Когда ты поймешь смысл слов «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» и если ты хочешь, чтобы Господь тебя, грешника, простил, прости сам. А границы прощения нет.

— Известен эпизод, когда в Афины, где жил Сократ, прибыл физиономист, который, услышав речи и увидев известного философа, обвинил его в том, что он носит в себе все гнуснейшие пороки и страсти. Сограждане готовы были разорвать обидчика, но Сократ остановил их: «Стойте! Да, я именно такой! Но я не хочу быть таким!» То есть легендарный мудрец боролся в себе со страстями и пороками. В вас этот процесс происходит?

— Происходит, да… Надо понимать, что есть грехи такие, которые только в помыслах наших живут. Но ведь это все равно грехи! Обуздать помыслы очень сложно! Даже находясь на смертном одре, можно согрешить. К сожалению, я не могу сказать о себе, что полностью поборол страсти в своем сердце. Я живой человек. И во мне бушуют срасти, бывают и злоба, и раздражительность, и обида, и гнев. Я потом это осознаю, раскаиваюсь об этом перед Господом, прошу у него прощения. Но я также хорошо понимаю, что человеческая природа слаба.

— Шукшин повторял: «Нам бы про душу не забыть…» А что помогает вам в минуты слабости? Молитва? В чем вы укрепляетесь?

— Конечно же, в молитве. Если вчитаться в ее слова, то человек может обрести невероятное подспорье в укреплении веры. Канон Пресвятой Богородице и ангелу-хранителю раскрывают правду в тебе самом. Казалось бы, каждый день ты читаешь этот канон, но каждый день он звучит для тебя по-разному, сияет новыми гранями души человека!

— С кем чаще разговариваете по телефону?

— С мамой! Живет она в маленьком домике в Подмосковье. Бывает, что она у меня совета спрашивает, а бывает, что и я у нее…Я всю жизнь мечтал, чтобы жить покойно в тихом доме рядом с мамой. Но так случилось, что с 1985 года путешествую. Но всегда помню о доме. Как и у всякого человека, у меня бывают расстройства в жизни. Помолюсь, позвоню маме, поговорю с ней и успокоюсь.

— У вас есть круг друзей из света? Как вы их находите?

— Знаете, говорят вот иногда: «струны души». А у струн есть тон, которым они звучат. И с ним входят в резонанс другие струны. И ты вдруг слышишь, как рядом раздается похожий звук…

Наверное, по такому духовному резонансу я и находил людей, близких мне, хотя иные и не столь воцерковленные, как бы мне хотелось. И мне с ними приятно не только говорить, но даже просто сидеть. Я могу назвать несколько человек, которые живут здесь, в Челябинске, с которыми я всегда рад встретиться. А ведь я их знаю всего три года, а ощущение — будто всю жизнь …

19.07.2019 | 10:54
Ларьки, лужи, тротуары. Наталья Котова проверяет районы Челябинска

На этот раз и.о. главы города посетила Курчатовский район. Проблемы оказались типичными для всего города: незаконные киоски, разбитые тротуары и отсутствие благоустройства.

18.07.2019 | 14:59
Квоты в законе. В Челябинской области начнут экологический эксперимент

Госдума РФ в третьем чтении единогласно приняла закон о квотировании выбросов. За проголосовали 398 депутатов.

09.07.2019 | 08:51
После Чехова. Почему артист челябинского театра ждет роль короля Лира

В 2019 году, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стал артист Челябинского НХТ Александр Балицкий.

01.07.2019 | 17:29
В Челябинске издали книгу, посвященную императору Александру II

200-летие со дня рождения царя-реформатора — повод, безусловно, значительный. Но насколько авторы нового издания были решительны в своих намерениях отметить этот юбилей книгой? Ведь до сих пор даже среди историков нет единого мнения по поводу роли этой личности в истории. С этого вопроса мы и начали беседу с автором-составителем книги, заместителем директора ОГАЧО Николаем Антипиным.

Новости   
Спецпроекты